News

Возобновляемая энергетика оптом и в розницу

flickr.com/photos/jonsowman/

Опубликовано: 19/04/2017

Автор: Ольга Подосенова

Россия открывает возможности для участия граждан в производстве энергии. Поручение о разработке специальных мер поддержки микрогенерации возобновляемых источников энергии вице-премьер Аркадий Дворкович дал главам профильных министерств и ведомств. Пока официальных данных о выполнении поручения нет. Но ответственные лица говорят, что принципиально вопрос о нововведениях уже практически решен.

Потребителя включают в сеть

Связанные с энергетикой ведомства обсуждают варианты, которые позволят включаться в сеть небольшим индивидуальным производителям энергии до 15 киловатт. «Премьерское поручение» – выполнение соответствующего указания Президента по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря прошлого года.

Поручение вице-премьера Дворковича уточняет трактовку понятия «микрогенерация» и предписывает министерствам энергетики и  экономического развития и Федеральной антимонопольной службе предоставить для утверждения в Правительство «проект плана мероприятий по стимулированию развития микрогенерации ВИЭ, установленной у потребителей (включая физических лиц)». А к лету нынешнего года в России уже должны появиться нормативные акты для согласования с федеральными органами государственной власти и участниками рынка. Ведомства и специалисты обсуждают детальный механизм и процедурные вопросы.

Технически для обычного гражданина процесс подключения к сети теперь будет выглядеть примерно так: владелец дома, желающий использовать возобновляемые источники энергии (ВИЭ), должен уведомить сетевую компанию, которая поможет правильно подключить энергетическую установку к общей сети и установить счетчик, фиксирующий передачу энергии в обоих направлениях – в сеть и из сети.

Скорее всего, в России будут использовать схему взаимозачета электроэнергии (net metering), которая позволяет владельцу микрогенерирующей установки во время избытка производства поставлять излишки в общую сеть, а во время недостатка – принимать ее. Если при этом производитель потребил больше электроэнергии, чем поставил, то он компенсирует разницу по обычному тарифу. Если наоборот, то он может использовать образовавшийся излишек в последующие периоды или даже получить выплаты от энергокомпании, если они предусмотрены. При такой схеме требуется лишь один счетчик, который будет показывать разницу между объемами полученной и поставленной электроэнергии.

Есть и другой вариант – зеленый тариф (feed-in tariff). Эксперты считают его более эффективным с точки зрения развития ВИЭ. Эта схема мотивирует к выработке большего количества энергии: тариф покрывает разницу между себестоимостью энергии и ее рыночной ценой, а производителю гарантируется превышающая розничный тариф цена, которая будет обеспечивать окупаемость и покрывать издержки.

В случае внедрения схемы взаимозачета заработать на микрогенерации россиянам вряд ли удастся, но экономия может оказаться внушительной. Уже сейчас даже самые дорогостоящие солнечные комплексы в зависимости от инсоляции (солнечного облучения) региона окупаются за пять-семь лет.

Индивидуальное подключение к ВИЭ в России не было запрещено и до этих нововведений, однако пока подобные инициативы не регулируются законодательством РФ. Хотя в России немало примеров, когда граждане устанавливали ВИЭ для собственных нужд, на всю страну известен лишь один случай подключения частной установки в общие сети. Однако, если отсутствует подключение к общей сети, необходима надежная система хранения энергии. Она по стоимости обычно дороже солнечной панели и требует особого внимания при обслуживании. А это существенно увеличивает расходы частного владельца.

«Семейная энергетика»

Развитие децентрализованного энергоснабжения – общемировая тенденция. За рубежом микрогенерацию развивают с 80-х годов прошлого века, а производство электроэнергии в частных хозяйствах стало обычным делом. В Австралии с населением 24 млн человек уже 1,6 миллиона частных кровельных солнечных электростанций. В энергетике Германии доля частных ВИЭ составляет порядка 35%. В отдельных штатах США число владельцев индивидуальных «солнечных крыш» давно перевалило за миллион.

Законодательное закрепление права отдельного гражданина стать производителем энергии является важным фактором либерализации энергорынка и неотъемлемой частью демократических преобразований – уверены эксперты.

За рубежом экономические факторы практически вытеснили идеологическую составляющую развития микрогенерации – «семейное» электричество во многих регионах оказывается гораздо дешевле сетевого. Поддержка микрогенерации ускорила развитие технологий и привела к значительному снижению цен как на оборудование, так и на саму энергию. Сегодня в странах, где ВИЭ занимают существенную долю в энергобалансе, прямых мер поддержки, как это было на заре их внедрения, уже практически не осталось – распределенная энергетика в состоянии оправдать себя.

Больше не предлагать

В чем причина ограничений для объектов и объемов микрогенерации, прописанных поручением вице-премьера Дворковича?

Есть мнение, что использование мощностей более 15 кВт может создать переизбыток энергии в пики выработки, что угрожает энергосистемам, которые просто не выдержат подобной нагрузки. Существуют также опасения, что микрогенерация может повлиять на тарифную политику, но это, скорее, угроза не для потребителей, а для энергокомпаний, которые перестают быть монопольными диктаторами.

Некоторые эксперты считают, что ограничение на величину установленной мощности микрогенерации ВИЭ до 15 кВт может быть целесообразно для пилотного решения, но в будущем видится логичным увеличение этой величины до максимальной мощности, согласованной с сетями.

Еще одно ограничение, заложенное правительственным поручением – пока действие новых правил не распространяется на владельцев жилья в многоквартирных домах. Объяснением могло быть то, что фасад многоквартирного дома не принадлежит владельцу квартиры, поэтому частое лицо не может его использовать. Однако специалисты объясняют – если существует техническая возможность разместить солнечные панели на крыше, и при этом другие жильцы дома не возражают, то законодательство не препятствует и такому варианту.

На взгляд экспертов, установка коллективных солнечных систем в многоквартирных домах – очень перспективное направление. Например, для компенсации общедомовых нужд: освещения подъездов и прилегающих территорий, обеспечения видеонаблюдения, работы домофонов и так далее.

Солнечные батареи на крыше одной из московских многоэтажки появились несколько лет назад. «У нас экономия составляет примерно 70 тысяч каждый год», – рассказывает Татьяна Стародубцева, председатель домового комитета. Солнечная энергия освещает подъезд и двор, от батарей запитаны камеры наблюдения, которыми усеян весь фасад. И за все это жители не платят ни копейки».

Вспоминается в этой связи другой пример из российской практики – один из кондоминиумов Екатеринбурга был, по решению общедомового комитета, оборудован солнечными теплонагревателями. Эффект от снижения потребностей в подогреве воды оказался таким, что управляющая энергосбытовая компания поставила ультиматум – «или мы или они» – жилищники стали существенно терять свои доходы от дома, оборудованного ВИЭ.

Нет преград, и есть возможности

В России широкую огласку получил случай, когда житель Калининграда Сергей Рыжков установил на крыше своего частного дома солнечные панели и договорился об их подключении к городской электросети. Панели мощностью 5 кВт производят энергии больше, чем может потребить двухэтажный коттедж.

Сергей Рыжков подтверждает: сами панели для владельца частной электростанции – это только треть затрат. Самое дорогое – аккумуляторы. И именно подключение к сетям избавило от потребности в них. При подключении к сети в качестве батареи выступает сама энергосистема.

По словам калининградца, за два с небольшим года у семьи не было проблем с эксплуатацией солнечной установки – оборудование практически не требует техобслуживания. И даже рекомендации производителя солнечных панелей – мыть их раз в год – он не выполняет. С влажной уборкой прекрасно справляются частые калининградские дожди.

Несмотря на влажную и не самую солнечную погоду, солнце с излишком обеспечивает энергией дом площадью 200 кв. м восемь месяцев в году. Ежегодно дом расходует 3,6 тыс. кВт*ч, а батареи производят около пяти тысяч.

А как обстоит дело в южных регионах? Первый дом был подключен к солнечному источнику энергии в Анапе. Городской особняк полностью автономен. Крыша покрыта черепицей, пятая ее часть оборудована фотоэлементами. «28 кв. м дали нам мощность в 2 кВт. Этой мощности вполне хватает для обеспечения электроснабжением», — объясняет разработчик Анатолий Кирсанов.

На юге России уже сейчас стоимость солнечного киловатта во многих местах ниже, чем сетевого. Кроме того, в регионе серьёзные проблемы с энергоснабжением: к примеру, частному хозяйству нужно 15 кВт на дом, а ему выделяют только 5, потому что мощностей физически нет. Также часто происходят аварии: зона курортная, количество людей летом резко возрастает, и нагрузка на сети, соответственно, – тоже. Зимой многие кубанцы поселяются на дачах и включают электрические отопительные приборы, поэтому тоже случаются аварийные ситуации.

Интерес к альтернативным источникам энергии «подогревается» региональными «социальными нормами на потребление», согласно которым, объемы энергии свыше установленных норм продаются по завышенным тарифам. Уже сейчас многие тратят на электрическое отопление десятки тысяч рублей в месяц. Скоро это удовольствие станет ещё дороже, поэтому люди продолжат искать альтернативные варианты.

Кому больше всех надо?

Довольно много регионов России имеют высокие уровни инсоляции – порядка 4-5 кВт*ч/кв. м в день. Причем не только в Южном федеральном округе, но также на Алтае, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Одним из плюсов развития микрогенерации считают «адресность» в локализации мест генерации и перенос затрат по ее развитию на потребителя. То есть энергию будут производить там, где есть потенциальный инвестор-владелец. Этот фактор стал одним из решающих для российской инициативы, особенно, если учесть то, что государственные инвестиции в возобновляемые источники энергии снижаются.

Учитывая, что электрические сети имеют высокий процент потерь, микрогенерация на основе ВИЭ может стать эффективной мерой и для их снижения. Особенно – для садовых и дачных товариществ. Предполагают, что микрогенерация поможет также развитию Дальнего Востока.

Выгоды, которые распределенная генерация приносит ее владельцам, очевидны, но и для системы энергоснабжения в целом – это полезное дело. Эксперты отмечают ее способность при определенных объемах локально сглаживать пики потребления.

Помимо этого есть еще один фактор, говорящий о пользе внедрения микрогенерации. Последние два года в России наблюдается непрерывный рост розничного спроса на солнечные батареи.

Представители «Хевел», российской компании, работающей в отрасли солнечной энергетики, отмечают большой потенциал рынка солнечных установок малой мощности – до 10 киловатт: «Речь идет о миллионах домохозяйств, которые могут отпускать излишки собственной энергии в сеть, повышая надежность и гибкость энергосистемы». По оценкам компании, в 2016 году объем рынка солнечных крышных установок средней и малой мощности, реализуемых через дилерские сети, превысил миллиард рублей».

«Большая часть оборудования для солнечных установок закупается у российских производителей, а монтаж и установку осуществляют субъекты малого и среднего бизнеса. То есть принятие решений по поддержке микрогенерации, работающей на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), даст мощный толчок для развития малого и среднего бизнеса и ускорит развитие высокотехнологичных отраслей экономики за счет увеличения объема рынка», – говорят представители «Хевел».

Интерес к возобновляемым источникам энергии у простых потребителей отметили и в «Роснано». Стоимость технологий снижается, и индивидуальные крышные установки окупаются быстрее – сообщает пресс-центр «Роснано».

Кроме того, развитие микрогенерации стимулирует науку – средний показатель коэффициента полезного действия (КПД) первых отечественных гетероструктурных ячеек составил 21,75%, а значит модули, собираемые на российских заводах, будут иметь эффективность выше 20% – среднемирового показателя. В недавно опубликованном прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года фотовольтаика отнесена к числу перспективных технологических направлений, способных изменить будущий облик топливно-энергетического комплекса.

Не утопить в бюрократии

В конце марта в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации прошел круглый стол «Проблемы и перспективы развития в России микророзничных генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии». Участники мероприятия согласились, что перспективы для развития микрогенерации в России есть, но по поводу цифр и сроков мнения разделились.

Часть специалистов считают, что процесс будет идти медленно, прежде всего, – за счет энтузиастов, для которых ВИЭ – это вопрос гражданской позиции и идеологии.

Другие уверены, что распределенная генерация для России – насущная необходимость: большое количество регионов отличаются низким уровнем электроснабжения, частыми перебоями в поставках электроэнергии. Много таких, где подключение к сетям очень дорого, и микрогенерация (особенно, если производить электричество можно будет без статуса индивидуального предприятия) будет развиваться очень быстро, и на нее будут переходить целыми населенными пунктами.

Большинство экспертов соглашаются, что многое в вопросе развития микрогенерации будет зависеть от нормативно-правовых актов. Государство должно оказать нормативную поддержку в форме упрощенной процедуры технологического присоединения к сетям и экономическую – путем обязательной покупки избытка выработки гарантирующим поставщиком.

«Самое важное сейчас – максимально упростить для потребителя процесс включения в цепочку продажи электроэнергии и определиться, как именно будут производить расчеты между потребителями и сбытовыми компаниями», – говорит Антон Усачев, директор НП «Ассоциация предприятий солнечной энергетики».

«В России отмечается недостаток общего, концептуального документа/закона в области ВИЭ типа германского «Закона о возобновляемых источниках энергии» (EEG). Нормативная база разбросана по разным, довольно-таки сложным подзаконным актам (по принципу малая-большая генерация), а в общем непонятно, зачем мы все это делаем и куда хотим двигаться», – считает директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир Сидорович.

Наиболее сложным, по мнению экспертов, является внесение изменений в акты разграничения балансовой принадлежности. Большая часть нормативов была сформулирована в прошлом и не предполагала ни выдачи в сеть, ни наличия двунаправленного учета электроэнергии, ни устройств синхронизации.

Чтобы микрогенерация была интересна потребителю, нужно, чтобы были унифицированы требования для сетевой организации, разработаны типовые соглашения между сетевой организацией и микрогенератором. Но еще более важно, чтобы при этом частного производителя не утопили в бюрократии.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».