News

Воскресенск: грязная сторона проекта «Чистая страна»

flickr.com/photos/jestinadine/

Опубликовано: 29/11/2018

Автор: Кира Хакимова

Мусоросжигательные теплоэлектростанции «Чистой страны» по проектировке значительно ближе к обычным МСЗ, чем к экологичным швейцарским заводам. Экоактивисты Воскресенска при поддержке адвоката «БЕЛЛОНЫ» Ксении Михайловой продолжают борьбу за получение проектировочных документов и проведение общественной экологической экспертизы по одному из них.

В рамках программы по очистке России от мусора до 2022 года на территории страны должны появиться пять мусоросжигательных заводов (МСЗ) – один в Татарстане недалеко от Казани, и четыре – в Московской области. Во всех пяти точках подготовка к их строительству сопровождается активными протестами местного населения.

Воскресенский район, где завод планируется возвести близ деревни Свистягино, не стал исключением.

Бездействие – главный враг счастливого будущего

Местные жители ведут активную борьбу более двух лет – с 2016 года: проводят митинги, сходы, пикеты и автопробеги, собирают подписи, вывешивают баннеры. Обращаются в суд. Отстаивать в суде право на благоприятную окружающую среду им помогает адвокат «БЕЛЛОНЫ» Ксения Михайлова.

28 мая 2018 года противники МСЗ обратились в арбитражный суд Московской области с целью обязать проектирующую компанию предоставить документацию, необходимую для проведения общественной экологической экспертизы –  и выиграли. К сожалению, на апелляционном суде (информацию о проведении которого странным образом не донесли до населения) решение отменили, и экспертиза не была проведена.

Однако борьба за чистый воздух и здоровье людей на этом не заканчивается: 11 декабря начнутся новые судебные процессы. Будут и новые победы, уверены активисты. Помимо прочего, благодаря взаимодействию инициативной группы Воскресенска с представителями других районов Подмосковья параллельно проходят суды по обжалованию государственной экологической экспертизы еще двух МСЗ проекта «Чистая страна».

Одно можно сказать точно: активное сопротивление граждан – единственный путь решения проблемы. Даже несмотря на не менее активное противодействие. Характерный пример – последний митинг в Воскресенске, планировавшийся на 24 ноября. Одной из его тем, наряду с рядом других экологических проблем города, должна была стать проблема МСЗ. В итоге митинг отменили под надуманным предлогом. По заявлению администрации города, в это время и в этом месте должны были проводиться работы на аварийных сетях. Но, как и следовало ожидать, никаких работ не проводилось.

«Некоторое молчаливое состояние общественности привело к тому, что Воскресенск находится под угрозой тяжелой экологической ситуации. Нужно бороться», – подытожил в интервью «БЕЛЛОНЕ» Алексей Холкин, местный активист, редактор новостного ресурса «Восзеркало».

А как же швейцарские технологии?

Но почему люди протестуют, а экологическая ситуация может стать «тяжелой»? Ведь в качестве главного преимущества строящихся «инновационных» МСЗ называют использование уникальных японско-швейцарских технологий Hitachi Zosen Inova (HZI), по заверению проектировщиков, практически полностью исключающих негативное воздействие на окружающую среду. Специалисты HZI успешно завершили более 500 проектов по всему миру, презентовав рынку технологии термической и биологической очистки.

Однако упорное нежелание предоставлять проектную документацию заставляет усомниться в  соответствии строящихся МСЗ европейским стандартам.

Подтверждает опасения жителей Подмосковья сравнение отчетности завода в Люцерне, работающего по «швейцарской технологии», и документов о предполагаемых выбросах «экологически-чистого» МСЗ в Наро-Фоминске. Один российский завод будет выбрасывать в атмосферу такой же объем опасных веществ, как 30 швейцарских заводов. И это только по официальным документам.

Кандидат физико-математических наук Валерий Сосновцев сравнил документацию и пришел к аналогичным выводам: «По диоксиду серы превышение выбросов на предполагаемом заводе в Могутово более чем в 30 раз превышает проектные максимальные выбросы для МСЗ в Перлене [Швейцария]. По пыли – в 30 раз, по ртути – в 10 раз. Если предполагаемые выбросы Наро-Фоминского МСЗ (которые со 100-процентной вероятностью в реальности будут выше) соотнести с реальными выбросами на швейцарском заводе, то соотношения увеличиваются на порядок».

«Я ничего не придумывал. Оценки по российскому МСЗ взяты из табл. 5.1.1 ОВОС [оценки воздействия на окружающую среду], швейцарские – из доклада бывшего министра экологии Швейцарии», – подчеркнул ученый.

Уровень воздействия строящихся МСЗ на окружающую среду подтверждает и финансовая сторона вопроса. Юридически строительство заводов «Чистой страны» в Подмосковье было оформлено соглашением от 6 июля 2017 года между Московской областью и компанией «АГК-1» («Альтернативная генерирующая компания»). Activatica приводит следующие данные из соглашения: более 16 млрд рублей из суммы расходов составит плата в бюджет Московской области за ущерб окружающей среде за 4 года работы заводов. Или более миллиарда рублей в год с каждого из четырех заводов. То есть получается, что загрязнение воздуха, причем немалое, вопреки всем обещаниям, уже заложено в проект.

Не будет лишним упомянуть, что средства на возведение завода и утилизацию отходов берутся из карманов местных жителей.

Даже если не ставить под сомнение сам факт взаимодействия «РТ-Инвест» и HZI (швейцарская компания указана в документации лишь создателем «базового проекта»), то разница между действующими швейцарскими и планируемыми российскими заводами очевидна. Можно для примера сравнить системы фильтрации выбросов: газоочистка в Швейцарии состоит из 5 стадий, в то время как в России ее сократили до 3.

Стоимость самих заводов при этом практически не отличается.

Вызывает недовольство местных жителей и тот факт, что для того, чтобы построить дорогу к заводу, планируется вырубить не менее 2 гектаров леса, который для этой цели был переведен из категории земель лесного фонда в земли сельхозназначения. Соответствующие изменения отражены на публичной карте деревни Свистягино. Публичные слушания при этом проведены не были.

Сжигать нельзя перерабатывать

Помимо различий в проектах МСЗ есть еще один очень важный с экологической точки зрения момент – схемы обращения с отходами в России и Швейцарии.

Больше половины ТБО Швейцарии отправляется на переработку, да и на мусоросжигательный завод мусор поступает отсортированным, что позволяет устанавливать подходящие очистные сооружения и минимизировать количество вредных выбросов. Раздельный сбор является обязательной частью этой технологии, а сжигание предназначено исключительно для отходов, не подлежащих переработке.

Акцент на переработке отходов поставлен неслучайно: сжигание признается самым опасным и, что немало важно, самым дорогостоящим способом обращения с ТБО.

При этом существуют не лишенные оснований опасения, что на данный момент даже самые современные технологии очистки не способны полностью исключить попадание опасных веществ в окружающую среду. К таким веществам относятся, например, диоксины, тяжелые металлы, твердая фракция атмосферных выбросов, летучая зола и шлак. Многие из этих веществ вызывают онкологические и респираторные заболевания, нарушают гормональную систему человека.