Защита окружающей среды и распространение электромобилей стали частью избирательной компании в Финляндии

driving_tesla Фото: Roger Syversen

В конце прошлого года в Суоми было зарегистрировано 2 404 электрических и около 50 000 гибридных автомобилей. Несмотря на столь скромные показатели, за последние три года количество электромобилей в стране выросло в четыре раза. Ожидается, что их количество возрастет еще в два раза по итогам 2019 года.

Самое большое количество электрических автомобилей традиционно сосредоточено в столице и окрестностях (42,2%), крупных городах и на юге страны, где хорошо развита зарядная инфраструктура.

Стоит отметить, что на севере и востоке Финляндии гораздо меньше станций зарядки, особенно с возможностью быстрой зарядки, чем в центре и на юге страны.

Согласно директиве ЕС по развитию чистой транспортной инфраструктуры, к 2020 году в Финляндии запланировано открыть 71 000 зарядных станций для электромобилей.

Финны перенимают опыт Норвегии, поэтому у будущего правительства появится программа по распространению электромобилей в стране, которая будет включать налоговые льготы для их владельцев.

Некоторые аналитики уже называют предстоящие парламентские выборы «климатическими». Проблема изменения климата звучит во всех предвыборных программах, и каждая партия не только высказывает свое мнение о проблеме, но и предлагает меры борьбы с ней. Одной из таких мер, способствующих снижению выбросов, стал переход на электромобили.

На сегодняшний момент в Финляндии владельцы электромобилей платят четверть транспортного налога, который полагается для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, с прошлого года до конца 2021 года при покупке электромобиля можно воспользоваться прямой субсидией от государства в размере 2 000 евро.

tesla_charging_Kirkenes Фото: Finn Helge Lunde

Предыдущее правительство в конце прошлого года опубликовало программу по переходу на углеродно-нейтральную экономику. Часть этой программы – увеличение доли автомобилей с нулевыми или низкими выбросами и постепенное доведение этого количества до ста процентов.

Согласно программе, планируется, что в 2025 году в Финляндии будет 250 000 электромобилей, в 2030 году – около 670 000, 2045 году — около 2 млн электромобилей и 42 000 единиц электрического грузового транспорта.

Данная программа также вводит запрет на покупку в стране автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2045 года. Соседняя Швеция собирается ввести такой запрет в 2030 году, а Норвегия и вовсе в 2025-м.

Предвыборные программы

Для того, чтобы добиться таких целей, нужно приложить немало усилий. Опыт соседней Норвегии показывает, что повышение налогов на топливо одновременно с экономическими стимулами для владельцев электромобилей и развитием зарядной инфраструктуры дает быстрый положительный эффект.

Представители партий, идущих на выборы, выступили с поддержкой сразу нескольких идей, среди которых: переход на служебные электрические автомобили, изменение налоговой системы для электромобилей.

Согласно ряду прогнозов, большинство в финском парламенте займет Социал-демократическая партия. Она выступает активным сторонником электромобильности. В поддержку развития электромобилей выступают все партии, но именно Социал-демократы ставят самые амбициозные цели, требуя более раннего запрета на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (называется 2030 год), развития зарядной инфраструктуры.

Партия уже опубликовала альтернативный бюджет на 2019 год, в котором до конца года выделяется 10 млн евро на перевод пассажирского и служебного транспорта на электричество.

Социал-демократы также предлагают увеличить налоги на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, в зависимости от объема двигателя, а налоги для владельцев электрокаров практически обнулить.

e-charger in Kirkenes Фото: Анна Киреева

Электромобиль становится частью инфраструктуры

В конце 2019 года вступит в силу директива ЕС, требующая установки зарядных станций для электромобилей на парковочных местах и в подземных парковках в новых многоквартирных домах. В новостройках и на строительных площадках зарядной станцией должно быть оборудовано каждое пятое парковочное место в новостройках.

Государство частично финансирует нововведение: если строится хотя бы пять зарядных станций, то государство может компенсировать до 35 процентов расходов.

Существует также финансовая поддержка для развития общественных зарядных станций: с 2017 по конец 2019 года государство вкладывает 4,8 млн. евро на строительство зарядных станций (преимущественно быстрой зарядки). За это время количество зарядных станций должно вырасти втрое.

Анна Киреева

anna@bellona.ru