News

Течь бака защиты на Билибинской АЭС случилась в 2010 году

Билибинская АЭС
Билибинская АЭС
bilnpp.rosenergoatom.ru

Опубликовано: 28/12/2016

Автор: Андрей Ожаровский

Из-за неточной и неполной информации течь бака биологической защиты Билбинской АЭС могла быть принята за серьёзное происшествие.

Вечером 25 декабря на сайте издания «Комменсантъ» была опубликована статья Андрея Колесникова, в которой сообщалось об устранении с помощью робота «течи реактора» на Билибинской АЭС. Это могло интерпретироваться как весьма серьёзная авария. Из материала не было понятно, о каком именно происшествии шла речь, поэтому Беллона.ру обратилась за разъяснениями к представителю эксплуатирующей АЭС организации, АО «Концерн Росэнергоатом». Выяснилось, что описываемые события происходили на первом реакторе Билибинской АЭС в 2010 году, но течи реактора или трубопровода с радиоактивной водой не было.

Протечка была в баке биологической защиты, окружающем реактор. То есть вытекала не вода из реактора, а нерадиоактивная вода из бака защиты. Именно поэтому до репортажа Андрея Колесникова о таком происшествии широкой общественности известно не было. Течь бака биологической защиты не представляла угрозы ни для ядерной, ни для радиационной безопасности АЭС.

Робот заваривал дефекты

Вот фрагмент статьи издания «Комменсантъ»: Андрей Колесников беседует с сотрудницей петербургского завода «Диаконт» на выставке продукции предприятия, где были представлены и системы для обследования и ремонта реакторов атомных электростанций:

Что это? – поинтересовался я, глядя на длинную штангу, увитую проводами.

Робот для диагностики и ремонта реактора Билибинской АЭС, – пожала она плечами.

А что, он нуждался в ремонте? – встревожился я.

Я думал, если что-то такое и правда может случиться, то уж широкая общественность, к которой я отношу себя с полным правом, должна об этом знать. А что-то мы ничего об этом не слышали.

Нуждался, – безжалостно подтвердила она.

А что сломалось в нем?

Робот заваривал дефекты, – коротко сказала она.

Какие?.. – ситуация становилась, по моим представлениям, хуже с каждым вопросом.

Течь, – вздохнула она.

Реактор дал течь?.. – переспросил я.

Да… Появилось отверстие диаметром 5-6 мм… А что вы хотите? Высокий уровень радиации… вода… усталость металла.

Да, все это было не очень хорошо. Я не предполагал, что атомные реакторы на самом деле такие хрупкие.

Так что, – продолжала девушка, – за девять месяцев мы сконструировали робота, который проникал в реактор, как змея… Две группы операторов работали, мы работали…

А вода все это время капала?.. – осторожно поинтересовался я.

Я боялся об этом спрашивать и все-таки спрашивал.

Капала… – горько качнула головой девушка. – Но ее собирали…

Я представил себе эту картину. Специалист по борьбе с течью реакторов собирает капающую воду в металлические, не знающие усталости кастрюли, стараясь не проронить ни капли, а потом, когда заканчиваются кастрюли, переходит на алюминиевые миски… Нет, лучше не думать об этом…

Течь бака вовремя заметили и при устранили помощи робота

Директор департамента информации и общественных связей АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Тимонов в телефонном интервью для Беллоны.ру сообщил, что речь идёт о происшествии на первом энергоблоке Билибинской АЭС, случившемся в 2010 году.

EGP-BBZ Схема реактора ЭГП-6. Бак биологической защиты выделен синим.

«Надо учитывать, что на Билибинской АЭС установлены бескорпусные реакторы с графитовой кладкой, – говорит Андрей Тимонов. – Графитовая кладка заключена в цилиндрический герметичный кожух. Она окружена кольцевой конструкцией, баком биологической защиты, в котором находится нерадиоактивная химически обессоленная вода. Этот бак также выполняет функцию тепловой защиты внешней бетонной шахты. Именно в этом баке биологической защиты образовалась микротрещины. Ни о каких дырах размером 4-6 миллиметров речь не идёт. Через микротрещины бака происходило просачивание воды со скоростью, не превышавшей 1 грамма в секунду. Эта нерадиоактивная вода, когда она там капала, отводилась штатной дренажной системой.

Робот, о котором идёт речь в статье «Коммерсантъ», был предназначен для работы с этими микротрещинами, поскольку присутствие там человека по понятным причинам невозможно – рядом с реактором высокие радиационные поля. Работы по ремонту бака биологической защиты проходили под непосредственным контролем «Ростехнадзора».

Итак, неполная, не проверенная журналистом информация о «течи реактора» не подтверждается. Конечно, даже небольшая течь бака биологической защиты на первом энергоблоке Билибинской АЭС в 2010 году – это неприятное событие, но если течь вовремя заметили, и при помощи робота протекающий бак был отремонтирован, то угрозы для населения и окружающей среды это событие не представляло.

Билибинская АЭС  кандидат на выбывание

Билибинская АЭС расположена на Чукотке, она производит электроэнергию для изолированной Чаун-Билибинской энергосистемы и снабжает теплом город и промышленные предприятия города Билибино.

«Установленная электрическая мощность Билибинской АЭС – 48 МВт при одновременном отпуске тепла потребителям до 67 Гкал/ч. При снижении температуры воздуха до -50°С АЭС работает в теплофикационном режиме и развивает теплофикационную мощность 100 Гкал/ч при снижении генерируемой электрической мощности до 38 МВт», – сообщает сайт АЭС. Кроме атомной станции в Чаун-Билибинскую энергосистему входит Чаунская ТЭЦ установленной мощностью 34,5 МВт.

На АЭС установлены 4 энергоблока с реакторами ЭГП-6. Это водно-графитовые канальные реакторы с петлевыми твэлами, на тепловых нейтронах, с естественной циркуляцией теплоносителя. Её прототипом являются реакторные установки АМ (Обнинская АЭС) и АМБ (два блока Белоярской АЭС), а дальнейшим развитием стали печально известные РБМК.

Реакторная установка одноконтурная, она имеет шесть циркуляционных петель. Тепловая мощность одного блока – 65 МВт, электрическая – 12 МВт. Технологические каналы реактора размещаются в графитовой кладке, которая имеет цилиндрическую форму диаметром 6 и высотой 5,25 м. Кладка реактора заключена в цилиндрический герметичный кожух, окружённый баком биологической защиты, утечка воды из которого была обнаружена и ликвидирована в 2010 году.

По официальным данным на этой АЭС самый низкий в стране коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) – 51,3%. Энергоблоки были введены в строй в 1974-76 годах. Проектирование энергоблоков АЭС происходило в конце 60-ых – начале 70-ых годов, еще до выхода первых норм безопасности ОПБ-73.

По мнению Булата Нигматулина, заместителя директора ИПЕМ, быввшего в 1998-2002 заместителем министра по атомной энергии, история работы Билибинской АЭС представляет собой пример неэффективного расходования средств: «В то время могучий Минсредмаш смог продавить через Госплан и Правительство сооружение Билибинской АЭС не так далеко от Певека. А сегодня мы имеем абсолютно убыточную, дотационную станцию, которая загружена максимум на 30% – нет потребителей… Опыт эксплуатации Билибинской АЭС показал, что атомная энергетика в Заполярье требует дотаций до 60%. Сотрудники станции, по сути, работают на свои собственные потребности».

В настоящее время Билибинская АЭС готовится к выводу из эксплуатации, обсуждается также, что делать с ОЯТ, которое со станции не вывозилось.