News

Присоединение Байкальского региона к Дальнему Востоку: угрозы и возможности

Кристиан Ринчинов

Опубликовано: 19/11/2018

Автор: Кристиан Ринчинов

4 ноября, проснувшись утром, жители Бурятии и Забайкальского края с удивлением узнали, что оказались на Дальнем Востоке. Указом президента РФ №632 от 3 ноября сего года Республика Бурятия и Забайкальский Край были выведены из состава Сибирского федерального округа и включены в Дальневосточный федеральный округ.

Но, на самом деле, кажущееся неожиданным присоединение Бурятии и Забайкалья к Дальнему Востоку планировалось еще в советские времена, когда Бурятская АССР и Читинская область были частью Восточно-Сибирского экономического района (экономические районы СССР были аналогом современных федеральных округов в РФ). Основной причиной этому, официально декларируемой чиновниками, стали экономические льготы и инструменты для развития регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ (ДВФО), которые теперь будут работать и в Бурятии и в Забайкалье. Отчасти это – правда, но следует уточнить, какие события стали катализатором процесса по присоединению Бурятии и Забайкалья к ДВФО, что именно подразумевается правительством под развитием, какие угрозы и какие возможности несут эти изменения для данных регионов, а также для объекта Всемирного природного наследия – озера Байкал.

На прошедшем в сентябре во Владивостоке Восточном экономическом форуме Россия и Китай заключили ряд соглашений, в том числе договоры о сотрудничестве на Дальнем Востоке и договоры по ряду китайских инвестиционных проектов, в основном в области заготовки леса и добычи полезных ископаемых, планируемых к осуществлению в Бурятии и Забайкальском Крае. Согласно условиям, осуществлением данных договоров с Российской стороны займется Министерство по развитию Дальнего Востока. Поэтому Бурятия и Забайкалье, как регионы, имеющие китайские инвестиционные проекты, были переведены в его ведение. Таким образом, скорее всего именно это событие ускорило давно запланированные правительством изменения.

Вступление в ДВФО действительно принесет Бурятии и Забайкалью ряд положительных нововведений, которые уже давно официально существуют на Дальнем Востоке (хотя в реальности пока мало действуют). Среди них государственная поддержка малого бизнеса, социальные субсидии и льготы, льготные цены на электроэнергию и на авиаперевозки для некоторых категорий граждан и некоторых направлений, право граждан бесплатно получить гектар земли под разные варианты его освоения.

Но все эти блага нивелируются несколькими угрозами, которые в имеющейся ситуации несет Байкальскому региону присоединение к Дальнему Востоку.

Первая и самая главная угроза – это усложнение и без того почти полностью отсутствующей координации между Бурятией и Иркутской областью по вопросам сохранения Байкала и управления природными ресурсами Байкальского региона. Учитывая то, что оба региона, как и Россия в целом, несут международные обязательства по сохранению Байкала – объекта Всемирного природного наследия, – вопросы сохранения озера, пользования природными ресурсами и развития туризма должны решаться не в каждом субъекте по-отдельности, а согласованно, с использованием бассейнового принципа управления. Но теперь, когда Иркутская область и Бурятия находятся в разных федеральных округах, столь необходимая реализация бассейнового подхода будет сильно затруднена.

Также следует отметить, что у субъектов Байкальского региона – Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края всегда было больше общего между собой и больше отличий по множеству параметров, как от Сибирского, так и от Дальневосточного федеральных округов. Поэтому попытка решения имеющихся проблем путем унификации с другими регионами – возможно, не самая подходящая мера.

Второй угрозой является возможное сокращение Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), сохранность которой уже напрямую входит в число международных обязательств России. На территории ЦЭЗ БПТ существует ряд ограничений на промышленные проекты и некоторые виды хозяйственной деятельности, опасные для Байкала. В последние годы желание сократить ЦЭЗ БПТ встречалось в официальных государственных стратегиях развития, где «Байкальский фактор» – ограничения видов деятельности, опасных для Байкала и потому запрещенных в границах ЦЭЗ – косвенно подавался как «помеха к развитию». Также о «необходимости» сокращения границ ЦЭЗ заявляли уже прямо и чиновники разного уровня.

Baikal lake Озеро Байкал. Credit: Надежда Царева

Но само по себе уменьшение Центральной экологической зоны не может являться решением существующих проблем развития территорий вокруг Байкала. Данные территории не развиваются не по причине некоторых ограничений на хозяйственную деятельность, необходимых для сохранения озера, а в основном из-за ряда социально-экономических проблем – бюрократии, коррупции и других сложных условий, мешающих развивать малый бизнес. Малый бизнес мог бы основываться на регулируемом рекреационном, культурном, религиозном и сельском туризме, народных промыслах и некоторых других направлениях, благодаря которым похожие территории с туристическими объектами естественного происхождения живут и процветают. Потому, для развития территорий вокруг Байкала нужны другие меры, такие как создание механизма регулирования рекреационной нагрузки, нормативы которой закреплены в Законе «Об охране озера Байкал», государственные кредиты и налоговые льготы для малого бизнеса, небольшое упрощение прохождения стадий согласования малого бизнеса и, конечно, искоренение коррупции в госорганах.

Также угрозу несут «инвестиционные» «проекты развития», планируемые к осуществлению в Бурятии и Забайкалье. По своей сути, большая часть этих проектов псевдоразвития является всего лишь легальными схемами по добыче и экспорту природных ресурсов за пределы регионов, а также за пределы РФ. Это в принципе не может считаться развитием регионов, поскольку является всего лишь растянутой во времени сделкой по продаже невозобновляемых ресурсов. Лес – возобновляемый ресурс лишь условно, так как при существующей экстенсивной стратегии его заготовки, скорости и масштабах вырубки, он даже при помощи человека не успевает восстановиться до кондиции, необходимой для обеспечения его экосистемных функций, от которых напрямую зависит экологическая ситуация в регионе. Полезные ископаемые являются исчерпаемым ресурсом по определению. Особо следует подчеркнуть, что в данных проектах задействованы иностранные инвестиции, что означает, что правительство не просто продает ограниченное количество «товара» за рубеж, а еще и отдает на откуп часть процесса его добычи, экспорта и продажи. Напомню, что этот «товар» – природные ресурсы, согласно ст. 9 Конституции РФ являющиеся «основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Учитывая остроту лесной темы, остановимся на ней подробнее. В государственной Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025г. юг Байкальского региона рассматривается как одна из основных лесопромышленных территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, что в очередной раз подтверждает обоснованность опасения жителей региона за сохранность своих лесов.

Отмечу, что популярное в народе мнение о том, что леса региона «вырубает Китай», верно лишь отчасти, хотя китайские «черные лесорубы» действительно присутствуют в регионе, многие российские лесозаготовительные кампании имеют в своем уставном капитале китайские средства, и часть леса действительно легально и нелегально экспортируется в Китай. Однако не кто-нибудь, а именно наши сограждане за взятки закрывают глаза на незаконные рубки, учреждают данные кампании, санкционируют и осуществляют рубки и организуют вывоз леса за рубеж или попустительствуют этому процессу. В случае нелегальных рубок «черными лесорубами» чаще также являются именно россияне. Поэтому не стоит полностью перекладывать ответственность на Китай. Именно мы позволяем им делать это, и они будут продолжать до тех пор, пока мы с вами не заставим чиновников и силовиков заняться данной проблемой и не начнем сами как граждане своими прямыми действиями реагировать на происходящий беспредел. Еще одной причиной сложившейся ситуации является планомерная политика по развалу лесного хозяйства, проводимая федеральным правительством начиная с 2000г.

Понятно, что многие люди вступают в данный бизнес или становятся «черными лесорубами», потому что для них это может быть самым доступным и выгодным способом заработка. Но они должны понимать, что они в буквальном смысле «рубят сук» устойчивости местных экосистем, «на котором сидят» они сами, их дети и последующие поколения.

deforestation Credit: flickr.com/photos/housephotography

Некоторые популистски настроенные активисты Бурятии периодически заявляют о том, что необходим «полный мораторий на рубки в Бурятии, пока Китай все не вырубил». Но подобные заявления сами по себе показывают уровень незнания проблем лесного хозяйства и свидетельствуют или о желании прославиться или о попытках провокационно дискредитировать природоохранное движение. Хотя возможно, что подобные настроения специально распространяется пропагандистскими кругами для отвлечения внимания населения от реально существующей проблемы: развала правительством системы лесного хозяйства и действующей экспансивной стратегии заготовки леса, рассматривающей его как бесконечно самовозобновляющийся ресурс и преследующей лишь одну цель – получение максимальной выгоды в кратчайшие сроки любыми путями.

Выходом из данной ситуации является восстановление системы лесного хозяйства и переход к устойчивому лесопользованию, основывающемуся на цикличности рубок и восстановления леса, проводимых только на уже освоенных территориях, строго без затрагивания старовозрастных малонарушенных лесов и территорий с высоким уровнем биоразнообразия. Также нужны усиление контроля за вывозом леса из страны и искоренение коррупции в контролирующих органах и среди силовиков.

Но вернемся к переходу Байкальского региона в ДВФО. Данное событие может увеличить масштабы «китайской угрозы», поскольку значительная часть «инвестиционных проектов» предполагает создание лесозаготовительных фирм и лесоперерабатывающих предприятий с полностью иностранным уставным капиталом или также практикующуюся на Дальнем Востоке передачу в «долгосрочную аренду» иностранным «инвесторам» обширных лесных территорий, которая, по сути, является просто передачей этих территорий иностранным фирмам под вырубку леса практически без каких-либо обязательств по его последующему восстановлению.

Также, следует отметить, что в ДВФО создается много территорий опережающего социально-экономического развития, в границах которых, согласно законодательству, упрощены условия проведения государственной экологической экспертизы. Это ведет к угрозе реализации самых разных экологически и социально опасных проектов: от добычи полезных ископаемых рядом с населенными пунктами до строительства крупных плотинных гидроэлектростанций.

Еще одной угрозой являются некоторые возможные особенности реализации в Байкальском регионе программы «Дальневосточного гектара». По своей сути, данная программа – это хороший путь для развития малонаселенных территорий и поддержки инициативы тех достойных граждан, которые хотят самостоятельно жить и работать на земле – заниматься частным подсобным хозяйством, фермерством, охотой, промыслами или организацией туризма.

Но опыт реализации  данной программы показывает, что зачастую по причине случайных ошибок, а иногда и по причине умышленного нарушения закона участки по данной программе выделялись гражданам в пределах особо охраняемых природных территорий. В условиях Байкальского региона вероятность таких ошибок и злоупотребления законодательством при оформлении участков особенно высока, так как здесь имеется много ценных охраняемых природных территорий, включая Центральную экологическую зону озера Байкал, заповедники, национальные парки и заказники, в которых многие хотели бы построить турбазу или дачу.

Отдельным пунктом отмечу, что сложившаяся ситуация с повсеместным размещением в приграничных регионах такого большого количества предприятий с иностранным капиталом и обширных территорий, отдающихся в аренду иностранным инвесторам, является реальной угрозой стратегического плана. Из-за «вертикальной» инертной системы управления и тотальной коррупции на всех, особенно нижних уровнях государственного аппарата, такие территории фактически выходят из под контроля России, что является угрозой государственному суверенитету и территориальной целостности страны.

Все приведенное выше может создать впечатление полной безысходности, но именно анализ возможных угроз, приведенный в данной статье, призван обозначить необходимость их рассмотрения, что поможет минимизировать их влияние или вовсе их избежать. Если сравнить и сложить перечисленные угрозы, становится очевидно, что почти все они вызваны одной первопричиной – действующим в стране трендом экономики, основанной на добыче и продаже необработанных природных ресурсов, что уже давно не является главной составляющей экономик развитых стран.

У Байкальского региона, по сравнению со многими другими регионами России, есть уникальный комплексный потенциал для альтернативных путей развития. Например, развития экологически ответственного туризма разных направлений; сельского хозяйства; производства товаров, получаемых путем глубокой переработки природных ресурсов в пределах региона; возобновляемой энергетики, местный потенциал которой позволяет не только обеспечить нужды региона, но и экспортировать энергию в соседние регионы и даже в Монголию. Все вместе приведенные направления требуют не больше вложений, чем перечисленные среди угроз тупиковые проекты псевдоразвития. Но в отличие от них, данные направления позволят региону по-настоящему развиться и процветать с минимальными экологическими рисками. Ряд дальневосточных преференций, доступных теперь и Байкальскому региону, включая и «Дальневосточный гектар», могут помочь в переходе к данным альтернативным путям развития. Но для этого членам региональных правительств нужно всерьез задуматься о текущем положении дел и о будущем, а гражданам – запастись упорством, трудолюбием, терпением и оптимизмом.