News

Экология и политика в парижских протестах

flickr.com/photos/131085807@N07

Опубликовано: 13/12/2018

Автор: Игорь Ядрошников

Протесты во Франции, переросшие в погромы и выдвижение десятков достаточно серьёзных требований к правительству, начались со стихийной манифестиции в связи с повышением налога на автомобильное топливо, которое в свою очередь является важным инструментом в амбициозном плане Экологического перехода.

Хотя экологические проблемы не были главным пунктом в предвыборной кампании Эммануэля Макрона, он старается сделать Францию мировым лидером в экологизации экономики, борьбе с изменением климата.

Было объявлено об увеличении господдержки «зеленой» энергетики, на которую с 2019 по 2028 год собирались потратить 71 миллиард евро.

Чтобы снизить к 2030 году выбросы парниковых газов на 40%, правительство увеличило налог на дизельное топливо и бензин: на 7,6 и 3,9 евроцентов за литр соответственно. С начала 2019 года планировалось ещё одно повышение: на 6,5 и 2,9 евроцента. Это было важной частью большого, рассчитанного на многие годы вперёд плана, получившего название Экологический переход.

Начались протесты, переросшие в погромы. Правительство вынужденно пошло на уступки.

«БЕЛЛОНА» попросила прокомментировать происходящее журналиста и правозащитника Марию Ноэль, которая живёт в Париже и видела всё происходящее своими глазами.

«БЕЛЛОНА»: Насколько мы понимаем, Экологический переход – это переход на новую энергетическую модель, базирующуюся на возобновляемых источниках энергии, не так ли?

М.Н.: Макрон и Правительство собрались совершить качественный скачок в будущее. Утроить количество ветряков, закрыть всё угольное. Они серьёзно отнеслись к делу, только тем и занимаются, чтобы лучше всё посчитать, чтобы всё получилось.

Тут важнейшая задача совместить эти планы с французской социальной системой и принципом братства, то есть когда все друг другу помогают.

Ну и ещё задача: объяснить народу, как важно всё это.

Макрон последовательно выполняет обещания, которые он сделал в предвыборной программе и начале своего срока. Создано министерство экологического перехода, которое работает очень напряжённо. В первую очередь речь идёт о развитии альтернативных возобновляемых источников энергии. К 2030 году планируется втрое увеличить производительность ветряков и в целых пять раз – долю солнечной энергетики. По плану к 2035 году будут закрыты 13 реакторов АЭС.

Повышение налогов на энергетические продукты должно было пополнить финансовую базу экологического перехода.

– Но помешал общественный протест. Почему он возник и стал таким массовым и радикальным?

– Макрон заявил, что не будет повышать налог, при этом подчеркнул, что будет продолжать выполнять свои обещания по борьбе с бедностью. Президент не собирается отступать от своих обещаний и целей, заложенных в Экологическом переходе.

Поднятие топливного налога приостановлено. Не будут ужесточаться технические требования к автомобилям и их выхлопам. Не будут повышаться и тарифы на электроэнергию. Планировалось, что это тоже даст дополнительные деньги в копилку экологического перехода.

Макрон обещал наряду с проблемой климатических изменений заниматься и проблемами людей, которым трудно «свести концы с концами». Он услышал протестующих автомобилистов, но не будет снисходителен к тем, кто устраивает погромы.

Почему протест стал таким жёстким? Тут целый комплекс причин.

Ужесточение требований к техническому состоянию автомобилей – это очень важная история для Франции. К примеру, некоторые автомобили не могут двигаться по Парижу в определённые дни, так как не соответствуют новым экостандартам по качеству, составу выхлопных газов. Большинство протестующих имеют машину, которую просто не могут обновить, заменить на более экологичную.

За этот год сильно просела покупательская способность людей. А тут конец года, праздники, надо покупать подарки, вносить обязательные платежи за энергию и так далее и так далее, и на фоне вот этого обещания повысить цены…

Теперь о повышении цен на топливо. Цены и так поднимались в течение этого года и достаточно ощутимо для автомобилистов. А их во Франции 80% населения. Дизель используют 4/5 из них. Недовольство возникло ещё в сентябре, когда появилась петиция, которая быстро набрала более 300 000 голосов.

Проблема обострилась и тем, что плохо стало с транспортом в регионах. Провинциальная Франция столкнулась с этой проблемой всерьёз.

Вернёмся к протестам.

Началось всё с протеста против повышения цен на топливо, и вокруг этого собрались самые разные люди, сторонники всех взглядов. Я не могла себе представить, что представители ультралевых и ультраправых могут находиться в одних рядах.

При этом надо сказать, что во Франции не так много климатически скептиков и людей, далёких от экологических проблем. Тех, кто думает, что соглашение по климату – это ерунда, не так много. И Экологический переход не случайно был одним из важнейших пунктов программы Макрона. Люди хотят жить в чистом воздухе, [чтобы] дети питались чистыми продуктами.

yellow vests movement protests Bethonvilliers Credit: Thomas Bresson

Люди, которые в жёлтых жилетах перекрывают дороги, – это те, кто действительно к концу месяца едва сводит концы с концами. Им не до телевизора и прочего. Им надо отвезти ребенка в школу, съездить за покупками и совершить ещё массу действий, которые без своей машины они сделать не могут. Им не до эколого-энергетического перехода. При этом у протестующих нет лозунга «Пошёл ты со своей экологией!». Нет, они говорят о своих финансовых проблемах. Они бы рады купить электромбиль, да не на что.

Основная масса протестующих, это были не парижане – практически все они люди, работающие в дальней провинции или в близких к столице регионах.

– Получается, что власть «перегнула палку». На фоне ухудшения жизни людей решение о повышении налога переполнило чашу терпения, и потом пошло по нарастающей: стычки с полицией, трагедия с наездом на толпу женщины, которая в панике перепутала педали тормоза и газа, присоединение к протестам партий и иных организаций, новые требования и новые участники.

–  Да, это было похоже на снежный ком.

– Как Макрон будет совмещать противоположные вещи: с одной стороны не повышать налог, а с другой – реализовывать экологические проекты и бороться с бедностью? Откуда он возьмёт деньги?

– Я не экономист и не могу с этой точки зрения анализировать, но пока нет никаких причин не верить в обещания и заявления Макрона. План его реформ сохраняется в силе.

Сейчас здесь все задаются этим вопросом, об этом пишут СМИ. Можно сказать вот что: он сам как финансист и специалисты правительства будут усердно работать над этой проблемой. Какие конкретные шаги будут предприняты, пока не известно.

Много говорят о предприятиях, которые работают с интернетом, таких как Google, Facebook, Amazon. Они платят в бюджет не столько, сколько могли бы, и об этом много сейчас рассуждают. Они платят не так как национальные компании, и об этом неоднократно говорил и Маркон, и премьер-министр.

Макрон будет работать с двумя тысячами мэров по всей стране. Он собирается говорить с каждым из них. С каждым регионом работать, находя пути решения проблем, чтобы учесть их интересы, чтобы найти решение, учитывая особенности каждой территории.

Экологические организации критикуют Макрона за то, что он недостаточно радикален. СМИ приводят такую цитату: «стремление Эммануэля Макрона одновременно сохранить экологическую козу и производственную капусту не способствует созданию условий для четкой и последовательной экологической политики».

Это стандартная критика Макрона. И тут надо вот что сказать. Журналисты, наблюдающие за его деятельностью, говорят: «макронизм-оптимизм». Французы очень устали за последние 30 лет от политики… от всего… Они достаточно пессимистичны. Сильно «просели» французские правые и левые. Партия Макрона – это не правые и не левые, это партия, которая их объединила. Поэтому критика, что он одной рукой делает одно, а другой – совсем другое, звучит не первый раз. Не только «зелёные» говорят про это.

Ситуация в стране очень сложная. Я думаю, что кроме него никто и не знает, как выкрутиться. Может быть, он и сам пока не до конца понимает, что делать, но у него сильное финансовое чутьё. Его не зря называют «финансовым Моцартом».

Каждая страна самостоятельно принимает в соответствии со своей экономикой, политической и социальной системой решения, подобные климатическому договору.

Франция – социальная страна, и правительство не может взять и бросить народ в новую реформу, существенно ухудшить уровень жизни людей. Это невозможно, поэтому правительство будет работать с каждым мэром, с каждым кантоном и округом отдельно в поисках решения проблем.

Впереди огромная работа.

***

Некоторые аналитики считают, что Франция подала многим странам хороший пример того, как благие цели могут оборачиваться и проблемами, и убытками. Так, специалист по экологической геополитике Института политических исследований в Париже Франсуа Жеменн полагает, что подобные парижским протесты могут повториться других странах, таких как Италия, США и Великобритания.

Недавно что-то похожее, но меньшего масштаба происходило в Бельгии и Канаде.

Перед мировыми лидерами встаёт серьёзный вопрос: как спасать планету, решать экологические проблемы, не снижая уровень жизни людей? Вопрос достаточно старый, и ответа на него пока нет. То есть он есть и даже облечён в форму аксиомы известным экологом Барри Коммонером: «За всё надо платить». Однако до сих пор ни одно развитое государство не платит истинную цену за тот уровень жизни, который в нем достигнут.