News

Яблоковские чтения и ЯблоковДень: продолжая дело Алексея Владимировича

Алексей Яблоков на 
всероссийской конференции «Беллоны» «Экология России: право на жизнь».
Алексей Яблоков на всероссийской конференции «Беллоны» «Экология России: право на жизнь».
Александр Сигаев

Опубликовано: 15/11/2018

Автор: Игорь Ядрошников, Всеволод Левченко

В Петербурге и Москве прошли конференции, посвященные памяти известного ученого Алексея Владимировича Яблокова. В Петербурге – Вторые Яблоковские чтения, в Москве – ЯблоковДень.

В Петербурге Вторые Яблоковские чтения состоялись 31 октября 2018 года в Доме журналиста. Одним из их организаторов стал ЭПЦ «БЕЛЛОНА». Основная тема чтений, получивших название «Изменяя мир вместе», – взаимодействие всех слоёв и групп общества в обеспечении выживания человечества.

Отличие нынешнего мероприятия от аналогичного, прошедшего в 2017 году, – в том, что на этот раз речь шла не о воспоминаниях об Алексее Владимировиче Яблокове, но о развитии его идей и продолжении его дел. Миссия Чтений – консолидация потенциала экологического активизма, объединение действий в общественном контроле, экспертной оценке экологической ситуации, поиске решений экологических проблем, выработке подходов к существованию человечества при сохранении природы, в поддержке экологических активистов.

Для того чтобы эффективно решать экологические проблемы, нужно прилагать усилия в совершенно разных сферах, на разных уровнях, нужен системный подход. Поэтому чтения были разделены на четыре секции:

Наука – без науки, экспертизы, анализа невозможно найти верное решение;

Политика – без участия органов власти невозможно претворить решение в жизнь;

Активизм – без участия общества и энтузиастов, в первую очередь, невозможно узнать и принять проблему, начать движение к поиску её решения, невозможно сподвигнуть власть к действию, невозможно добиться необходимого результата;

Образование и творчество – без творческого начала, без наличия необходимых знаний и уровня культуры невозможно работать эффективно и добиваться цели.

По похожему сценарию прошел ЯблоковДень в Москве.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов открыл Чтения следующими словами: «Всё, о чем тут будет идти речь, связано с правами человека на жизнь, на чистую природу. Экологическая проблематика не может замыкаться рамками города или страны. Нужно межрегиональное и международное сотрудничество, и хорошо, что, несмотря на все сложности, которое наше время создаёт для экологов, сохраняются связи с мировым экодвижением. Мы живем на одной маленькой планете».

И, действительно, на конференции обсуждались как локальные, но от этого не менее острые проблемы, так и более глобальные – общероссийского и мирового масштаба. Проблемы эти были выбраны не случайно – решение каждой из них тем или иным образом связано с деятельностью Алексея Яблокова. Темы при этом обсуждались совершенно разные: от атомной энергетики – до экопросвещения и экологического законодательства.

На последнюю тему говорили много и подробно, поскольку одной из первопричин большинства экологических проблем России являются проблемы законодательства или его неисполнения. Например, в области обоснования природопреобразующих проектов. Этому вопросу было посвящено выступление декана факультета экологической безопасности, профессора Балтийского института экологии, политики и права Александра Воронцова.

«80 000 экологически значимых решений принимается ежегодно в России. Есть ли среди них ошибочные? Да, конечно», – начал он свою речь.

Среди причин принятия ошибочных решений он назвал отсутствие личной ответственности экспертов, принимающих решения; пробелы в образовании этих экспертов; предоставление заведомо ложной информации, заложенной в обоснованиях проектов (здесь докладчик привел в пример фальсификацию данных в проекте газопровода «Северный поток-2» в части его прохождения через уникальный Кургальский заказник); непонимание лицами, принимающими решения сути природных процессов; отсутствие учёта небиологических механизмов и воздействий; отсутствие примата фундаментальных законов природы над юридическими законами; несовершенство сложившейся в обществе системы норм и правил.

С последним пунктом напрямую связан и во многом из него вытекает вопрос недостатка общественного контроля. Это хорошо видно на примере озера Байкал, о многочисленных экологических проблемах которого рассказывал Александр Колотов, представитель РСоЭС, член Ангаро-Байкальского бассейнового совета, российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ».

«Участие общественности в принятии экологически значимых решений по Байкалу недопустимо мало. К сожалению, все последние годы ситуация с озером ухудшается, и участия общественности в принятии решений, определяющих состояние озера становится всё меньше», – считает Колотов. Получается, что такие важные и крайне опасные решения как, например, решение об увеличении в 2,5 раза диапазона колебания уровня Байкала в угоду хозяйствующим субъектам или решение об уменьшении водоохранной зоны озера, принимаются без учета мнения экологов-профессионалов, а также тех людей, на чью жизнь данные решения окажут непосредственное влияние.

«Сохраняется угроза, связанная со строительством монгольских ГЭС на реках, которые несут воду в Байкал. Хотя удалось добиться обещания Монголии, что она будет обсуждать проблему с общественностью Байкальского региона, опасность пока не устранена. При этом многие люди спрашивают: почему монголы обсуждают с нами строительство своих ГЭС, а российские власти делают, что хотят, не интересуясь нашим мнением? Мы видим тут торжество двойных стандартов», – говорит Колотов.

Не лучше дела обстоят и с государственным экологическим контролем. Об этом на ЯблоковДне в Москве рассказал член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. Он привел следующие данные: «На начало 96 года экологическим контролем в Российской Федерации занималось 5600 государственных служащих и ещё 1500 специалистов, которые работали в областных инспекциях». Сейчас, по его словам, эти функции выполняет не более 200 человек.

Ситуация радикально изменилась в худшую сторону в 2000 году. Был ликвидирован Государственный комитет по охране окружающей среды. Был принят целый ряд других решений, ослабляющих контроль государством над окружающей средой.

Обосновывалось это решение тем, что, если прекратить экоконтроль и ослабить экоэкспертизу, то в страну придут 20 млрд долларов инвестиций, продолжает Данилов-Данильян. Однако они не пришли. И многие из них не пришли именно потому, что обострилась экологическая ситуация. Для ряда зарубежных компаний стало ясно, что работать в такой ситуации – это значит оставить на своей экологической репутации несмываемое пятно.

Не способствует решению экологических проблем и занижение данных в официальных отчетах. Об этом в Москве говорил Иван Блоков из Гринпис России. Например, по лесным пожарам в официальной статистике до 2017 года данные были занижены в три раза. И только в последнее время разрыв удалось ликвидировать.

Еще один характерный пример, который привел Блоков, касается мониторинга качества воздуха в Москве. Содержание вредных веществ в воздухе по разным показателям сравнивают с ПДК (предельно допустимой концентрацией), а вот сероводород – почему-то с критерием ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). Критерий ВОЗ выше ПДК почти в 19 раз. «Мне кажется, довольно очевидно, почему происходит такое сравнение», – заключил Блоков. При этом, как подчеркнул Блоков, сайт Росэкомониторинга по Москве постоянно то полностью отключен, то находится на модернизации.

Что делать?

В итоге многим людям приходится заниматься экологическим активизмом и самим отстаивать свои права на благоприятную окружающую среду. К сожалению, часто это связанно с определенными рисками. Даже официальные НКО находятся под возрастающим год от года прессингом со стороны государства, защищающего, прежде всего, частные интересы определенной группы лиц, но никак не большинства населения.

Поэтому, чтобы поддержать активистов, показать, что их деятельность важна, они не одни, и их усилия оценены по достоинству, на ЯблоковДне состоялось награждение ряда природоохранных групп и движений за успешную и продуктивную деятельность. Их представители, прибывшие на мероприятие, получили дипломы и по экземпляру книги «ЯблоковСад», посвященной памяти Алексея Владимировича Яблокова. Среди них – активисты движения «Стоп ГОК» из Челябинска, представители двух движений из Татарстана, борющихся против возведения намывов в руслах рек Волги и Казанки, а также против строительства опасного мусоросжигательного завода под Казанью. Награды получили защитники дельфинов из Сочи, борцы с незаконным огораживанием водоохранных зон водоемов и многие другие.

Однако, к сожалению, одной активности местных жителей не достаточно для того, чтобы решить экологические проблемы страны. Необходим системный подход. Например, работа на законодательном уровне, освещение проблем в СМИ, издание научной литературы, и многие другие шаги, а также куча времени и усилий.

Иногда, как это не казалось бы на первый взгляд парадоксально, нужно садиться за стол переговоров с противоположной стороной.

Пример двух таких успешных переговоров, в которых в свое время принял участие и сам Яблоков, привел директор «БЕЛЛОНЫ» Александр Никитин. Алексей Владимирович постоянно последовательно и методично критиковал атомную энергетику (см. Доклад о последствиях Чернобыльской катастрофы, «Белую книгу» о затопленных ядерных и радиационных объектах в арктических морях), а также сделал очень многое для того, чтобы создать в России общественное антиядерное движение. Однако, несмотря на это, именно за столом переговоров с «Росатомом» при помощи «БЕЛЛОНЫ» и при содействии Алексея Владимировича удалось добиться приведения в адекватное состояние хранилища отработавшего ядерного топлива в Андреевой Губе в Мурманской области, представлявшего до начала этой работы в 2001 году серьезную угрозу окружающей среде. Аналогично – с пунктом длительного наземного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок в губе Сайда.

Экологическое образование: думать о будущем

«Как сделать, чтобы они были умнее нас?», – задался вопросом председатель совета по экологии и природным ресурсам Санкт-Петербургского Научного Центра РАН Сергей Инге-Вечтомов в самом начале Чтений в Петербурге.

«Всей своей жизнью Яблоков показывал связь между культурой в широком значении и экологией, тоже в широком значении этого слова. Понятие экологии человека включает в себя и понятие культуры. Передача опыта между поколениями – наиболее характерная черта человека, и это и есть культура человека. Поэтому очень большой вопрос: того ли мы учим, так ли мы учим, тому ли мы учим».

Теме образования был посвящен ряд выступлений, как в Петербурге, так и в Москве, в том числе и практическим шагам в этой сфере.

Например, Артем Алексеев, исполнительный директор «БЕЛЛОНЫ» и член оргкомитета Чтений в Петербурге рассказал о молодом эколого-просветительском проекте организации:  «Он направлен на детей: будущих менеджеров, директоров предприятий, политиков. Это работа с будущим страны. В школах мало говорится сейчас об экологии. Много рассказывается о природе и природоопользовании, охране природы, но совершенно недостаточно даётся экологических знаний. Нужно рассказывать школьникам о взаимосвязи всего со всем, об экологических законах».

Фактически, как считал сам Яблоков (в частности об этом говорится и в его последней книге «Очерки Биосферологии», написанной в соавторстве с учеными, докторами биологических наук Владимиром Левченко и Анатолием Керженцевым), до нашего времени развитие цивилизации шло в соответствии с парадигмой неолитической революции. То есть до сих пор человечество относится к биосфере исключительно как к ресурсу для собственного развития, но не как к жизнеобеспечивающей и суверенной единице жизни. И, конечно, без смены подходов к образованию это не изменить, а значит, и не справиться с нынешним глобальным экологическим кризисом.