News

Общественные инспекторы: как бы есть, и как бы нет

Raita Futo

Опубликовано: 24/08/2017

Автор: Ирина Андрианова

Формально в России уже год как существует институт общественных инспекторов по охране природы. Эта деятельность узаконена поправками в ст. 68 федерального закона «Об охране окружающей среды», вступившими в силу в июле прошлого года. Но фактически ни один из общественных инспекторов не может начать свою работу, так как отсутствует порядок организации их деятельности. Соответствующий приказ Минприроды до сих не подписан. И остается только гадать, почему.

Я мечтаю работать государственным инспектором в будущем национальном парке «Ладожские Шхеры». Впрочем, нацпарк еще не создан, но это не меняет дела – я готова работать инспектором в любом другом нацпарке или заповеднике. На самом деле причины, по которым я еще не стала инспектором, гораздо шире – у меня нет соответствующей квалификации, нет водительских прав на автомобиль и моторную лодку, а самое главное – я не живу в районе дислокации нацпарка. Снимать жилье, предположим, в поселке Куркийоки Лахденпохского района Карелии при крайне скромной зарплате госинспектора физически невозможно. Но, тем не менее, я хочу и готова защищать природу Ладожских шхер от разорения.

И такая возможность у меня теперь есть, причем независимо от того, будет или не будет создан нацпарк (надеюсь, что все-таки будет). Эту возможность дает позиция общественных инспекторов по охране природы. Согласно дополнениям в ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды», «граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов … В указанных целях выдаются удостоверения».

Мне возразят, что «осуществлять общественный контроль» (то есть проводить рейды, фиксировать нарушения, составлять акты, передавать их в компетентные ведомства и т.д.) можно и без «корочек» (что многие из нас и делают). Но с «корочкой», как ни крути, твой статус повышается. Общественные инспекторы будут занесены в специальные реестры контролирующих органов, что, будем надеяться, повлечет за собой рост интереса к их деятельности со стороны этих органов. Повышение статуса должно оказать воздействие и на нарушителей природоохранного законодательства. Наиболее опасные из них – браконьеры, незаконные порубщики, организаторы «черных свалок» и т.д. – с меньшей вероятностью проявят агрессию в отношении человека с удостоверением. Это, конечно, не гарантия безопасности, но уже какая-то защита. Нарушители менее опасные, чья деятельность карается не в уголовном, а в административном порядке, и которые обычно не готовы идти на риск (оставившие мусор или срубившие живое дерево «шашлычники», захватчики и застройщики берега и леса и т.д.), при предъявлении удостоверения ведут себя более лояльно, чем без оного (не считая, разумеется, сильно пьяных особей).

Таким образом, удостоверение и статус общественного инспектора – это в любом случае немного лучше, чем его отсутствие.

Конечно, работать инспектором на общественных началах получится только в собственный выходной или во время отпуска. Но ведь и нарушители обычно концентрируются в лесу именно по выходным. А летом, когда у государственных «зарплатных» инспекторов начинается самая тяжелая страда, помощь общественников им нужна, как никогда – одним точно будет не справиться. И тут как раз проверенные и надежные общественные кадры готовы выехать на пару недель в те же Ладожские шхеры, поставить лагерь и организовать патрулирование. Можно даже помечтать о постоянном летнем лагере общественных инспекторов, по аналогии с уже существующем в Шхерах лагерем Добровольных лесных пожарных. Теоретически организаторы могут держать лагерь с начала мая по конец сентября, организовывая сменные заезды групп инспекторов. Общественники поделят территорию на кластеры, будут проводить рейды по согласованному плану. Параллельно можно будет проводить дополнительный инструктаж и обучение, передавать знания от опытных – новичкам. Само собой, сотрудники нацпарка будут контролировать лагерь во избежание излишней самодеятельности (а инспекторы, в свою очередь, будут контролировать сотрудников нацпарка). Согласитесь, сладостная картина вырисовывается! Так почему же она до сих пор не реализована? И почему я говорю о деятельности общественных инспекторов исключительно в будущем времени или в сослагательном наклонении?

Да потому, что главный подзаконный акт, регламентирующий «порядок организации деятельности общественных инспекторов, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов», пока не принят. Как гласит ответ Управления Росприроднадзора по СЗФО на запрос «Беллоны», «наделение граждан статусом общественного инспектора по охране окружающей среды не представляется возможным по причине отсутствия необходимых источников нормативно-правового регулирования их деятельности». Это нормативно-правовое регулирование должно содержаться в приказе Министерства природных ресурсов. Однако приказ до сих пор не издан. И вот уже год, как с трудом добытые поправки в закон остаются «мертвыми».

Нельзя сказать, что Минприроды за этот год не сделало вообще ничего. Напротив! Согласно Федеральному порталу проектов нормативно-правовых актов, проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе формы удостоверения, порядка его выдачи, порядка взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды» был создан еще в сентябре прошлого года. В сентябре-октябре 2016 года прошли положенные по закону общественные обсуждения. Далее проект отправился получать заключения различных компетентных ведомств. Согласно имеющемуся в редакции Заключению Министерства экономического развития РФ от мая 2017 года, проект им в целом одобрен. Минэкономразвития не нашло в проекте опасности необоснованных расходов для бюджетов всех уровней (что часто бывает причиной отрицательного заключения). Единственное замечание – авторам проекта, по мнению министерства, следовало бы «оценить число лиц, потенциально претендующих на получение статуса общественного инспектора по охране окружающей среды». Но вряд ли это замечание могло серьезно застопорить Приказ. Однако с той поры ничего нового в судьбе проекта  не произошло.

В конце июня три ведомства Северо-Западного федерального округа, которые должны будут выдавать гражданам удостоверения общественных инспекторов – Департамент Росприроднадзора в СЗФО, Комитет госэконадзора Ленинградской области и комитет по природопользованию и охране окружающей среды Петербурга почти в унисон ответили, что, пока Минприроды не выпустит Приказ, деятельность общественных инспекторов не сможет осуществляться. Комитет госэконадзора ЛО добавил, что «за период с 1 января 2017 и по настоящее время заявлений от граждан о выдаче удостоверений общественных инспекторов в комитет не поступало». Если тем самым председатель комитета Андрей Ермолов хочет сказать, что никто на самом деле не хочет становиться общественными инспекторами, то он не прав. Потенциальные инспекторы, как правило, вовлечены в экосообщество, хорошо юридически подкованы и следят за изменениями в законодательстве. Они прекрасно знают, что сейчас подавать заявления бессмысленно – все равно получишь отказ.

Почему же Минприроды до сих пор медлит? На этот счет есть разные предположения. Кто-то считает, что чиновникам невыгодны активные и независимые контролеры. Не секрет, что «зарплатные» сотрудники органов надзора и администраций нацпарков обычно лояльно относятся как к «сановным» нарушителям, так и к бездействию собственного начальства. Так как крупные нарушители у нас традиционно «срощены» с властью, то нетрудно догадаться, что независимые инспекторы автоматически встанут в оппозицию к ней. Впрочем, они в этой оппозиции находятся и сейчас, но зачем же властям своими руками формировать из них массовое сообщество и наделять полномочиями? Вероятно, природоохранные чиновники опасаются, что работа общественных экоинспекторов начнется со справедливой фиксации «косяков» в работе государственных инспекторов.

Но эта версия – конспирологическая. Исходя из того, что правильное решение – обычно самое простое, можно предположить, что приказ задерживается просто по причине бюрократической волокиты и лени. И что на самом деле гораздо большей озабоченности заслуживает задержка создания нацпарка «Ладожские шхеры». Однако мы позволим себе надеяться, что обе наши мечты сбудутся синхронно, и что до конца Года экологии (2017) в России появится и новый национальный парк, и возможность охранять его силами общественности.

 

Справка

Согласно проекту Приказа «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды», претендующий на позицию общественного инспектора гражданин должен будет пройти что-то вроде вступительного экзамена, который проведет комиссия, специально созданная при эконадзорном органе. Гражданину могут быть заданы следующие вопросы:

– О правах общественных инспекторов по охране окружающей среды;

– О видах и признаках административных правонарушений в области охраны окружающей среды;

– О видах вещественных доказательств по административным правонарушениям и способах обеспечения их сохранности;

– О содержании государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

– Об основах экологических знаний, необходимых для участия в работе по экологическому просвещению.

Удостоверение выдается сроком на 1 год, после чего общественный инспектор может подать заявление о его продлении. В этом случае он должен приложить к заявлению удостоверение, отчет о результатах осуществления своей деятельности и подтверждающие документы. В частности, в отчете должна быть «информация о количестве направленных в органы государственного надзора материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в области охраны окружающей среды», а также «информация о принятых общественным инспектором по охране окружающей среды мерах по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений». То есть первичное удостоверение можно получить просто за теоретические знания, а в дальнейшем статус придется подтверждать практикой.

Общественные инспекторы имеют право действовать самостоятельно, а могут также объединяться в инспекции и выбирать себе руководителя.