News

Городам придется поумнеть

Khairul Nizam

Опубликовано: 11/01/2019

Автор: Ольга Подосенова

Пилотными площадками для реализации федерального проекта «Умный город» стали 36 городов в 33 регионах России. Реализовать инициативу планируется в рамках сразу двух национальных проектов: «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». Энергоэффективность, экологическое планирование, удобство и общее цифровое пространство – вот основные признаки, которые должны отличать «умные города» от обычных.

IQ для мегаполисов

Концепция «умного города» (smart city) для мирового сообщества – больше, чем просто тенденция: мир становится все более урбанизированным, и к 2050 году ожидается, что 60% населения планеты будут жить в городах. Реализация этого сценария при нынешних подходах может создать серьезные проблемы для окружающей среды, в том числе связанные с глобальным потеплением.

Согласно отчету Международной корпорации данных (IDC), общемировые расходы на технологии «умного города» в 2016 году достигли 80 млрд долларов, а к 2021 году они вырастут до 135 млрд долларов. Данные технологии разрабатываются и вводятся для улучшения экологических, финансовых и социальных аспектов городской жизни. Цель – сделать максимально комфортной жизнь горожан и сохранить при этом окружающую среду. Город должен управлять ресурсами в городской среде, которая при этом должна быть устойчивой и недорогой.

Хорошо продуманные интеллектуальные технологические инструменты могут помочь государственным органам, окружающей среде и жителям. Эти инструменты могут повысить эффективность городских служб, устраняя избыточность и находя способы сэкономить деньги, а также предоставлять более качественные услуги при меньших затратах. Также внедрение данных технологий способствует оптимизации использования городского пространства и минимизации воздействия на окружающую среду.

Люди получат доступ ко многим современным удобствам, таким как отличные транспортные  коммуникации, интеллектуальные сети электроснабжения, а современные приложения и новейшие знания и опыт помогут преобразовать работу городских властей.

Это – реальность

«Умные» офисные центры, медицинские учреждения, больницы, учебные заведения, стадионы и другие «умные» здания уже существуют по всему миру. По оценкам Navigant Research, в 2020 году интеллектуальные строительные технологии принесут глобальный мировой доход в размере 8,5 млрд долларов.

«Самый умным» в 2016-2017 годах, по результатам исследования компании Juniper Research, был признан город-государство Сингапур. Обретя независимость только в 60-х годах XX века, он смог распрощаться со статусом бедной страны третьего мира и стать экономическим и технологическим мировым лидером.

В Сингапуре власти уделяют огромное внимание развитию новейших технологий. Местное правительство инвестирует в талантливых разработчиков и активно поддерживает исследования ведущих вузов страны. Благодаря такому подходу Сингапур всегда на передовой в области инновационных видов транспорта, здесь оптимально продумана дорожная сеть. Сингапур одним из первых стал тестировать беспилотные автомобили и автобусы. Также здесь работает автоматизированная система контроля санитарии с помощью «умных» мусорных контейнеров.

В 2016 году была запущена программа Smart Nation Fellowship, основная задача которой – привлекать в Сингапур международных специалистов для участия в коротких исследовательских программах. Ученые и инженеры должны работать в команде и разрабатывать технологии, направленные на улучшение городской инфраструктуры и повышение качества жизни.

До Сингапура список умнейших городов мира возглавляла Барселона. Благодаря гражданскому сопротивлению Барселона отказалась от конкурса на проведение Олимпийских игр 2026 года, а освободившиеся деньги потратили на строительство социальных объектов и улучшение цифровой муниципальной системы с особым приоритетом и программами для социально-незащищенных жителей города.

Иммунитет для города

Однако у проектов «умных городов» есть не только восторженные сторонники, но и ярые противники. В первую очередь из-за того, что, как и в случае с любыми новыми технологиями, существует опасность выхода этих технологий из-под контроля. Когда речь идет о масштабах мегаполиса, то тут и правда не до шуток. Вспомнить хотя бы недавнее происшествие с первой московской канатной дорогой, которая сломалась на второй день работы. По одной из основных версий, это случилось из-за кибератаки на серверы.

В 2015 году была создана программа Securing Smart Cities, которая собирает экспертизу в области «умных технологий» и регулярно публикует рекомендации для градоначальников. В программе участвуют компании IOActive, Bastille, Cloud Security Alliance, «Лаборатория Касперского» и независимые исследователи. В проектах и маркетинговых материалах концепции умного города или его элементов могут уже сегодня выглядеть достаточно безопасно. Существуют подходы и технологии, которые помогают создавать настоящие «иммунные системы» для городов.

С российским акцентом

Согласно прогнозам, в России уровень урбанизации к 2025 году будет гораздо выше, чем в среднем по миру – в крупных населенных пунктах будет проживать 81% населения страны. Такие темпы урбанизации без развития новых «умных» технологий управления городским хозяйством могут обернуться экологическими, социальными и экономическими проблемами. Чтобы городская инфраструктура могла справиться с возросшими нагрузками, придется либо вводить в строй новые мощности, либо повышать эффективность имеющихся, признают чиновники.

В числе целевых показателей российского проекта «Умный город»: перевод документооборота в сферах ЖКХ, благо­устройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид, создание цифровых инструментов участия жителей в принятии решений по вопросам городского развития, рост доли коммунальных предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации. А также увеличение числа зданий, подключенных к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов, и многие другие механизмы, внедрения которых требует от нас сегодняшний день, добавляет глава Минстроя России Владимир Якушев.

Еще на этапе разработки проекта Минстрой России создал рабочую группу «Умный город», в которую вошли представители федеральных и региональных органов власти, крупных предприятий ЖКХ, крупнейшие разработчики технологий – «Ростелеком», «Роснано», «Рос­атом», «Ростех», вузы и центры компетенций, а также международные эксперты, в том числе из Программы ООН по населенным пунктам. Ранее в регионы были направлены методические рекомендации по разработке программ: пояснения по структурированию региональных и городских проектов по цифровизации инфраструктуры, наборы технологических механизмов для эффективного внедрения смарт-разработок в городскую жизнь.

Предполагается, что в городских проектах не будут прописаны конкретные решения и подрядчики, зато будут обозначены ключевые направления работы. А в 2019 году Минстрой представит своеобразный рейтинг IQ муниципалитетов. На программу «Умный город» в течение следующих шести лет планируется выделить 13 млрд рублей из государственного бюджета.

Первые «поумневшие города» появились в России прошлом году – ими стали Воронеж и Владивосток, где интеллектуальные проекты реализовывались совместно с иностранными компаниями. Речь идет о внедрении «умных светофоров», строительстве «здоровых» жилых домов, спроектированных при участии японских специалистов, тестировании технологий бестраншейной санации трубопроводов.

За год эти технологии доказали свою эффективность. К примеру, в Воронеже скорость движения по участку, оборудованному умными светофорами, увеличилась на 20%, а стоимость и сроки восстановления трубопровода при помощи технологии спиральной навивки оказались ниже, чем при использовании стандартных методов, причем ремонт осуществлялся без остановки канализации. Поэтому было решено продолжить внедрение этих технологий в двух пилотных городах, чтобы потом тиражировать их в другие населенные пункты страны.

Есть ряд пилотных городов, которые уже активно внедряют смарт-разработки в свою инфраструктуру и в чем-то опережают других. В рамках проекта «Умный город» данный опыт будет реализовываться на территории всей страны. Именно поэтому каждый регион должен разработать подробный план действий – программу по цифровизации городского хозяйства. К этому проекту можно привлекать и частных инвесторов – многие технологии могут окупиться: например, городской Wi-Fi, как правило, оплачивают предприниматели.

«Важно понимать, что в большинстве случаев «умные решения» позволяют экономить и привлекать дополнительные средства в город», – отмечают в Минстрое России.

Чтобы помочь регионам и городам с выбором конкретных технологий для внедрения, Минстрой запустил портал «Банк решений умного города». Сейчас в нем более ста проектов, большая часть которых связана с цифровыми платформами и искусственным интеллектом, также в тройке лидеров проекты по созданию «умной» транспортной инфраструктуры и проекты по энергоэффективности. Все это в комплексе должно сделать жизнь граждан комфортной и значительно сэкономить бюджетные деньги, считают инициаторы проекта.

В начале пути

Национальные институты периодически создают рейтинги самых «умных» российских городов, в которые вошли Москва, Санкт-Петербург, Казань, Красноярск и Уфа. Но показательно, что ни один из наших мегаполисов не попадает в мировые топы. А под определение «smart city» более-менее подходит только Москва, в которой есть единая система беспроводного интернета, покрывающая не только парки, но также метро и автобусы, тестируются беспилотные автомобили, и проводится эксперимент с «умным» кварталом в Люблине, начатый в феврале 2017 года. Там при помощи «умных» технологий хотели решить проблему ресурсосбережения – снабжением горячей и холодной водой, теплоснабжения и энергопотребления, а на мусорные контейнеры должны были установить датчики для определения уровня наполнения. Но пока власти города не готовы комментировать результаты и предоставить какие-то конкретные результаты наблюдения по итогам почти двух лет: «Работы по умному кварталу в Марьине еще продолжаются. Подведем итоги немного позже».

Мегаполисы вроде Москвы и Санкт-Петербурга могут позволить себе широкий спектр технологий, чего, к сожалению, нельзя сказать о большинстве других российских городов. При этом муниципалитеты заинтересованы в очень практичных решениях – нужны проекты по энергоэффективности, оптимизации вывоза мусора, улучшению качества воды, повышению безопасности дорог. Еще одна особенность заключается в том, что водоканал – энергетическая инфраструктура, которая не имеет отношения к муниципалитетам, и внедрение «умных» технологий во многом зависит от их доброй воли. Именно от доброй воли – органов власти, коммунальных служб, бизнеса, общественных организаций и обычных граждан – во многом зависит, как скоро «поумнеют» российские города…