News

Путь к образованию в интересах устойчивого развития

Alan Reeves

Опубликовано: 21/02/2018

Автор: Неля Рахимова

Если вы интересуетесь темой защиты окружающей среды, возможно, словосочетание «экологическое образование» вам уже давно знакомо. Однако задумывались ли вы над тем, когда и как появился этот термин, и как образование стало «экологическим»?

Статья подготовлена специально для 69 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Многие могут решить, что это не такой уж и важный вопрос для рассмотрения, тем более что на эту тему уже много всего было написано разными СМИ. Тем не менее можно выделить как минимум три причины, по которым мы хотим еще раз обратить ваше внимание на историю развития экологического образования как в мире, так и в России.

Во-первых, необходимо развеять иллюзии о том, что экологическое образование – это новая концепция, появившаяся совсем недавно. На самом деле экологическое образование – продукт продолжающейся уже многие десятилетия дискуссии об охране окружающей среды.

Во-вторых, для того чтобы развивать современное экологическое образование, нужно знать его истоки, основоположников, важнейшие конференции, публикации, определения и идеи, а также существующие программы и лучшие практики, которые были задокументированы в течение всего периода развития этой концепции.

В-третьих, зная историю экологического образования, нам не придется заново изобретать велосипед. Рассмотрев эволюцию экологического образования и те изменения, которые на международном уровне претерпевает эта концепция, мы сможем сформировать полноценное представление об экологическом образовании на международном уровне на сегодняшний день, понять, как оно стало частью образования в интересах устойчивого развития и чем от него отличается.

Итак, рассмотрим основные этапы развития экологического образования на международном уровне и то, как оно трансформировалось в образование в интересах устойчивого развития.

Становление экологического образования

Термин «экология» появился в 1866 году, его ввел немецкий биолог Эрнст Геккель как понятие, описывающее взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Многие из вас наверняка знакомы с учениями Гумбольдта, Линнея, Ламарка, которые занимались исследованиями живых организмов и их взаимоотношениями с окружающей средой. Однако в тот период понятие «экологическое образование» еще не было сформировано. Впервые этот термин был применен в Париже в 1948 году Томасом Причардом на встрече Международного союза охраны природы (МСОП). Заместитель директора по охране природы Уэльса определил необходимость в образовательном подходе, синтезирующем естественные и социальные науки, предполагая, что его можно назвать «экологическим образованием».

В дальнейшем именно МСОП занимался продвижением первых идей экологического образования на международной арене. Так, в 1949 году при МСОП была создана комиссия по образованию и коммуникации. В сентябре 1965 года на встрече Комитета северо-западной Европы, организованной комиссией, прозвучал первый открытый призыв к повсеместному распространению экологического образования в школах, высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации.

Тремя годами позже, в 1968 году, ЮНЕСКО организовала Биосферную конференцию в Париже, где МСОП подчеркнул, что впервые экологическое образование было признано на мировом уровне. На этой конференции международное гражданское сообщество призвало к созданию материалов, затрагивающих экологические аспекты, для образования всех уровней, а также к распространению дополнительного экологического образования и стимулированию всемирной осведомленности об экологических проблемах. Более того, на конференции были озвучены предложения по установлению национальных координационных комитетов по экологическому образованию и их формированию на мировом уровне.

Возможно, одним из главных этапов в истории формирования термина «экологическое образование» стала международная встреча по экологическому образованию, состоявшаяся в 1970 году в штате Невада, США. На этом мероприятии было дано классическое определение экологическому образованию, которое и сейчас используется во многих публикациях: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».

После конференции МСОП продолжил использовать этот термин на мероприятиях по всему миру. Таким образом, первый этап формирования и распространения идей экологического образования заключался в определении самого понятия и международном признании необходимости внедрения этого типа образования на всех уровнях.

Прорастание идей: Стокгольм, Белград, Тбилиси и Москва

В 1972 году в Стокгольме прошла легендарная конференция ООН по проблемам окружающей среды. В рамках конференции было отмечено, что образование в целях охраны окружающей среды, как для молодого поколения, так и для старшего, является ключевым. Основной рекомендацией стало признание необходимости экологического образования, а также принятие его статуса на международном уровне.

В 1975 году в Белграде прошел международный семинар по экологическому образованию, который провели совместно ЮНЕСКО и ЮНЕП. На семинаре было впервые принято межправительственное соглашение об экологическом образовании: определены цели, основные концепции и направляющие принципы экологического образования, которые вошли в единый документ Белгородской хартии – первый глобальный документ по экологическому образованию, в котором говорится: «В правильном понимании экологическое образование должно представлять собой всеобъемлющее образование на протяжении всей жизни, отвечающее требованиям изменяющегося мира. Оно должно готовить индивида к жизни путем сообщения ему понимания основных проблем современного мира, предоставления навыков и качеств, необходимых для выполнения продуктивной роли по улучшению жизни и сохранению окружающей среды в результате учета определенных этических принципов. Целью экологического образования является выработка у населения мира осознания и обеспокоенности проблемами окружающей среды и вопросами, с ними связанными, а также знаний, навыков, отношения, мотивации и готовности действовать самостоятельно и совместно для решения имеющихся проблем и предотвращения появления новых».

В 1977 году было принято решение привлечь государственных представителей к обсуждению проблем экологического образования. В октябре этого же года в Тбилиси состоялась Первая межправительственная конференция по экологическому образованию, в которой приняли участие представители 66 государств – членов ЮНЕСКО, а также представители различных некоммерческих организаций. Конференция подготовила рекомендации по внедрению и реализации экологического образования как в формальной, так и в неформальной формах образования. Главным документом мероприятия стала Тбилисская декларация, основанная на принципах, провозглашенных в Белградской хартии. Эти принципы представляли собой международной консенсус, и, несомненно, Тбилисская декларация и по сей день оказывает влияние на развитие экологического образования во многих странах.

В 1980-е годы происходят некоторые изменения направления экологического образования, поскольку на международную арену выходит понятие устойчивого развития. В 1987 году комиссия Брундланд в докладе «Наше общее будущее» представила новую всемирную повестку, которая объединила охрану окружающей среды с экономическим развитием, то есть переориентировала саму идею охраны окружающей среды в концепцию ее рационального использования для целей развития общества.

В этом же году в Москве состоялся международный конгресс ЮНЕСКО и ЮНЕП по экологическому образованию и тренингу – так называемая встреча Тбилиси +10. В документе конгресса «Международное взаимопонимание и современные проблемы окружающей среды: роль экологического образования» говорится, что «экологическое образование имеет фундаментальное значение для любой попытки защиты Земли и обеспечения как выживания человечества, так и устойчивого развития».

Таким образом, можно утверждать, что для экологического образования наступил переходный период, а некоторые ученые также полагают, что это было вызвано «кризисной» ситуацией в развитии экологического образования, сложившейся в конце 1980-х годов.

Эра устойчивого развития

Международное принятие концепции устойчивого развития произошло на Саммите Земли – конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году. Саммит декларировал насущную необходимость преобразования взаимоотношений человека и окружающей среды. На нем было обозначено особое значение экологического образования как средства, необходимого для разрешения проблем окружающей среды, и перехода человечества к устойчивому развитию. Это было отражено и в итоговом документе саммита – «Повестке дня на XXI век» в главе 36: «Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития». ООН рекомендовала «странам и учебным заведениям… включить вопросы окружающей среды и развития в существующие учебные программы и содействовать обмену методологиями и оценками».

При этом с 1992 года наметился международный консенсус в отношении того, что достижение устойчивого развития невозможно без соответствующего ему образования. Важная роль образования неизменно подчеркивалась на крупных конференциях ООН середины 1990-х годов, включая Всемирную конференцию по правам человека в Вене (1993), Международную конференцию по народонаселению и развитию в Каире (1994), Глобальную конференцию по устойчивому развитию малых островных развивающихся государств в Барбадосе (1994), Всемирную встречу на высшем уровне в интересах социального развития в Копенгагене (1995), Всемирную конференцию по положению женщин в Пекине (1995), Всемирную встречу на высшем уровне по проблемам продовольствия (1996) и Встречу на высшем уровне по населенным пунктам в Стамбуле (1994).

Уже через пять лет после Саммита Земли, в 1997 году ЮНЕСКО выпускает документ, в котором говорится, что на смену экологическому образованию должно прийти образование в интересах устойчивого развития. В документе под названием «Образование для устойчивого будущего» сказано, что при реализации поставленных в 36-й главе «Повестки дня на XXI век» задач Комиссия ООН по устойчивому развитию «призывает ЮНЕСКО усовершенствовать концепцию и ключевые идеи образования в интересах устойчивого развития, принимая во внимание опыт экологического образования и интегрируя соображения, касающиеся населения, здравоохранения, экономики, социального и человеческого развития, мира и безопасности». Появление понятия «образование в интересах устойчивого развития» в данном документе ознаменовало начало процесса распространения новой концепции, которая получила широкое международное признание в начале XXI века.

Экологическое образование остается актуальным и сегодня. Многие сторонники экологического образования до сих пор считают, что «если образование для устойчивого развития станет реальностью, то единственное, что будет отличать его от экологического образования, – это название» (Орландо Аль Росе, 2003). Впрочем, ЮНЕСКО подчеркивает, что «образование для устойчивого развития воспринимается многими людьми в контексте экологического образования. Однако образование в интересах устойчивого развития – это не образование об окружающей среде или устойчивом развитии, а, скорее, образование для устойчивого развития, включающее ценности, права человека, управление, экономику и культуру». Поэтому очевидно, что с приходом новых вызовов и концепции устойчивого развития экологическое образование, сфокусированное в первую очередь на сохранении окружающей среды, потеряло свою актуальность на международной арене.

Здесь стоит отметить, что хотя экологическое образование и является прародителем образования в интересах устойчивого развития и в последние годы впитывало в себя экономические и социальные аспекты, перемена к более системной концепции в образовании на международном уровне была неизбежна. Именно поэтому в последующие годы экологическое образование уже не упоминается в заголовках международных конвенций, конференций и докладов. Так, Генеральная Ассамблея ООН в конце 2002 года приняла резолюцию по проведению Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития и назначила ЮНЕСКО «ведущим учреждением в вопросах проведения десятилетия». При этом была обозначена необходимость пересмотра концептуальных основ существования мирового сообщества, сплочения человечества вокруг идеи устойчивого развития, путем разработки программ образования, которые способствовали бы этому объединению.

Образование в интересах устойчивого развития широко признается по всему миру в качестве неотъемлемого элемента качественного образования и ключевого фактора достижения устойчивого развития. В 2013 году 37-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО одобрила Глобальную программу действий по образованию в интересах устойчивого развития, направленную на осуществление и расширение масштабов деятельности в этой области. Данная программа служит продолжением Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития 2005-2014 годов. Цели в области устойчивого развития, принятые мировым сообществом в 2015 году на последующие 15 лет до 2030 года, также включают образование в интересах устойчивого развития в число своих задач.