News

Экологи призывают арктические страны удвоить усилия в борьбе с выбросами сажи в Арктике

www.hurtigruten.us

Опубликовано: 16/05/2019

Автор: Анна Киреева

Экологические организации возмущены поведением США, которые сорвали подписание традиционной совместной декларации встречи Арктического Совета на прошлой неделе в финском Рованиеми. Экологи призвали арктические страны удвоить усилия в борьбе с выбросами сажи в Арктике.

Впервые за 23-летнюю историю Арктического Совета, саммит министров не смог достичь консенсуса при принятии совместной декларации. Это произошло после того, как делегация США во главе с Госсекретарем Майком Помпео отказалась подписать декларацию о вызовах в Арктике из-за разногласий в формулировках об изменении климата, – говорится в официальном заявлении Альянса «Чистая Арктика».

Вместо этого в кратком заявлении министры из США, Канады, России, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и Исландии вновь подчеркнули необходимость устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики.

«Откровенное игнорирование правительством США изменений, происходящих в Арктике, потерявшей три четверти летнего морского льда за последние 40 лет, лишь подчеркивает необходимость подтверждения приверженности арктических стран политике сокращения выбросов черного углерода в сотрудничестве с Международной морской организацией (IMO)», – сказал Сиан Приор (Sian Prior), ведущий советник Альянса «Чистая Арктика».

Представитель Госдепартамента заявил, что США поддерживают идею сбалансированного подхода, который защищает окружающую среду, но и способствует экономическому росту.

«Соединенные Штаты являются мировым лидером по сокращению выбросов, – сказал представитель Госдепартамента. – Американские выбросы CO2 в энергетике сократились на 14% с 2005 по 2017 год – и это при росте экономики на 19,4%. В основном это произошло благодаря разработке и внедрению инновационных энергетических технологий», — цитирует его Eye on the Arctic.

По словам менеджера проектов Объединения Bellona (член Альянса «Чистая Арктика») в области морского судоходства в Арктике Сигурда Энге (Sigurd Enge), срыв Соединенными штатами принятия декларации министерской встречи не явилась большим сюрпризом.

По его мнению, особую тревогу вызывает тот факт, что правительство США отрицает научно подтвержденные факты и использует свою власть и влияние для препятствования принятию декларации Арктического Совета о том, что в Арктике происходят катастрофические климатические изменения, требующие конкретных мер.

«Уверен, что остальные страны должны продолжать свою работу в этом направлении, чтобы глобальное повышение температуры на планете не превысило 1,5 градуса», – уверен эксперт Bellona.

В своем заявлении Председатель встречи – министр иностранных дел Финляндии Тимо Соини (Timo Soini) подтвердил, что Арктический Совет поддерживает активизацию усилий отдельных стран и международного сотрудничества в области сокращения выбросов черного углерода – опасного загрязнителя воздуха.

ingressimage_ingressimage_Climate-Change-1.-2..jpg

По словам Соини, большинство членов Арктического Совета «расценили изменение климата как основную проблему, стоящую перед Арктикой, и признали настоятельную необходимость в принятии мер по адаптации к нему».

«На нашей встрече была подчеркнута необходимость национальных усилий и международного сотрудничества в области предотвращения загрязнения, сокращения выбросов и сохранения биоразнообразия, в то время как большинство из наших стран особо подчеркнули необходимость сокращения выбросов парниковых газов и черного углерода, а также активизации работы по адаптации к изменению климата», – говорится в заявлении Соини.

Это означает, что все восемь арктических государств, в том числе США, должны воспользоваться возможностью заседания Комитета по защите морской среды ИМО для поддержки мер по уменьшению воздействия выбросов черного углерода от международных перевозок в Арктике. Эти меры также содержат требования к судам, плавающим в Арктических акваториях, по использованию только более легких и чистых видов топлива.

arctic voyage Credit: www.hurtigruten.us

Какое топливо более безопасно для использования судами в Арктике, в частности, широко обсуждалось на специальной встрече Bellona «Арктическое топливное меню» в рамках международного Арктического форума «Арктические рубежи 2019» в норвежском Тромсе.

Альянс «Чистая Арктика» – это коалиция 18 некоммерческих экологических организаций, призывающих запретить использование и транспортировку судового остаточного топлива (СОТ) в Арктических акваториях.

По данным Альянса, на долю выбросов черного углерода приходится 21% от всех выбросов морского судоходства. Он оседает на снегу, морском льду и ледниках, снижая их способность отражать солнечные лучи и увеличивая поглощение тепла.

Изменение климата приводит к сокращению площади многолетних льдов, что расширяет возможности для увеличения судоходства. Это, в свою очередь, может привести к еще большему увеличению выбросов черного углерода, – это некий климатический замкнутый цикл.

Исландия должна присоединиться к запрету СОТ

В своем манифесте, выпущенном до министерского совещания Арктического совета, Альянс «Чистая Арктика» призвал Исландию, которая на следующие два года стала Председателем Совета, сосредоточиться на работе по сокращению выбросов сажи в Арктике.

«Исландия должна использовать свое лидирующее положение для стимулирования оперативных действий, – отметил в заявлении Арни Финнссон (Árni Finnsson), председатель Исландской ассоциации охраны природы. –Запрет на использование и транспортировку СОТ судами в Арктике является эффективным способом снижения нагрузки на окружающую среду региона».

Страны – члены ИМО договорились о плане по введению запрета СОТ в арктическом судоходстве и по оценке последствий введения данного запрета во время Заседания Комитета по защите морской среды ИМО (MEPC72) в Лондоне.

«Члены Арктического совета должны выполнить свое обязательство – быль мировыми лидерами по снижению выбросов черного углерода, в том числе за счет снижения сжигания тяжелого мазута, который напрямую влияет на климат Арктики, – сказал Приор. – Арктический совет должен продвигать концепцию арктического судоходства с нулевым уровнем выбросов. Для этого необходимы срочные действия по запрету на использование тяжелого мазута и прекращению выбросов сажи».

В Манифесте также говорится о необходимости принятия мер по обеспечению «переходного периода», чтобы оказать поддержку общинам коренных народов Арктики после введения запрета.

Россия не поддерживает запрет

Канада и Россия не поддерживают данный запрет из-за опасений, что он негативно отразится на стоимости доставки в отдаленные арктические регионы.

«Российская делегация неоднократно высказывала свои опасения в связи с предложением о введении полного запрета на использование тяжелых сортов топлива в Арктике в качестве меры по снижению рисков. Эти опасения обусловлены, прежде всего, спецификой российской Арктики, а именно – наличием в регионе значительного количества населенных пунктов, снабжаемых исключительно по морю в рамках «Северного завоза», – говорится в официальном ответе МИДа России на вопрос Bellona относительно официальной российской позиции по данному вопросу.

По предварительным оценкам, введение такого запрета вызовет удорожание «Северного завоза» из-за отказа от наиболее дешевого судового топлива и, как следствие, приведет к ухудшению социально-экономического положения региона. Прежде всего, это отразится на местном населении, которое относится к наиболее уязвимой категории жителей страны ввиду суровых условий проживания.

Еще одним аргументом российской стороны стали вступающие в силу 1 января 2020 года новые требования Приложения VI Конвенции МАРПОЛ о предельном содержании серы в судовом топливе не более 0,5%. По экспертным оценкам, приводимым российской стороной, введение этих нормативов естественным образом приведет к уменьшению использования тяжелых сортов топлива, в том числе в Арктике, и, соответственно, снизит риски, связанные с его использованием.

Россия поддерживает необходимость проведения тщательных исследований по оценке воздействия возможного запрета на местное население арктических государств и настаивает на необходимости проведения комплексной оценки воздействия подобного запрета на социально-экономическую ситуацию в регионе, с безусловным учетом специфики каждого арктического государства.

«Конструктивный разговор о введении запрета на использование тяжелых сортов топлива на судах в Арктике может быть продолжен в ИМО только с учетом результатов проведения указанной оценки воздействия. Поскольку речь идет о региональной ограничительной мере, важно, чтобы при внесении изменений в соответствующие международные инструменты ИМО были учтены специфические условия, существующие в каждом из арктических государств», – говорится в официальной позиции МИД России.