News

ПАТЭС «Академик Ломоносов» встала на рейде Кольского залива

ПАТЭС «Академик Ломоносов».
ПАТЭС «Академик Ломоносов».
Bellona

Опубликовано: 21/05/2018

Автор: Анна Киреева

В прошлые выходные закончилась буксировка ПАТЭС «Академик Ломоносов» из Санкт-Петербурга в Мурманск. Плавучая атомная электростанция доставлена на площадку ФГУП «Атомфлот» для продолжения работ по загрузке ядерного топлива и проведения комплексных швартовных испытаний.

19 мая в честь прибытия атомного судна в Мурманск состоялась торжественная церемония его встречи. По словам руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС «Росэнергоатома» Виталия Трутнева, происшествий по пути следования не было.

«Мы успешно провели буксировку атомного энергоблока без ядерного топлива в Мурманск и здесь запустим в жизнь этот уникальный проект мобильного атомного энергоблока, строительство которого стало возможным только при тесном сотрудничестве многих компаний», – рассказал на церемонии генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв.

По его словам, это первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, на которые «Росатом» прогнозирует высокий спрос в ближайшие годы. Однако пока только Китай рассуждает о строительстве собственных плавучих АЭС, а Москва еще не получила ни одного заказа.

Напомним, что строительство «Академика Ломоносова», заложенного 15 апреля 2007 года в Северодвинске, было перенесено на Балтийский Завод в Санкт-Петербурге в 2008 году. Проект преследовали судебные разбирательства, процедуры банкротства, споры собственников и постоянные задержки. Сегодня проект отстает от собственного графика на десятилетие, его бюджет превышен на миллионы долларов; тем не менее, он остается «голубой мечтой» «Росатома», грезящего о большом мировом спросе на плавучие АЭС в будущем.

Данная ПАТЭС должна заменить выбывающие мощности Билибинской АЭС, которая вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме.

Станция предназначена для выработки и выдачи потребителям тепла и электрической энергии, также может использоваться для опреснения морской воды. Она оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.

По словам генерального директора АО «Концерн Росэнергоатом» Андрея Петрова, на текущий момент все работы по сооружению плавучего энергоблока (ПЭБ) на заводе-строителе завершены. Главная задача в Мурманске – загрузка ядерного топлива в реактор в июле этого года и начало комплексных швартовных испытаний.

«Это приоритетная задача для всех участников сооружения, после ее выполнения начнется отправка ПЭБ к конечному месту базирования – в город Певек Чукотского автономного округа. И это уже задача следующего, 2019 года», – цитирует Петрова официальный сайт «Росатома».

В Певеке в настоящее время ведутся все необходимые строительные работы по созданию инфраструктуры на берегу, в том числе комплекса зданий, гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста в месте, где будут проходить электрические связи и выдача энергии на берег. Энергоблок станет основной частью первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и обеспечит Чукотский АО электроэнергией, тем самым заместив мощности технологически устаревших Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭЦ.

Специалистам, которые приедут в Мурманск в ближайшее время, предстоит провести достроечные работы, загрузить на энергоблок ядерное топливо и провести испытания.

По словам председателя правления ЭПЦ «БЕЛЛОНА» (Санкт-Петербург) Александра Никитина, беспокойства относительно профессионализма тех людей, которые будут выполнять операцию по загрузке, практически нет, поскольку в Мурманске и его окрестностях ядерное топливо в транспортные реакторы загружают уже лет 50. ФГУП «Атомфлот» обладает огромным опытом загрузки и эксплуатации реакторов ледоколов.

«Однако всегда надо помнить, что загрузка, физический и энергетический пуск реакторов – это потенциально ядерно-опасная операция, которая требует не только профессионализма персонала, но и различного обеспечения и организации таких работ со стороны многих структур и надзорных органов. И от того, как все это будет организовано, будет зависеть уровень безопасности. Это ответственность судостроительного завода и администраций различных уровней», – уверен Никитин.

Несмотря на то, что объединение Bellona не выражало беспокойства по поводу транспортировки будущей ПАТЭС, организация озабочена самой концепцией плавучих атомных станций, а также тем, что будет происходить после того, как в плавучий энергоблок загрузят ядерное топливо.

«В отдаленных арктических регионах, где, в частности, будет использоваться «Академик Ломоносов», будет крайне сложно обеспечить техническую помощь в случае чрезвычайных ситуаций. А риски возникновения таких ситуаций весьма высоки из-за крайне сложных климатических условий», – считает генеральный менеджер Bellona Ниль Бемер (Nils Bøhmer).