News

Арктические регионы нуждаются в государственном финансировании экопроектов

Опубликовано: 06/02/2018

Автор: Анна Киреева

Накопленный экологический ущерб – большая проблема арктических регионов России. Проекты по его устранению уже осуществляются во многих из них, но без активного государственного финансирования эта проблема не будет решена никогда.

Вопрос накопленного экологического ущерба в Арктике обсуждался в Мурманске на выездном заседании Комитета Государственной думы по экологии.

Мурманская область

По словам заместителя губернатора Мурманской области Евгения Никоры, составлен реестр объектов накопленного экологического ущерба в регионе. Всего в реестр включен 151 объект. Среди них – свалки отходов, брошенные и затопленные суда и металлоконструкции в акватории Кольского залива, ядерно- и радиационно-опасные объекты, территории расформированных воинских частей и т.д. Общая площадь, которую занимают включенные в реестр объекты, составляет более 40 тыс. га.

Берега и акватория Кольского залива испытывают серьезные экологические нагрузки. На них расположены морской  и рыбный порты, стивидорные компании, базы Северного Флота и погранвойск, крупный судоремонтный завод, муниципальные образования.

«Берега и акватория залива захламлены брошенными в 1980-х и 1990-х годах судами и другими объектами, которые негативно влияют на состояние морской среды. Сейчас осуществляется реализация пилотных проектов по очистке Кольского залива от несанкционированных свалок судов. Федеральный бюджет выделил на это 50 млн рублей», – отметил Никора на заседании.

ship_Kola Свалка кораблей в Кольском заливе. Credit: РосРАО

Также он рассказал, что в прошлом году было проведено комплексное обследование Кольского залива, составлен соответствующий реестр затопленных и затонувших объектов, которых обнаружено 102 штуки. В 2017 в Губе Ретинская был осуществлен подъем двух из них.

«Сейчас необходимо продолжить работу непосредственно по подъему такого рода судов. В регионе создана рабочая группа, которая занимается решением вопросов, какие объекты необходимо поднимать в первую очередь», – отметил заместитель губернатора.

Однако для продолжения работ необходимо решить ряд проблем. Первая – финансирование. Дело в том, что Кольский залив входит в федеральную собственность, соответственно, финансирование программ по его очистке возможно только за счет средств федерального бюджета. На сегодняшний день источники финансирования разработки проектов по очистке залива не определены. Но оно может осуществляться в рамках специальных госпрограмм по ликвидации ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.

retinskoe1 Подъем металлоконструкций в поселке Ретинское, Мурманская область, 2017 Credit: gov-murman.ru

Вторая проблема связана с тем, что за деньги федерального бюджета может осуществляться подъем только бесхозяйных объектов. Однако до сих пор не определено ведомство, которое может быть ответственным исполнителем и обращаться в суд с заявлением о признании объектов бесхозяйными. Этим ведомством, в частности, может стать Росприроднадзор.

Третья сложность – долгий срок прохождения государственной экологической экспертизы. В случае с подъемом затопленных объектов Ретинском на эту процедуру ушло пять месяцев.

«Необходимо сократить сроки прохождения госэкспертизы для приоритетных экологических проектов в Арктике», – уверен Никора.

По его словам, пока трудно делать прогноз относительно сроков очистки Кольского залива.

«Я думаю, что  в течении трех-пяти лет нам надо будет плотно заниматься очисткой залива от оставшихся 100 объектов. Опыт мурманской области может быть моделью, примером для остальных субъектов Российской Федерации», – считает он.

Ненецкий Автономный Округ

Схожие проблемы существуют и в других регионах. Так, в НАО одно из проблемных мест – поселок Андерма, расположенный на побережье Карского моря. С 1953 года он является морским портом. В годы СССР там базировался авиационный истребительный полк. В 1990-х годах деятельность почти всех предприятий прекратилась. Осталось множество бесхозных сооружений, складов, локаторных станций, свалок металлолома, бытового и строительного мусора. Картину дополняет брошенный транспорт, в том числе самолеты, и емкости с горюче-смазочными материалами.

Anderma Пустующие дома в поселке Андерма, НАО. Credit: www.visitnao.ru

Председатель постоянной комиссии Собрания депутатов НАО по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию Ольга Каменева рассказала, что в 2011-м году по заказу Минприроды РФ Фонд Полярных Исследований выполнил работы по исследованию территории поселка, чтобы провести комплексную оценку загрязнения почв, растительности, поверхностных вод и донных отложений.

«По оценкам Фонда, площадь загрязнения составляет 100 тыс. га. Объем накопленного ущерба – 110 тыс. тонн металлолома. Это страшно для маленького округа», – рассказала Каменева.

В 2012-13 годах проводились отдельные работы по утилизации металлолома силами МПР и Министерства Обороны. Но и здесь возникла та же проблема – недостаток финансирования, при том, что работы осложнялись экстремальными природными условиями, высокой уязвимостью арктической природы, труднодоступностью и неразвитостью транспортной инфраструктуры.

Проект «Чистая страна»

В настоящее время в России реализуется приоритетная программа «Чистая страна». Многие регионы подают заявки для включения проектов в федеральный реестр, что означает получение субсидий.

В федеральный реестр уже включены 13 объектов Мурманской области. Ненецкий округ запланировал разработку проектно-сметной документации по проекту ликвидации накопленного ущерба в поселке Андерма. Проект предусматривает два мероприятия – очистку акватории реки Андерма от затонувших судов и плавучих объектов на границах поселка и ликвидацию накопленного вреда на территории самого поселка. Оба проекта уже включены в реестр, что означает, что округ может начать работу в Андерме на условиях софинансирования.

«Ликвидация накопленного ущерба в Арктике – общегосударственная задача, и только общие усилия принесут положительные результаты», – уверены участники совещания.