News

Островецкая АЭС: переоценка безопасности, критика Литвы и мечты о новых реакторах

Корпус реактора первого энергоблока, хранящегося на площадке строительства Белорусской АЭС.
Корпус реактора первого энергоблока, хранящегося на площадке строительства Белорусской АЭС.
tut.by

Опубликовано: 30/05/2017

Автор: Андрей Ожаровский

В мае новости, касающиеся сооружаемой «Росатомом» на территории Беларуси АЭС, приходили из Минска, Праги и Москвы. Беларусь в очередной раз заявила о проведении «стресс-тестов» и «переоценке безопасности», Литва продолжила критиковать этот проект и его реализацию на Форуме Евроатома, Россия заявила о планах строительства ещё двух реакторов на скандальной атомной станции.

Что может означать «переоценка безопасности»?

Пресс-служба правительства Республики Беларусь сообщает, что в стране под эгидой Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) создана межведомственная рабочая группа «по подготовке Национального доклада о целевой переоценке безопасности Белорусской АЭС»: «Межведомственной рабочей группе поручено подготовить до 31 августа 2017 г. Национальный доклад о целевой переоценке безопасности Белорусской атомной электростанции (стресс-тесты)». В Беларуси надзор за атомным проектом осуществляет МЧС, что, возможно, оправдано в случае будущих радиационных аварий и иных чрезвычайных ситуаций на опасной станции.

Сообщается, что при необходимости, межведомственная рабочая группа «может привлекать в установленном порядке к участию в работе руководителей и специалистов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь».

Странно, что власти решили «переоценить безопасность» строящейся АЭС именно сейчас, когда её сооружение идёт полным ходом, несмотря на многочисленные происшествия, на критику экспертов, общественности и соседней Литвы. Трудно предположить, что если «переоценка» всё же покажет опасность сооружаемой АЭС, то строительство остановят, и «Росатому» предложат убираться восвояси. Но в 2013 году всё же было остановлено сооружение Балтийской АЭС в Калининградской области, так что и такое развитие событий нельзя исключать.

Интересно отметить ещё одну особенность именно белорусского атомного проекта – полное игнорирование властями и атомщиками критики со стороны научной и экологической общественности. Даже эта новая «рабочая группа по переоценке безопасности» при МЧС намерена сотрудничать только с государственными организациями. Такое положение немыслимо в более демократических государствах, например, в странах Евросоюза, где «стресс-тесты» проводились при широком участие заинтересованной общественности, в том числе и антиядерной, как это предписано Орхусской конвенцией, которую, впрочем, Беларусь постоянно нарушает.

Скорее всего, новая «рабочая группа по переоценке безопасности Белорусской АЭС» будет игнорировать выводы об опасности и необоснованности проекта, сделанные, например, в результате Общественной экологической экспертизы, проведённой под руководством белорусского профессора, члена НАН Беларуси Ивана Никитченко и российского профессора, члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова. Очевидно, что новая «переоценка» станет очередным пиар-прикрытием для продолжения осуществления росатомовского проекта в Беларуси близ границ Литвы.

 

Допустит ли Беларусь мониторинг со стороны Евроатома?

Станция строится всего в 20 километрах от белоруско-литовской границы и в 50 километрах от столицы Литвы – Вильнюса, что объясняет официальную позицию Литвы по противодействию этому опасному проекту и, в частности, по отказу от покупки электроэнергии, производимой на небезопасных и не соответствующих современным требованиям АЭС.

В понедельник, 22 мая в день открытия Европейского Форума по ядерной энергетике (ENEF) в Праге заместитель министра экологии Литовской Республики Мартинас Норбутас (Martynas Norbutas) выступил с критикой белорусской ядерной стройки. К удивлению автора, также участвовавшего в европейском Форуме, это было не единственное антиядерное выступление: с критикой ядерной энергетики на ядерном Форуме выступили также представители Австрии и Германии, а двум из 15-и представителей экологических организаций была предоставлена возможность выступить с пленарными докладами.

Мартинас Норбутас привлёк внимание собравшихся к вопросу о необходимости «непрерывного мониторинга уровня радиоактивности в воздухе, воде и почве», а также праве проверки достоверности мониторинга, о котором говорится в 35 статье Договора о создании Евроатома от 1957 года, юбилею которого был посвящён Форум в Праге. Беларусь не является участником этого Договора, следовательно, у Литвы нет возможности верифицировать белорусские данные мониторинга радиоактивности, приходится доверять соседям. Но доверия между Литвой и Беларусью в отношении строительства белорусской АЭС нет – ведь стройка, в нарушение Конвенции Эспоо, была начата «Росатомом» до завершения консультаций между Беларусью и Литвой, проводившихся в рамках этой Конвенции ЕЭК ООН.

«В 2016 году Европейская Комиссия представила новую идею по проведению также и в соседних с ЕС странах верификации [мониторинга уровня радиоактивности в воздухе, воде и почве] в соответствии со статьёй 35 Договора о Евроатоме», – сообщил Мартинас Норбутас. Неизвестно, как отнеслась официальная Беларусь к такой идее.

Мартинас Норбутас подчеркнул, что особенно важно, чтобы ядерные проекты, которые реализуются в нарушение международных экологических требований и требований ядерной безопасности, не получали бы никакой прямой или непрямой поддержки. «Например, атомная электростанция в Островце, Беларусь, попадает в эту категорию, поскольку она сооружается в нарушение конвенций Эспоо, Орхусской и Конвенции по ядерной безопасности. Проект АЭС в Островце несёт риск для всего региона и для ЕС. Его воздействие не было должным образом оценено с точки зрения плотности населения в районе АЭС, потенциальной радиологической угрозы для трансграничных вод, окружающей среды и населения», – заявил Мартинас Норбутас. Он также подчеркнул важность проведения «стресс-тестов» по методике ЕС «под активным надзором институтов ЕС и государств-членов [ЕС], а также с привлечением местных НКО». Напомню, что недавно созданная «рабочая группа по переоценке безопасности Белорусской АЭС» не предполагает сотрудничать ни с соседними государствами, ни с ЕС, ни с НКО, а лишь с организациями «подчиненными правительству Республики Беларусь». Это в корне расходится с европейским подходом к проведению «стресс-тестов».

Мартинас Норбутас подчеркнул, что сотрудничество с соседними государствами, с ЕС и с местными общественными организациями особенно важно в тех случаях, когда постоянно наблюдаются недостатки в процессе строительства и систематические проблемы с культурой безопасности. «Например, на Островецкой АЭС в Беларуси в 2016 году было зарегистрировано не менее шести инцидентов, при двух из которых даже повредили корпус реактора. Повторяющиеся инциденты показывают, что эксплуатирующая организация и регулирующий орган не могут выполнять свои обязанности по контролю за безопасностью процесса и обеспечению того, чтобы АЭС строились в соответствии с утвержденной проектной документацией и международными стандартами», – сказал он на Европейском Форуме по ядерной энергетике (ENEF).

АЭС осмотрели из воздушного пространства Литвы

К сожалению, Беларусь продолжает демонстрировать закрытость в вопросах как гражданского контроля, так и международного наблюдения за своей ядерной программой. В апреле нескольким Европарламентариям было отказано в посещении строительной площадки станции близ Островца. В ответ на такое положение дел осмотр стройплощадки АЭС для прибывшего в Вильнюс во вторник, 23 мая еврокомиссара по энергетике Мароша Шефовича в сопровождении министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса был организован с воздушного шара, без посещения территории Беларуси. Они своими глазами увидели, насколько близко от литовской столицы находится скандальная станция.

Россия предлагает строить больше реакторов

Выглядит странной позиция официальных лиц Российской Федерации, которая финансирует и реализует атомную стройку на территории Беларуси. Казалось бы, в такой сложной ситуации стоит воздержаться от раздувания конфликта. Но посол России в Беларуси Александр Суриков решил, что надо сделать очередное громкое заявление. В пятницу, 26 мая он заявил о намерении соорудить на Островецкой площадке ещё два реактора, в дополнение к двум, находящимся в стадии строительства. Говоря о претензиях Литвы, российский посол отметил, что в России они воспринимаются «с некоторой долей улыбки». Что смешного в том, что при реализации российского проекта на белорусской земле были нарушены международные конвенции, продолжаются преследования противников опасной АЭС, а с соседней Литвой продолжается разрастание конфликта Александр Суриков не пояснил.

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».