News

Победы, которые вдохновляют

Акция за велосипедизацию Петербурга.
Акция за велосипедизацию Петербурга.
«Красивый Петербург»

Опубликовано: 20/09/2017

Автор: Красимир Врански

Красимир Врански, основатель движения «Красивый Петербург», рассказывает о наиболее резонансных и вдохновляющих победах городских активистов России за последние несколько лет в борьбе за благоприятную окружающую среду.

Статья подготовлена специально для 67 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

 

Фрязиновский парк, Вологда

Гражданские активисты и общественники больше года вели борьбу за сохранение зеленой зоны среди сплошной застройки Фрязиновской улицы в Вологде. Последний зеленый участок микрорайона местные власти хотели отдать под строительство жилого дома.

В марте 2016 года на участок приехали строительные машины и начали отбирать пробы грунта для изыскательских работ. Тогда жители узнали, что здесь будет построен дом на 345 квартир, разноуровневый – 9-11 этажей. Уже был заключен контракт со строительной фирмой в рамках Программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Жители решили бороться, была создана инициативная группа, проведены многочисленные встречи – как с активистами, так и с чиновниками.

Наконец чиновники решили пойти навстречу горожанам. Однако прошли выборы, новая власть города отказалась переводить участок в зону зеленых насаждений и даже выносить этот вопрос на голосование. Из местных СМИ жители узнали, что администрация города планирует построить на участке детский сад. И опять хотели столкнуть лбами активистов с родителями, которым необходимо устроить детей в дошкольное учреждение. Только после очередной волны протестов и акций удалось добиться от чиновников принятия решения о расселении людей в новостройках в другом районе, а городская Дума Вологды одобрила создание парка.

Триста новосибирцев

Семь митингов в течение четырех месяцев помогли жителям отменить 15%-ное повышение коммунальных тарифов. Тарифы повысили только на 4%, как требовал оргкомитет митингов и в соответствии с рекомендацией правительства, в которой говорилось, что индексация тарифов для субъектов РФ не должна превышать 4%.

В декабре 2016 года правительство Новосибирской области утвердило летний рост тарифов до 15% на основные позиции. Единым фронтом за повышение тарифов выступили губернатор, мэр и депутаты горсовета. Первоначально в повестке дня декабрьской сессии горсовета пункт о повышении тарифов вовсе не значился. Его внесли «с голоса». Затем чиновники рассказали депутатам о бедственном положении тепловых сетей в городе. Независимых депутатов ограничили в вопросах, и после недолгого обсуждения депутаты подавляющим большинством приняли решение.

В соцсетях раздались призывы устроить митинг протеста. Образованный оргкомитет принял решение не допускать на митинге политических лозунгов и партийных знамен. Мэрия отправила протестующих митинговать на городскую набережную, от которой до ближайшей станции метро – километр пешком, а чтобы добраться до ближайших остановок общественного транспорта, нужно преодолеть транспортную развязку. В день митинга ударил мороз -30 градусов. На митинг вышли 300 человек, что породило в соцсетях хэштег #300новосибирцев.

Движение против роста тарифов объединило практически весь политический непарламентский спектр Новосибирска. Требования радикализовались, и протестующие уже требовали отставки мэра, горпарламента и губернатора. Главным лозунгом был «Отмени или уходи». На мартовском митинге был принят ультиматум региональным властям – в течение месяца отменить постановление о повышении тарифов, иначе следующий митинг будет уже с требованием отставки.

Новосибирская власть оказалась в безвыходной ситуации. Очевидно, что протесты не затихнут без отмены постановления о росте тарифов. В апреле губернатор отменил 15%-ное повышение тарифов.

Переработка батареек в Челябинске

Дмитрий Закарлюкин, экоактивист и предприниматель из Челябинска, организовав «экотакси» – мобильный пункт по приему вторсырья у населения, задался вопросом: куда девать батарейки? На одном из экологических круглых столов Дмитрий встретился с директором перерабатывающего завода «Мегаполисресурс» Владимиром Мацюком и предложил переработку отслуживших свой срок батареек. Предприятие уже занималось переработкой микросхем, но не батареек. Экологи принесли первую пробную партию – 150 кг. После испытаний технология была отработана. На выходе получался металлолом и соли цинка и марганца.

Информация о том, что в России наконец-то появились организации, взявшиеся за переработку батареек, быстро разлетелась по Интернету. Вслед за местными блогерами и информ­агентствами интерес проявили крупные торговые сети – Media Markt, ИКЕА, «Ашан». В этом году «Мегаполисресурс» вышел на новые показатели и теперь может утилизировать до 700 тонн батареек в год.

Большая Морская улица – путь к сердцу Петербурга

Большая Морская улица у арки Главного штаба задумывалась автором – Карлом Росси как парадный вход на Дворцовую площадь. В мае 2013 года волонтеры движения «Красивый Петербург» провели исследование, которое показало, что ежедневно до 45 000 пешеходов пользуются этим участком улицы, в то время как 71% всего пространства занят парковкой на 80 машиномест. Также активисты провели уличный опрос, который показал, что свыше 80% горожан и туристов поддерживают идею организации на данном участке пешеходной зоны вместо парковки.

По итогам отправленных обращений с результатами исследования в ответственные ведомства были получены положительные ответы с поддержкой или отсутствием возражений относительно организации вышеуказанной пешеходной зоны, но из-за смены руководства некоторых ведомств не удавалось принять окончательного решения.

Однако в 2015 году все же удалось убедить руководство города, и знаковое решение было принято. С 1 августа 2015 года Большая Морская улица от Невского проспекта до арки Главного штаба закрылась для движения транспорта. Этому предшествовал долгий и настойчивый процесс убеждения администрации Петербурга со стороны инициативных горожан в необходимости такого решения.

Осенью 2015 года экспертный совет движения по своей инициативе разработал Концепцию новой пешеходной зоны на Большой Морской улице между Невским проспектом и аркой Главного штаба. У разработки отсутствовали спонсор, заказчик или инвестор – команда работала независимо, опираясь на свои профессиональные навыки, творческое видение и консультации со специалистами в области урбанистики, архитектуры, городского транспорта, социологии.

В этом году городские власти планируют капитальный ремонт улицы и ее окончательное превращение в пешеходную зону, наконец, свершится.

Спасение Баболовского парка в Пушкине

В 2012 году значительную часть парка Всемирного наследия ЮНЕСКО городские власти хотели отдать под гольф-клуб. Жители Пушкина выступили с многочисленными протестами, провели митинги и пикеты, в результате чего проект был отвергнут. А экспертов, определивших возможность размещения гольф-полей в Баболовском парке, Министерство культуры РФ лишило соответствующего статуса. Под вырубку предполагалось отдать около 70% южной части парка.

Следующим ходом компании, владеющей участком, стало желание построить элитное жилье в парке. Тем временем проверка прокуратуры выявила, что в 2005 году Комитет по управлению городским имуществом осуществил продажу данного участка за бесценок некоему таинственному ООО «Базис» в обход Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Нормативный акт запрещает отчуждение из госсобственности объектов культурного наследия, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Продажа была признана прокуратурой незаконной.

Жители подали поправки в генплан о возврате отчужденной территории парка в зону зеленых насаждений и получили одобрение городского парламента и Комиссии по землепользованию и застройке, что позволило защитить территорию от застройки. Кроме того, в защиту Баболовского парка от застройки коттеджами подписались 27 000 человек. А на сегодняшний день парк является государственной собственностью и окончательно передан в ведение государственного музея-заповедника «Царское Село».

Остановлена программа строительства мусоросжигательных заводов вблизи Петербурга

Согласно региональной программе вблизи Петербурга должны были появиться как минимум четыре крупных мусороперерабатывающих комплекса, которые, по данным экологических движений, в действительности являлись мусоросжигательными заводами.

Инициативной группой «Петербург без мусоросжигания» при поддержке общественных движений было составлено открытое письмо губернатору с просьбой внести изменения в действующую региональную целевую программу, полностью отказаться от использования энергетических установок по сжиганию твердых бытовых отходов и альтернативного топлива из отходов, а также разработать комплекс мероприятий по внедрению системы раздельного сбора отходов и переработки вторсырья – и закрепить его на законодательном уровне. Открытое письмо поддержали более 6500 петербуржцев. Также Гринпис организовала мощную кампанию по информированию горожан о негативном воздействии на окружающую среду мусоросжигательных заводов.

На публичных слушаниях по мусоросжигательному заводу в Левашово (первый из серии заводов) зал администрации района не вместил всех желающих. Несмотря на проведение слушаний 30 декабря, пришли более 500 горожан, и почти половина осталась стоять в коридоре.

Участники скандировали «Нет заводу!» и «Перенос!», требуя проведения слушаний в более комфортных условиях. Разработчик проекта ОВОС так и не смог дочитать доклад до конца – его прерывали выкриками. В результате администрация приняла решение провести процедуру слушаний заново. Заказчик проекта должен был подыскать новое помещение, которое вместит всех желающих.

Месяц спустя на заседании Комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания было принято решение, что строительство завода с предлагаемой технологией термической обработки отходов не отвечает требованиям законодательства, поскольку «гарантированно создаст источник негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения». Кроме того, комиссия признала, что «Санкт-Петербург остро нуждается в создании мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов», а также «в развитии системы раздельного сбора отходов».

Так благодаря активной позиции горожан в Петербурге удалось остановить строительство мусоросжигательных заводов.

Спасенный пруд с утками в Новосибирске

При строительстве Академгородка в Новосибирске образовалась низина. Вскоре это место заполнилось водой и превратилось в небольшое болото, а спустя некоторое время здесь поселились утки. У местных активистов родилась идея благоустройства этой территории, а при поддержке бизнеса удалось ее реализовать.

По периметру пруда были проложены деревянные дорожки и построены мостики для прогулок и кормления уток, плавающих в пруду, появилась смотровая площадка. И за короткое время территория стала одним из самых любимых мест жителей Академгородка – люди приходят сюда с детьми и кормят птиц.

Кампания по сохранению электрического транспорта в Петербурге

Согласно предлагаемым поправкам к Концепции стратегического развития транспорта Санкт-Петербурга планировалось значительно сократить финансирование развития наземного электрического транспорта. Новая транспортная псевдостратегия предполагала снижение затрат на трамвай и троллейбус совокупно сразу в два раза, что составляло всего 1,5% от всего транспортного бюджета.

Работы по реконструкции путей и контактной сети практически целиком были оставлены без финансирования, а финансирование обновления парка трамваев и троллейбусов, половина которого морально устарела, было снижено. Это означало, что за пару лет эти два вида транспорта дешевле будет списать, нежели восстанавливать. Трамваев и троллейбусов в Петербурге просто могло не остаться.

В новой стратегии горожанам обещали закупить электробусы, способные проехать на аккумуляторе 3-4 часа – всего восемь электробусов на фоне закупки сотен автобусов.

Активистами была организована кампания по отправке обращений в правительство города о своем несогласии с предлагаемой транспортной стратегией. За несколько дней были отправлены сотни обращений граждан. Стратегия была пересмотрена.

Месяц спустя был опубликован госзаказ стоимостью 675 млн рублей на закупку 80 современных 100%-ных низкопольных троллейбусов с аккумуляторами для автономного объезда аварийных участков. Сумма заказа оказалась в 2,5 раза больше, чем планировали в измененной концепции развития транспорта, против которой и выступили граждане Петербурга.

Борьба за велодорожки в Петербурге

В Петербурге чиновники в 2013 году внезапно приняли решение заморозить работы по велосипедному развитию города. В комитете, ответственном за велосипедизацию города, заявили, что сейчас вектор деятельности комитета находится несколько в другом направлении – они занимаются госзаказами, ревизией тендеров, а до велодорожек, адресных программ нескоро доберутся, им бы текущий ремонт дорог запустить.

Активисты из велокоалиции, куда входят «Велосипедизация Санкт-Петербурга», «Красивый Петербург» и «Велопитер», запустили возможность для горожан через сайт КрасивыйПетербург.рф
обращаться к администрации города с просьбой установить велопарковки и рассмотреть вопрос прокладки велодорожек именно там, где это действительно нужно жителям. Обращения формировались автоматически, и на их отправку уходили считанные секунды. Только за первую неделю было направлено почти две тысячи обращений от граждан по созданию велоинфраструктуры. На четвертый день начала отправки обращений чиновники связались с активистами и согласились вернуть в повестку велосипедизацию. За первый месяц появилось более ста велопарковок, а всего до конца года – свыше 500.

Следующим шагом стало создание единой велокоалиции среди велосипедных движений, главная цель которой – превращение Петербурга в город, удобный для регулярного использования жителями велосипедов в качестве транспорта. Из числа координаторов движений был предложен велосоветник города, который смог бы продвигать интересы коалиции.

На сегодняшний день изменилась парадигма отношения чиновников к велосипеду как транспортному средству, а строительство велодорожек идет полным ходом.