News

Трудный путь к реформам

Алексей Яблоков на заседании Верховного Совета СССР.
Алексей Яблоков на заседании Верховного Совета СССР.
Фото из архива Алексея Яблокова

Опубликовано: 04/12/2017

Автор: Владимир Десятов

Алексей Владимирович Яблоков и Комитет Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов (1989-1991).

Статья подготовлена специально для 68 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право», посвященного памяти Алексея Владимировича Яблокова.

Об авторе: Владимир Десятов – народный депутат, член Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Все, кто в конце 1980-х занимался проблемами экологии на общественных началах, помнят, как не хватало информации и знаний в этой области. В 1988 году в книжном магазине Комсомольска-на-Амуре я купил книгу «Трудный путь к воскресенью». Она стала для меня первым учебником по экологии, а Алексей Владимирович – моим Учителем.

Мне повезло – я работал в комитете под его руководством. Здесь-то и увидел, как он работает. Это – машина, не знающая усталости, работающая много и, главное, продуктивно. Требовалось экологизировать огромную массу законов и законопроектов, подготовить ряд новых законопроектов. Алексей Владимирович организовал структурную работу в нашем комитете и постоянную представительскую связь с другими комитетами.

Первый съезд

В мае 1989 года в Кремлевском Дворце съездов состоялся I Съезд народных депутатов СССР.

Перед началом заседания я подошел к высокому человеку с необычной белой бородой, которого сразу выделил из 2250 человек. Это лицо было знакомо мне еще по обложке книги «Трудный путь к воскресенью», написанной Алексеем Яблоковым в соавторстве со шведским ученым Рольфом Эдбергом и только что изданной на русском языке. Я представился и рассказал ему о моих намерениях заниматься экологическими проблемами. Как человек дальновидный и хорошо знающий о происходящих событиях в республиках Союза, а также сведущий в том, что творится в верхних кругах политической власти, Алексей Владимирович неожиданно сказал: «Еще неизвестно, чем закончится съезд. Положение таково, что мы можем увидеть, как на глазах съезда разваливается Советский Союз. Пока на съезде не будет решен ряд проблем политического и экономического характера, возможно, придется отложить обсуждение экологических вопросов».

Еще он добавил, что следует заняться созданием демократической депутатской коалиции для поддержки идей перестройки и демократизации существующего строя, так как сейчас наша страна стоит перед выбором – или возвращаться назад к диктатуре, или через реформы продвинуться вперед к созданию демократического общества.

Направляясь к А.В. Яблокову, я был уверен, что иду к экологу и ученому, а отходил от него как от опытного политика.

Создание комитета

С большими сложностями, несмотря на все происходившие политические события на съезде, был сформирован Верховный Совет СССР и его комитеты. Политически абсурдным оказался процесс формирования Комитета по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Явное большинство сидящих в зале (позже депутат Ю. Афанасьев назвал их «агрессивно послушное большинство») проголосовало против избрания в Верховный Совет многих депутатов-москвичей. Среди них оказался и А.В. Яблоков. Кто-то из москвичей, подойдя к микрофону в зале, произнес: «А Яблоков здесь при чем? Он – эколог! Предлагаю провести повторное голосование по Яблокову». Но «агрессивно послушное большинство» голосовать повторно отказалось, и А.В. Яблоков не вошел в состав Верховного Совета.

По неписаным условиям председателем Комитета Верховного Совета СССР мог стать только член Верховного Совета. Из этих принципов на должность председателя Комитета по вопросам экологии был назначен К. Салыков, Первый секретарь Каракалпакского обкома Компартии Узбекистана. На заседании комитета А.В. Яблоков был избран заместителем председателя. В начале работы наш комитет состоял из 55 депутатов, почти половина из них были доктора и кандидаты наук, из которых и сформировалась рабочая группа. В составе комитета было еще два известных писателя – В.Г. Распутин и С.П. Залыгин. Были министры лесного хозяйства из двух республик.

Начало работы

Всю работу комитета взял на себя Алексей Владимирович. Ее объем был просто огромный. Советское законодательство было построено по заветам И.В. Мичурина: «Мы не должны ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Этот лозунг в те времена можно было встретить везде. Существующее законодательство нам необходимо было экологизировать и не пропускать антиэкологические статьи во вновь принимаемые законы. Требовалось разработать ряд новых законов и основательно переработать многие существующие. К примеру, существующий на тот период Водный кодекс. Дух содержания данного закона был таков, что река – это прежде всего транспортная водная артерия, но не источник питьевого водоснабжения, а также не среда воспроизводства природного продукта питания – рыбы и остальной биоты. Обойтись внесением поправок в него было невозможно, его необходимо было создавать вновь.

Для решения множества накопившихся в стране экологических проблем нам потребовалась правовая опора. Алексей Владимирович предложил выпустить Постановление «О неотложных мерах экологического оздоровления страны».

После проведения многих совещаний и круглых столов собрали огромный, в сотни страниц, разноплановый материал, охватывающий все основные экологические проблемы страны. Требовалось все ценное и необходимое, предложенное множеством депутатов, комитетов, ведомств, ученых, управленцев и граждан, изложить лаконично и доходчиво, найти согласие с другими комитетами и рядом ведомств. Алексей Владимирович показал пример своей продуктивной работы, умения организовать работу членов комитета по направлениям и проблемам. Ежедневно он сам редактировал все материалы, оставляя лишь суть. В таком стиле может работать человек, имеющий высочайшую самоорганизацию и глубокие знания системы государственного управления.

Постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» было принято 27 ноября 1989 года. Постановление охватило все направления экологической жизни нашей страны. В частности, по его требованию было введено понятие «экологическое правонарушение», была проведена экологическая паспортизация всех действующих предприятий и экологически опасных объектов. Были проведены экологические экспертизы проектов строящихся энергетических объектов, в том числе АЭС, управление лесами в стране было возвращено лесному хозяйству, запрещена вырубка кедра.

В защиту кедра

После принятия запрета на вырубку кедра развернулась настоящая вой­на Н. Рыжкова, председателя Совета Министров СССР, его Минлеспрома и других ведомств с нашим комитетом, а точнее, с А.В. Яблоковым.

В адрес Верховного Совета СССР пришло требование от Правительства СССР отменить это постановление. Вместе с А.В. Яблоковым мы сформировали экспертную комиссию. Мы побывали на нескольких леспромхозах, на лесосеках разных времен вырубок, в производственных помещениях. Картина везде одна и та же: вдоль дорог множество брошенных лесовозами бревен, а среди них и кедровые. Мы увидели не одну тысячу кубометров неиспользуемой кедровой древесины. В производственном помещении работала пилорама, через которую проходил ствол кедра, а выходили… шпалы. В другом месте из кедровых досок делали ящичную тару.

Отходы при распиловке стволов кедра составляли до 30% их объема. Все выбрасывали на свалку. Там они гнили, или их просто сжигали.

Заключение нашего комитета в защиту кедра с описанием увиденного отправили в правительственные органы страны.

Откладывать больше нельзя

Храню журнал «Народный депутат», №5 за 1990 год, со статьей А. Яблокова «Откладывать больше нельзя». В этой публикации впервые установлены связь экологии, экономики и политики, наличие в стране экологического неблагополучия, недопустимость отделять экономические и социальные проблемы от экологических, а также необходимость комплексного подхода при их решении. Из нее мы впервые узнали о высокой энергоемкости выпускаемой продукции, бесхозяйственном отношении к природным ресурсам, низком финансировании на решение экологических проблем, об отсутствии взаимодействия различных органов власти в области экологии, о том, как принижена роль местных советов и общественности.

Важнейшим посылом его статьи, на мой взгляд, стала коротко и ясно сформулированная взаимосвязь проблем и направление деятельности государства: «Три группы проблем встали, на мой взгляд, во весь рост перед страной – экономические, национальные и экологические. Все они взаимосвязаны, ни одну нельзя решить, не касаясь остальных, и в этом, очевидно, одна из реальных сложностей создавшегося в стране положения».