News

Экспертиза стресс-тестов БелАЭС выявила проблемы безопасности

Renessaince

Опубликовано: 25/07/2018

Автор: Татьяна Иванова

В начале июля группа европейских регуляторов ядерной безопасности представила доклад по результатам партнерской проверки стресс-тестов Белорусской АЭС, который свидетельствует о ряде проблем безопасности российского проекта АЭС-2006. В тоже время российские информагентства и «Росатом» трактуют результаты проверки как доказательство надежности и качества проекта.

Оппоненты проекта требуют устранения замечаний и выполнения Беларусью всех европейских рекомендаций до выдачи лицензии на эксплуатацию первого энергоблока Белорусской АЭС.

Узкий круг вопросов, но не только землетрясения и цунами

«Это дополнительные запасы безопасности на случай непредвиденных экстремальных событий, которые могут произойти с очень низкой вероятностью, – прокомментировала журналистам в Минске на брифинге 10 июля начальник Госатомнадзора Беларуси Ольга Луговская результаты партнерской проверки стресс-тестов Белорусской АЭС. – Таких природных катаклизмов, как, например, в Японии, у нас нет».

Исходя из этого, глава белорусского регулятора в области ядерной безопасности охарактеризовала меры, предлагаемые европейскими коллегами для снижения рисков проекта АЭС-2006, как «дополнительные».

Однако, несмотря на то, что стресс-тесты были разработаны после Фукусимской радиационной катастрофы как добровольная проверка устойчивости атомных электростанций к неблагоприятным погодным воздействиям, они рассматривают аспекты и ситуации, которые могут произойти не только в случае цунами или землетрясения. Так, проверка ведется по трем направлениям, два из которых – полное обесточивание и потеря конечного теплоотвода, а также управление тяжелыми запроектными авариями – могут быть связаны не только с экстремальными погодными условиями, но и с террористической атакой, ошибкой персонала или отказом оборудования атомной электростанции. Иными словами, даже если вероятность землетрясения не слишком высока, а воздействие цунами исключено, это не значит, что выявленными в результате стресс-тестов рисками и проблемами безопасности можно пренебречь.

В то же время, стресс-тесты касаются узкого круга вопросов и не могут считаться исчерпывающим доказательством надежности или безопасности атомных электростанций: «Риски, связанные с угрозами безопасности, террористическими атаками и другими недружественными действиями не являются предметом рассмотрения», – говорится в Декларации Группы европейских регуляторов (ENSREG) о стресс-тестах. Именно поэтому оценки белорусских государственных СМИ «надежно, с гарантией» вводят в заблуждение как о процессе этой проверки, так и о ее результатах, считает независимый наблюдатель и представительница белорусских экологов Ирина Сухий.

Помимо этого, стресс-тесты не рассматривают строящийся под Островцом объект, а только его проектную документацию. Так, в соответствии с правилами, предметом рассмотрения является проектная документация (в данном случае, проект АЭС-2006), если атомная электростанция находится в стадии строительства.

Председатель совета команды европейских регуляторов в области ядерной безопасности Марк Фой на презентации отчета партнерской проверки стресс-тестов в Брюсселе 3 июля предостерег белорусскую сторону от использования этой процедуры в пропагандистских целях: «стресс-тесты – это всего лишь стресс-тесты, и ничто другое».

Проект АЭС-2006: старые дофукусимские стандарты и новые проблемы безопасности

В соответствии с европейской методикой стресс-тесты сначала проводит оператор атомной электростанции, а затем на этой основе национальный регулирующий орган готовит Национальный доклад, который проверяет Группа европейских регуляторов (ENSREG). Результаты такой проверки и были отражены в докладе, представленном 3 июля в Брюсселе. Следующий этап стресс-тестов – разработка Национального плана по внедрению рекомендаций, выданных стране.

По правилам главной целью этой процедуры является целевая переоценка рисков и устойчивости атомных электростанций к фукусимским сценариям. «Анализ Фукусимской аварии выявил существенные и повторяющиеся технические проблемы: отсутствие учета природных катаклизмов или неблагоприятных погодных условий, ошибки проектирования, недостаточность аварийных систем поддержки, улучшение безопасности действующих реакторов не было проведено должным образом, ошибки персонала, неадекватность планов реагирования на чрезвычайные ситуации, сбои с реагированием на тяжелую аварию и недостаточная коммуникация», – говорится в отчете ENSREG по Белорусской АЭС. Этот комплекс проблем и призваны проанализировать стресс-тесты.

В результате партнерской проверки проекта АЭС-2006, по которому строится атомная электростанция под Островцом, были выявлены риски и проблемы безопасности практически в каждой из трех областей стресс-тестов, сообщил на презентации отчета о результатах проверки Марк Фой. Кроме того, по его словам, Национальный доклад по стресс-тестам Белорусской АЭС вызывал к себе рекордное количество вопросов со стороны европейских регуляторов и представителей общественности – около 460-ти.

Европейские регуляторы оценивали проект АЭС-2006 по современным стандартам в области снижения рисков атомных электростанций, которые не учитывались при его разработке. Так, в отчете европейской проверки говорится: «Проект Белорусской АЭС был разработан по старым, российским дофукусимским нормам и не учитывает современные рекомендации МАГАТЭ и WENRA [Западно-европейская ассоциация регуляторов в области ядерной безопасности]». Начальник белорусского Госатомнадздора не видит в этом проблемы. «Стандарты постоянно меняются, а мы решаем те же цели, что и они, только другими методами. Никто не знает, какой метод лучше», – такое заявление она сделала 9 июля в Минске на встрече с представителями белорусских негосударственных организаций.

Этот факт, отраженный в отчете, тем не менее, опровергает заявления о том, что проект АЭС-2006 якобы соответствует современным стандартам в области безопасности.

Независимый немецкий эксперт в области рисков атомных электростанций Ода Бейкер, наблюдающая за процессом стресс-тестов Белорусской АЭС, считает, что несоответствие проекта АЭС-2006 современным, европейским стандартам WENRA представляет серьезную проблему. «Мне кажется, что для ЕС будет неприемлемым тот факт, что Белорусская АЭС может быть введена в строй до того, как все рекомендации ENSREG по приведению проекта АЭС-2006 в некоторое соответствие с европейскими стандартами, будут выполнены», – заявила она на презентации доклада ENSREG по стресс-тестам Белорусской АЭС в Брюсселе.

Марк Фой на встрече в Брюсселе отметил наиболее серьезные проблемы российского проекта АЭС-2006, выявленные в результате евроэкспертизы стресс-тестов Белорусской АЭС и отраженные в докладе ENSREG. Это недостаточное обоснование сейсмоустойчивости оборудования и систем проекта АЭС-2006, недостаточные сейсмические исследования Островецкой площадки, недостаточно исследованный риск затопления оборудования АЭС во время паводков и ливней, проблемы в области реагирования на ситуацию с полным обесточиванием станции и потерей конечного поглотителя тепла, а также в области управления тяжелыми авариями.

Кроме того, эксперты ENSREG предупреждают белорусскую сторону и российского разработчика проекта АЭС-2006, что дополнительные исследования площадки и сейсмоустойчивости оборудования электростанции могут привести к тому, что оборудование, системы и коммуникации потребуют дополнительных мер по их усилению.

«Команда евроэкспертов пришла к выводу, что некоторые вопросы, относящиеся к безопасности, в частности, к условиям запроектных событий, требуют дополнительного изучения и усиления», – говорится в отчете ENSREG по Белорусской АЭС. Например, евроэксперты рекомендуют снабдить станцию дополнительным аварийным водяным насосом и установить для нее стационарный источник питания.

Беларуси, среди прочего, было рекомендовано привести системы безопасности и планы управления тяжелыми авариями в соответствие с концепцией практического исключения ранних и масштабных радиационных выбросов, которая сегодня принята в странах ЕС.

Сможет ли «Росатом» исправить проект АЭС-2006 и Остовецкую атомную электростанцию?

В отчете европейской проверки стресс-тестов Белорусской АЭС Беларуси рекомендовано включить все предложенные ей меры в Национальный план действий, обсудить этот план с ENSREG и общественностью и после этого – выполнить. По оценке Ольги Луговской, озвученной на брифинге в Минске 10 июля, подготовка Национального доклада потребует от одного до нескольких месяцев. На вопрос общественности, будет ли Госатомнадзор проводить публичные обсуждения Нацдоклада, она ответила 3 июля в Брюсселе: «мы пока даже не думали об этом», однако уже 10 июля в Минске она заявила представителям белорусской общественности, что Госатомнадзор открыт к сотрудничеству с НГО, занимающимися независимым мониторингом строительства.

Отметим, что одним из основных требований к проведению европейских стресс-тестов АЭС является прозрачность. Как прокомментировал этот аспект на встрече в Брюсселе Макс Фой, во время стресс-тестов британских АЭС критики атомной энергетики и независимые эксперты от общественности привлекались к диалогу на всех этапах проведения стресс-тестов – от подготовки Национального отчета, до разработки и выполнения рекомендаций европейских экспертов. Та же модель была рекомендована и Беларуси, несмотря на то, что первый этап стресс-тестов, а именно подготовка Нацдоклада по стресс-тестам Белорусской АЭС, по заявлениям представителей белорусских НГО 3 июля в Брюсселе, прошел вообще без участия общественности. Они также сообщили, что общественность представит свои комментарии и замечания по стресс-тестам проекта АЭС-2006 в сентябре этого года. Для этого НГО пригласили независимых европейских экспертов в области ядерной энергетики.

Вопрос исполнимости рекомендаций европейских экспертов к проекту АЭС-2006 перед запуском Белорусской атомной электростанции остается открытым. С одной стороны, как сообщила Ольга Луговская представителям НГО на встрече в Минске, они будут внесены в Нацплан и выполнены, только если в этом будет необходимость. С другой, она пояснила, что Госатомнадзор не видит в них ничего неисполнимого. При этом, учитывая добровольный характер стресс-тестов, решение о выполнении тех или иных мер принимается на национальном уровне. «Госатомнадзор, – пояснила Луговская, – может обязать оператора или подрядчика только в случае несоответствия национальным нормам». Эти нормы, в свою очередь, отличаются от европейских и основаны на дофукусимских российских стандартах.

В свою очередь, если Беларусь начнет выполнять рекомендации ENSREG после пуска первого энергоблока, то экономические затраты могут быть несоизмеримо более высокими, предупредили представители общественности 3 июля в Брюсселе. Они настаивают на том, чтобы все рекомендации ENSREG для проекта АЭС-2006 были исполнены до ввода в строй и даже до выдачи лицензии первого энергоблока, даже если это потребует приостановки строительства. Об этом они распространили соответствующее заявление.

Их поддержала независимый эксперт Ода Бейкер. «Следует помнить, что стресс-тесты – это не только бумажная работа, но и конкретные, практические меры по приведению АЭС в соответствие с современными требованиями WENRA и МАГАТЭ, которые должны быть обязательно, и главное своевременно выполнены», – заявила она 3 июля в Брюсселе.