News

«Легальный» захват леса

S. Treeman

Опубликовано: 08/02/2018

Автор: Ирина Андрианова

В январе во Всеволожске состоялись общественные слушания по проекту капитальной застройки леса на берегах озер Длинное и Круглое (Бездонное). Местные жители не поверили своим глазам: ведь еще полтора года назад эти 24 гектара относились к лесному фонду! А губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко еще в 2015 году публично пообещал, что лес в категорию земель населенных пунктов больше переводиться не будет, за исключением случаев размещения социальных объектов.

Но проект базы отдыха из 27 коттеджей явно не социальный, а коммерческий. Как же районные и городские власти ухитрились «протащить» его в границы поселения вопреки воле губернатора? К тому же, согласно документации, представленной на слушаниях, защитный лес Всеволожского лесничества включен в границы города в качестве зоны Р4, предназначенной для размещения «объектов отдыха, туризма, санаторно-курортного лечения, физической культуры и спорта». Между тем, Лесной кодекс допускает присоединение леса к городу лишь в качестве зоны городских лесов. Причем дальнейший перевод городских лесов в Р4 (если бы лоббисты застройки, положим, затеяли такую многоступенчатую процедуру) также невозможен. Согласно тому же Лесному кодексу, «сокращение площади городских лесов не допускается». Таким образом, даже на первый взгляд, очевидно, что перевод участка выполнен некорректно.

Дальнейшее изучение документов показало, что нарушения могут быть куда серьезнее. Лесной эксперт организации «Новый экологический проект» Анастасия Филиппова предполагает, что перевод леса вообще может быть самоуправством районных чиновников, о котором в правительстве региона и в Рослесхозе ничего не знают.

Даже если вынести за скобки запрет губернатора, включение леса в состав поселения – это сложнейшая процедура со множеством подписей разного уровня. Согласно ст. 4 ч.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ», утверждению нового генплана города с «прирезанным» лесом должно предшествовать отдельное решение Правительства Ленинградской области о включении данного лесного участка. Должно быть получено и согласование Федерального агентства лесного хозяйства. Есть серьезные сомнения, что эти документы существуют в природе. Ибо даже генплан города Всеволожска с изменениями от 2017 года, в рамках которого, как утверждается, и состоялось включение берегов озер Длинное и Круглое в городскую черту, на официальном сайте Всеволожска отсутствует. Как и Правила землепользования и застройки. При запросе сайт скромно отвечает, что «этот раздел находится в разработке». Удобно, не правда ли? Сайт комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области дает противоречивую информацию. С одной стороны, изменения во всеволожский генплан отнесены к группе утвержденных. Однако отдельной информации об утверждении нет (во всех остальных случаях – есть), и процедура обрывается направлением на утверждение.

Зам. председателя КГА Владимир Демин в личной беседе ничего конкретного про процедуру перевода участка сказать не смог. Когда представитель движения «Экологическая безопасность» Василий Малаховский 24 января сообщил ему о странностях в судьбе леса, Владимир Анатольевич очень удивился и обещал разобраться.

Пока активисты ждут ответа КГА, нам остается только гадать, что могло произойти с лесом. «Новый экологический проект» рассматривает три возможных варианта:

  • «Белая схема». Процедура перевода, несмотря на ее сложность, все-таки была соблюдена, все необходимые решения и согласования получены. И, несмотря на обещание губернатора Дрозденко больше не соблазняться лесом, участок лесного фонда был присоединен легально. Тогда предметом дискуссии становятся зонирование и градостроительные регламенты. Зона Р4 в соответствии с законом должна быть заменена на «зону лесов» или, максимум, на Р2 – зону зеленых насаждений общего пользования (классификатор функциональных зон в разных городах и поселениях не совпадает). И в этом случае, понятно, ни о каком коттеджно-гостиничном комплексе не может быть и речи.
  • «Серая схема». Перевод осуществлен полулегально. В целом правительство ЛО его санкционировано, но процедура соблюдена не до конца. В этом случае предмет дискуссии – целесообразность включения лесного участка в границы населенного пункта. Возможно оспорить генплан в этой части.
  • «Черная схема». Как не фантастично это звучит, но весь «перевод» может оказаться просто самоуправством районных властей, о котором Правительство Ленинградской ничего не знает. К сожалению, таких случаев было уже немало. Тогда требуется немедленное вмешательство прокуратуры и комитета по природным ресурсам.

proekt_osvoenia_lesnogo_uchastka

Мало не покажется

То, что в случае победы застройщика мы потеряем лес и половину береговой линии обоих озер – совершенно очевидно. Свои намерения компания ООО «Лесной стиль» продемонстрировала еще в 2010-2012 годах, взяв участки на берегах озер (тогда это был еще лесной фонд) в аренду под рекреацию. После согласования рубки с комитетом по природным ресурсам арендатор тут же свел 20% деревьев. Когда движение «Экологическая безопасность» попыталось найти правду в комитете госэконадзора Ленинградской области, ответ был лаконичным – рубка законна (это к тому, что и статус лесного фонда не всегда гарантирует сохранность лесных насаждений). Но, как оказалось, планы у «Лесного стиля» были куда масштабнее: включение леса в городскую черту, капитальная застройка и, скорее всего, – приватизация объектов недвижимости.

Сейчас, согласно информации Росреестра, бывший лес превратился в собственность муниципалитета и уже вторично передан в аренду «Лесному стилю». Пока он не в частных руках. Но, согласно Земельному кодексу, собственник капитальных строений имеет исключительное право на приватизацию участка, причем по льготной цене.

Понятно, что именно ради такого финала «Лесной стиль» и затевал свой долгосрочный проект. Но и без приватизации доступ на участок будет закрыт. На недавних общественных слушаниях проектировщики жизнерадостно сообщили жителям, что оставят им для прохода 20-ти метровую береговую полосу. Как говорится, спасибо, что обещаете не нарушать закон! А то, что останется от леса (а останется немного, судя по проекту планировки), будет огорожено забором.

P.S.

Пока сложно что-то утверждать, но многие факты уже позволяют предположить, что процедура была как минимум «нечистой». Например, предыдущий генплан Всеволожска относил участок ООО «Лесной стиль» к планируемому заказнику «Румболовские озера».

Выглядит нелогично: сначала – зарезервировать под заказник, а спустя всего год – перевести в «застроечную» категорию. В выписке из ЕГРН, представленной на слушаниях, никаких сведений о береговой полосе водного объекта нет (хотя она должна значится как «обременение»). Напротив, уведомление об отсутствии участка в лесном реестре обнаружить так и не удалось (хотя застройщик указал его в качестве документа-основания для проекта планировки). При этом «Лесной стиль» по-прежнему демонстрирует старый договор аренды и проект освоения лесного участка. Однако, если участок больше не входит в лесной фонд, эти документы не имеют юридической силы.

Есть и другие нестыковки. Если верить чертежам, область проектирования «базы отдыха» выходит за границы участка ООО «Лесной стиль». Формально участок состоит из двух кластеров – один на берегу озера Длинного, другой – Круглого (Бездонного). Понятно, что владельцам интересно объединить участки, прихватив дополнительный кусок берега Длинного. Но правовых оснований для этого у них нет.

Надеемся, в ближайшее время спорные вопросы прояснятся, и местным жителям удастся спасти свой любимый лес от застройки.