News

«Росэнергоатом»: мы идем по графику, ПАТЭС «Академик Ломоносов» будет сдан в эксплуатацию в декабре 2019 года

ПАТЭС «Академик Ломоносов».
ПАТЭС «Академик Ломоносов».
Bellona

Опубликовано: 30/08/2018

Автор: Анна Киреева

Испытания реакторных установок завершится в марте 2019, в августе-сентябре начнется транспортировка ПАТЭС в Певек, а в декабре 2019 он должен быть сдан в эксплуатацию государственной комиссии.

Об этом рассказал директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» Виталий Трутнев на заседании Общественного Совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманске.

«Мы планируем в конце этого года провести физические пуски реакторных установок и начать комплексные испытания ядерной энергетической установки. Сегодня идет этап подготовки к комплексным испытаниям: в установку загружается топливо, идет сборка реакторных установок, и т.д. По нашему графику эта работа должна быть завершена в марте следующего года. После этого планируется пройти доковое обслуживание перед уходом в Певек. В мае-июне плавучий энергоблок (ПЭБ) покрасят, и в августе-сентябре, в зависимости от ледовой обстановки, начнется транспортировка. Договор на транспортировку уже заключен», – рассказал он.

Trutnev Виталий Трутнев. Credit: Nils Bohmer

В Певеке ПЭБ будет базироваться в 500 метрах от береговой черты и в километре от города. станция будет защищена Мол-причалом – специальным сооружением длинной в 600 метров. Оно должно защитить плавучий энергоблок от дрейфующих льдов, негативных погодных и волновых явлений. Тепловая и электрическая энергия будет передаваться на береговую площадку, где будет трансформироваться и выдаваться в энергосистему Чукотки.

«Все необходимые сооружения на Чукотке должны быть сданы в эксплуатацию в сентябре 2019 года, а в декабре плавучий энергоблок должен быть сдан в эксплуатацию государственной комиссии», – заверил Трутнев.

Комментируя это заявление Генеральный директор ЭПЦ «БЕЛЛОНА» (Санкт-Петербург) Александр Никитин заметил, что не понятно какой график здесь имеется в виду: «если вспомнить о том, что закладка ПЭБ состоялась 15 апреля 2007 года, и на строительство плавучего объекта ушло 12 лет, то это несколько необычный график строительства».

FNNP ОЯТ будет храниться на борту ПЭБ. Credit: Из презентации Росэнергоатома

По словам Трутнева, все ядерно-радиационные операции, связанные с ремонтом, перегрузкой топлива, выводом из эксплуатации будут локализованы в пределах самого плавэнергоблока, или в специализированных заводских цехах не в месте его базирования.

«ПЭБ будет транспортироваться в специализированное предприятие для вывода из эксплуатации, и в месте его базирования не остается ничего», – отметил он.

Напомним, что ПАТЭС может работать в автономном режиме 12 лет. Раз в три года отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) будет заменяться на свежее, происходить это будет в Певеке. ОЯТ будет храниться на борту ПЭБ на протяжении максимум 12-ти лет до момента, как ПЭБ не уйдет на ремонт.

Немало вопросов было вызвано тем, куда девать вырабатываемую ПЭБ электрическую и тепловую энергию, и чем заменять источник энергии, когда он уйдет на ремонт.

Энергоблок оснащен двумя реакторными установками КЛТ-40С. Каждая установка выдает 35 МВт электрической мощности и до 73 гигакалорий. Этого достаточно, чтобы обеспечить жизнедеятельность города с населением около 100 000 человек. Согласно Википедии, население Певека немногим превышает 4 000 человек и с каждым годом продолжает уменьшаться.

Trutnev Виталий Трутнев. Credit: Анна Киреева

«Чукотэнерго зарезервировали на январь 2020 года 28 МВт мощности на ПЭБ. В дальнейшем планы на энергию от ПЭБ очень большие. Это связано с выводом из эксплуатации Билибинской АЭС, который начался в этом году, модернизацией линий электропередач между Билибино и Певеком (порядка 600 км) и перспективным графиком освоения месторождений на Чукотке. Если он будет реализовываться, то через два года ПАТЭС будет работать на 100% мощности», – объяснил Трутнев.

«По данным губернатора Чукотки, потребности в энергии на горизонте 2025 года в регионе составят порядка 120 МВт – они реализуют большую инвестиционную программу», – прокомментировал  и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

Хочется думать, что представитель «Росэнергоатома» пошутил, объявив о том, что замещать выбывающие на время ремонтных работ 120 МВТ мощностей ПЭБ планируется дизельными электростанциями.

Aleksandr Nikitin Soloviev ovrag Ulyanovsk Александр Никитин. Credit: фцп-ярб2030

«Потратить более 25 млрд рублей на сооружение атомного блока, чтобы потом заменить его дизелями – очень странное заявление», – считает Никитин.

«Росэнергоатом» не скрывает, что ПАТЭС – новый продукт в линейке «Росатома», который нужно продвигать на внешнем и внутреннем рынках. Использование ПАТЭС в Певеке связано исключительно с тем, что Госкорпорация может продавать за рубеж только референтные продукты, которые на практике показали надежность эксплуатации.

«К этим продуктам существует огромный интерес со стороны стран Юго-Восточной Азии и Африки: у них большой дефицит электроэнергии при большой плотности населения и отсутствии централизованного электроснабжения. В этих же районах большая нехватка воды», – заявил Трутнев.

По словам физика-ядерщика, генерального директора Объединения Bellona (Норвегия) Нильса Бемера (Nils Bohmer), который вместе с норвежскими журналистами вышел в море на норвежском судне около города Берген, чтобы познакомиться с процессом буксировки плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» вдоль берегов Норвегии, Bellona озабочена самой концепцией плавучих атомных станций.

По его словам, Китай, и правда, выражал интерес к подобным продуктам, но недавно заявил, что будет разрабатывать их сам. Были сообщения, что плавучими энергоблоками интересуются такие африканские страны, как Судан.

Nils_FNPP Нильс Бемер, генеральный директор Bellona, знакомится с буксировкой плавучего энергоблока. Credit: Bellona

«Нас очень беспокоит, что «Росатом» планирует продавать свои ядерные технологии в подобные страны. Я даже не говорю о том, что плавучий энергоблок может быть оружием устрашения соседних африканских стран, или более высокое обогащение урана, чем в реакторах стационарных атомных станций, может привлечь внимание террористов – а это страны, где развито пиратство. Я говорю только о том, что опасаюсь использования атомных технологий в странах, где уровень ядерной и радиационной безопасности, регулируемость отрасли и стандарты безопасности не на таком высоком уровне, как в России. Как они будут обращаться с отработавшим ядерным топливом, а реагировать на внештатные ситуации?

Мы говорим о том, что использование плавучих атомных энергоблоков в Арктических условиях связано с большими рисками, что говорить об использовании их в условиях, когда у страны нет никакого физического опыта в использовании таких технологий в принципе, не говоря уже об отсутствии нормативно-правовых актов, регулятора и т.д.», – рассказал Бемер.