News

Чёрный снег и чёрное море – на Дальнем Востоке обостряется проблема перевалки угля

Татьяна Корчевная

Опубликовано: 05/04/2018

Автор: Игорь Ядрошников

В самом конце марта 2018 года вновь громко заявила о себе проблема перевалки угля в Приморье. Недалеко от Находки в бухте Врангеля местные жители обнаружили огромное чёрное пятно на воде, которое власти после появления видео и фото в соцсетях попытались назвать «фэйком».

Шуму надело видео, где буксиры разгоняли водомётами огромное чётное пятно на водной глади у популярного пляжа «Прикумск».

Местное Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора назвало это видео «фэйком»: «ролик, который стал поводом для беспокойства широкой общественности, где показан черный лед, буксиры, которые что-то смывают, это откровенный фейк. Может быть, это было три года назад. Мы сейчас собираем пробы, чтобы специализированная лаборатория идентифицировала, чье это. Нужно привлечь к ответственности нарушителей. Там море голубое, пароходов нет».

Это было 30 марта, а 31 марта на место выехал с проверкой представитель находкинской общественной организации «Надежда» Артём Трембовлев. Он прошёл вдоль залива и убедился, что «Чёрное море» – так назвали катастрофическое загрязнение местные жители – продолжает существовать.

Местные жители продолжали выкладывать в сеть шокирующие фотографии. В итоге Росприроднадзор всё-таки признал факт загрязнения и отобрал пробы. О результатах анализа пока не сообщается.

Ситуация в бухте Врангеля не случайность, а закономерность. В условиях «угольного бума» десятки компаний-стивидоров стараются успеть заработать как можно больше, пока уголь пользуется спросом. Затраты на охрану природы и здоровья человека понятным образом стремятся минимизировать.

О том, что перевалка угля идёт с постоянными нарушениями, известно давно. К примеру, руководитель приморского Роспотребнадзора Дмитрий Маслов не раз заявлял, что практически на каждом угольном терминале имеются нарушения. Воздействовать же на их собственников очень сложно. По существу, в арсенале инспекторов незначительные административные меры. Штрафы мизерные, а суды далеко не всегда удаётся выигрывать из-за отсталого законодательства, а административный ресурс местных властей всегда был недостаточным.

Nakhodka bay black sea coal (3) Credit: Гринпис России

Дело немного сдвинулось после протестных акций местных жителей и в особенности после того, как летом 2017 года на «прямую линию» Путина сумел прорваться школьник Андрей Боль из Находки.

После обещания Путина разобраться началось чиновное «бурление». Появилось поручение президента Минприроды и Генпрокуратуре РФ: разобраться, обеспечить выполнение законодательства, при необходимости разработать поправки в плохо работающие законы. В Госдуме группа депутатов подготовила законопроект о полном запрете открытой перевалки угля.

Прошли месяцы, но ожидаемого жителями Находки результата нет.

Депутатам объяснили, что запрет нанесёт ущерб угольному бизнесу. Поэтому дело, по сути, утонуло в согласованиях и обсуждениях.

Правду сказать, некоторые депутаты продолжают поднимать проблему. Так в марте 2018 года на парламентских слушаниях по охране атмосферного воздуха ярко выступил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, депутат от Приморского края Виктор Пинский.

Он констатировал: «К сожалению, за год плотной работы со всеми, я подчеркиваю – со всеми – ведомствами, в обязанности которых входит защита экологии и безопасность людей, мы по факту не сдвинулись с места. Все ведомства уверяют, что прилагают максимум усилий, чтобы прекратить загрязнение угольной пылью. Год прошел. Пыль там же, где и была. Ситуацию не изменило даже прямое указание президента. Поручение должно было быть исполнено 15 октября 2017 года. Ничего не сделано».

Приморские власти тоже попытались воздействовать на угольные стивидорские компании лихим наскоком, но не получилось. ПДК на угольную пыль отсутствует. Разрешения-лицензии на работу компании имеют. Доказать, что вот эта конкретная пыль прилетела от вот этого конкретного загрязнителя сложно.

Всё же удалось заставить некоторые компании закупить водяные пушки для снижения пыления угля и поставить защитные экраны между кучами угля и домами. Удаётся иногда договариваться о прекращении перевалки в особо ветреные дни. Удаётся даже воздействовать на стивидоров через суд, правда редко и далеко не на всех.

В марте 2018 года суд на 10 суток приостановил деятельность одного из стивидоров: ОАО «Приморский завод Восточные ворота». 29 марта этого года Находкинский городской суд приостановил на 14 дней деятельность угольного «Терминала Астафьева», от которого до ближайших домов всего метров двести.

Но это отдельные успехи на общем фоне продолжающегося произвола. Переломить ситуацию пока не удаётся.

«Сегодня почти все причалы завалены углём. Причалы не были предназначены для этого. Но никого это не останавливало и не останавливает, – говорит Артём Трембовлев. – Город окружён сопками, и мы никуда не можем спрятаться от угольной пыли ни в одном районе города».

Врио губернатора края Андрей Тарасенко обещает, что перевалка угля уйдёт из Находки на специализированный терминал в порт Восточный. Но когда это ещё будет? Кроме того и в Восточном не так всё хорошо, и загрязнение угольной пылью существенное.

Трембовлев специально ездил в Корею, куда идёт уголь из Находки, чтобы посмотреть, как идёт перевалка там. Разница ощутима: терминал удалён от жилья, и применяются современные технологии против разноса пыли. Активист не может понять, почему передовой опыт не приживается в России.

Nakhodka bay black sea coal (2) Credit: Гринпис России

Ответ на этот вопрос, кажется, нашёл заместитель директора дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Евгений Новосельцев. Он говорит о том, что перевалку нужно переводить в новые специализированные терминалы.

«В наших портах применяются устаревшие технологии, да и соблюдение экологических норм не стоит на должном контроле. Технологии пылеподавления стоят недешево. Таких средств у портовиков нет, потому как сама перевалка достаточна дорога. К причалам подходит в основном мелкий флот – отсюда и высокая цена за тонну груза.

Использование обычных систем пылеподавления – орошения или защитных экранов – затратно и малоэффективно. За рубежом уже придумали, как переваливать уголь так, чтобы не было прямого контакта с окружающей средой. Но их не хотят использовать, говорят, что эти технологии нам якобы навязывает Запад. Притом что те же технологии успешно применяет Китай. Вопрос вот в чем: если мы считаем, что у них плохие технологии, почему сами не разрабатываем и не предлагаем чего-то хорошего? В итоге своего нет, а чужого не хотим».

В связи с этим очень многообещающим выглядит недавнее сообщение из Мурманска, где борьба с распространением угольной пыли идёт не первый год.

Здесь должен появиться новый угольный терминал, где перегрузка будет осуществляться закрытым способом. Первый этап проекта должен быть реализован в 2020 году, его грузооборот составит до 9 млн тонн, реализация второго этапа грузооборотом в 9 млн тонн запланирована на 2021 год.

«Пыления на Мурманск не будет, все негативные аспекты будут сведены к минимуму», – пообещала инженер отдела экологического обоснования проектов АО «Ленморниипроект» Светлана Ариничева.

Активисты Находки намерены сделать всё возможное, чтобы новый подход к перевалке угля прижился и в их городе.