News

Преследования противников АЭС в Беларуси признаны незаконными на Конференции ЕЭК ООН

aarhusmontenegro.me

Опубликовано: 14/09/2017

Автор: Андрей Ожаровский

ЧЕРНОГОРИЯ: Сегодня на проходящей в Будве Конференции Сторон Орхусской конвенции признано, что преследования противников строительства «Росатомом» Островецкой атомной электростанции в Республике Беларусь являются нарушениями принятых страной обязательств.

Встреча Сторон Орхусской Конвенции ЕЭК ООН единогласно признала, что преследование, запугивание и притеснение противников строительства атомной станции в Беларуси являются нарушением принятых страной обязательств. Впервые в истории Конвенции юридически доказан факт давления на активистов. Официальные представители Республики Беларусь согласились с таким решением.

На проходящей в Черногории Встрече Сторон Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» консенсусом утверждено решение Комитета по соблюдению Конвенции (АССС/2014/102), в котором признано, что факты задержаний, арестов, наложения штрафов на противников атомной энергетики непосредственно связаны с из деятельностью и являются случаями наказаний, преследований и притеснений активистов за их деятельность, что запрещено статьёй 3.8 Конвенции. (Документы, в том числе решение VI/8c, доступны на русском языке на официальном сайте Встречи Сторон.)

В частности, нарушениями Конвенции были признаны задержания и аресты участников Белорусской Антиядерной Кампании (БАЯК) Ирины Сухий и Татьяны Новиковой, а также арест и высылка из страны автора – российского физика-ядерщика Андрея Ожаровского.

Как официальная Беларусь воюет с антиядерщиками

Притеснения противников сооружаемой «Росатомом» в 40 километрах от Вильнюса Белорусской АЭС носят длительный и системный характер. «Беллона» неоднократно рассказывала о задержаниях, арестах, обысках и иных случаях давления на людей, выступающих против дорогой, опасной и не нужной для экономики страны АЭС. По понятным причинам механизмы защиты прав человека на национальном уровне не работают, поэтому была предпринята успешная попытка защиты активистов на международном уровне.

Первое обращение в Комитет по соблюдению Конвенции было направлено Европейским Экофорумом ещё в 2009 году. Жалоба касалась нарушений в части доступа к информации, в частности к полной версии Оценки воздействия на окружающую среду БелАЭС, и участия общественности в принятии решений, связанных со строительством АЭС. С тех пор Беларусь предприняла ещё ряд действий против противников атомной энергетики, таких как обыски, изъятия компьютеров, немотивированные задержания и аресты. В 2009 году за попытку критики проекта на официальных общественных слушаниях в Островце был арестован на 7 суток и автор этих строк.

Аресты и задержания в 2012-13 годах признаны нарушениями Конвенции

Но сегодня Конференция Сторон признала незаконными, нарушающими Конвенцию не эти эпизоды, а задержания и аресты четырёх человек, в том числе и автора, в Минске 18 июля 2012 года за попытку передать в посольство России петицию против строительства АЭС. За активистами была установлена слежка, милиционеры в штатском их задержали в разных районах города, причем якобы за «нецензурное высказывание в общественном месте».

Очевидно, действия властей Беларуси были направлены на срыв вполне мирной и легальной экологической акции – передачи петиции в посольство России, страны которая инициировала и начала осуществлять строительство АЭС близ Островца. Также нарушением Конвенции признана «затянувшаяся проверка документов г-жи Сухий 26 апреля 2013 года, из-за которой она не смогла принять участие в акции «Чернобыльский шлях 2013». «Чернобыльский шлях» был согласован с властями, и, очевидно, задержали Ирину Сухий с целью «проверки документов»  для того, чтобы она не успела на мероприятие.

К сожалению, в Беларуси так называемые «превентивные задержания» активистов являются частым явлением. В большинстве случаев трудно, почти невозможно связать аресты и задержания с экологической или политической деятельностью. Но именно эти несколько случаев преследования противников АЭС имели очевидную цель – препятствование мирной, законной экологической работе. Это позволило сначала Комитету по соблюдению, и сегодня Встрече Сторон признать очевидное: Беларусь намеренно оказывает давление на антиядерщиков, что «представляет собой притеснение, наказание и преследование в нарушение пункта 8 статьи 3 Конвенции».

Ms.-Tatsiana-YEUDASIOVA-Belarus aarhus montenegro Татьяна Евдасёва глава делегации Беларуси, представитель Минприроды. Credit: aarhusmontenegro.me

Беларусь признала нарушения и обещала частично исправиться

К удивлению, глава делегации Беларуси, представитель Минприроды Татьяна Евдасёва не возражала против признания нарушений и поблагодарила Комитет по соблюдению за детальный анализ ситуации.

«Мы понимаем, что, хотя за прошедший период сделано немало, но много работы ещё предстоит впереди. Мы приложим все усилия по выполнению принятых обязательств, но не можем гарантировать успешную реализацию тех рекомендаций Комитета по соблюдению и Совещания Сторон, которые выходят за рамки принятых нами обязательств в рамках Конвенции», – сказала Татьяна Евдасёва. По-видимому эта фраза может означать, что давление на активистов может быть продолжено. «Остается неясным, означает ли это, что запугивания и притеснения противников атомной энергетики прекратятся, а новых преследований экологических активистов не будет», – говорится в пресс-релизе белорусской общественной организации «Экодом», члены которой подвергались давлению.

Novikova3 Татьяна Новикова, представляющая «Экодом», выступает на Встрече Сторон. Credit: arnika.org

Выступившая в ходе обсуждения данного решения Татьяна Новикова, представляющая «Экодом» приветствовала намерения Республики Беларусь прекратить давление на активистов и соблюдать взятые на себя международные обязательства. Она также потребовала предпринять меры по устранению допущенных нарушений и остановить строительство опасной атомной электростанции, которое ведётся «Росатомом» с 2013 года.

«Для нас механизм соблюдения [Конвенции] – единственная возможность защиты от преследования. Поэтому активисты сильно нуждаются в нем. Но в то же время, в дополнение к существующим механизмам мы считаем необходимым создать специальный орган или процедуру быстрого реагирования в случаях преследования активистов. Существующие процедуры и механизмы не могут обеспечить достаточную защиту и принять оперативные меры для защиты активистов, и многолетняя задержка может иметь для них трагические последствия».

Создан механизм защиты экоактивистов Беларуси

«Конечно, это хорошо, что преследования противников АЭС были признаны незаконными, признаны нарушениями Конвенции, – сказала в беседе с «Беллоной» участвующая во Встрече Сторон Ирина Сухий, член Совета белорусской общественной организации «Экодом». – Но нам важно не только признание прошлых нарушений. Важно, чтобы преследования активистов прекратились, важно, чтобы Конвенция соблюдалась полностью. Недавно Правительство страны начало обсуждение того, что же делать с радиоактивными отходами строящейся АЭС. Концепция обращения с РАО была принята без общественного обсуждения. Можно ожидать, что люди будут протестовать против строительства пунктов хранения радиоактивных отходов, могильников. Это может привести к очередной волне репрессий и преследований экологических активистов».

Mr.-Andriy-ANDRUSEVYCH--European-ECO-Forum Андрей Андрусевич, юрист Европейского Экофорума. Credit: aarhusmontenegro.me

Уверенность в том, что давление на активистов можно предотвратить в беседе с «Беллоной» выразил Андрей Андрусевич, юрист Европейского Экофорума: «Решение Встречи Сторон по сути создаёт механизм защиты экологических активистов для Беларуси. Любой новый случай преследования теперь незамедлительно может быть рассмотрен Комитетом по соблюдению в рамках производства по выполнению сегодняшнего Решения Встречи Сторон».

«Без соблюдения фундаментальных прав человека и принципов демократии государствами невозможно реализовывать специальные права, такие как экологические. Нам важна защита экологических прав, очень хорошо, что применение Орхусской Конвенции позволяет защитить экологических активистов от преследования со стороны государства», – считает Марина Дубина, директора «Экодома».

Россия остаётся вне Конвенции

Aarhus-Espoo Поручение Президента России о присоединении к Орхусской Конвенции не выполнено. Credit: kremlin.ru

Вступившая в силу в 2001 году Орхусская Конвенция является самой амбициозной инициативой в области экологической демократии, выдвинутой под эгидой Организации Объединённых Наций. Конвенция является единственным международным юридически обязывающим договором, наделяющим общественность широкими конкретными правами в области участия в процессе принятия решений и доступа к информации и правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Представители Правительства России и неправительственных организаций страны участвовали в переговорах по выработке текста Конвенции, но Россия Конвенцию не подписала. В 2011 году Президент России распорядился «принять решения, обеспечивающие присоединение Российской Федерации к Конвенции» (Пр-1742ГС, п.2ж). Это поручение исполнено не было. Официальная Москва не участвовала в Конференции Сторон в Будве.