News

Бизнес против природы: как уничтожаются приозерные леса

Активисты сажают елочки на месте вырубок «Сити 78»
Активисты сажают елочки на месте вырубок «Сити 78»
Сивохина Наталия

Опубликовано: 15/08/2016

Автор: Наталия Сивохина

Население Всеволожского района Ленинградской области в обозримом будущем рискует остаться без окрестных лесов. Историй с землезахватами становится все больше, а добиваться справедливости, как показывает практика, дело нелегкое и не быстрое.

Противостояние захватчиков и защитников

Вот и уменьшаются уголки природы   под натиском застройщиков при попустительстве, а порой даже участии областных и районных властей буквально на глазах. Не стал исключением и зеленый пояс, окружающий красивейшие токсовские озера. Выгода бывает у каждого своя.

Кто-то воспользовался суматохой в 90 гг. и поспешил приватизировать федеральную собственность (так вокруг озер выросли и расширились садоводства, не сильно отличающиеся от населенных пунктов), кто-то приступил к делу позже. На государственной земле удивительным образом появились новые участки и – о чудо – обрели кадастровые номера.

Администрация Токсово в 2012 году всего лишь сдала землю в аренду – правда, территория-то оказалась не принадлежащей поселку. В результате целой системы противоправных по сути действий чиновников возникает и используется строителями феномен «двойной собственности» – не являющийся, впрочем, чем-то новым в практике землезахвата.

Однако люди, проживающие рядом с красивейшими местами и ездящие туда отдыхать (Региональная общественная организация «Токсовские озера» состоит как из местных жителей, так и из петербуржцев), отдавать многолетние леса под застройку категорически не хотят. Экологи пишут письма, наблюдают за судебными процессами, борются с незаконными вырубками, которых становится все больше, отстаивают свое право на благоприятную экологическую среду, добиваются создания особо охраняемых природных территорий, сажают деревья.

Однако, к сожалению, судьба природы зависит не только от общественной активности. По захваченным участкам – среди них есть земли и Минобороны, и Гослесфонда – идет целый ряд процессов. От решений Фемиды зависит будущее прибрежных сосен и берез: исчезнут они ради строительства новых поселков или останутся доступными для следующих поколений токсовцев.

Арбитражный суд выступил на стороне ООО «Хонка»

27 июля ООО «Хонка» оспорила в 13 Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области решение от 27 апреля 2016 года, признававшее недействительными аренду леса и постановление Токовской администрации об изменении функционального назначения двух участков – по 4,5 и 7,8 Га – на берегах озер Лайдака и Тинуксеньярви. Судья Е.В. Жиляева, рассмотрев апелляцию коммерсантов, отменила решение предыдущей инстанции, несмотря на очевидный факт нахождения «спорной» земли в федеральной собственности.

Министерство обороны,  во владении  которого находилась и до сих пор остается лесная территория, подало кассацию на решение суда. Активисты движения «Токсовские озера» с тревогой следят за процессом: в случае проигрыша ведомства 12 гектаров рекреационной территории пойдут под топор ради строительства двух коттеджных поселков.

«Ты помнишь, как все начиналось»: где именно чиновники нарушают закон

Сначала на территории Ржевского полигона, входящего в земли Министерства обороны, появились участки с кадастровыми номерами. Доподлинно отследить их появление мы не можем, однако отметим, что в законе такой схемы, как прямая приватизация лесных территорий, ранее принадлежащих Минобороны, не предусмотрено. Как сообщает в ответе от 13.07.2016 «Токсовским озерам» Министерство природных ресурсов, в случае, если оборонное ведомство прекращает пользование рекреационной территорией, леса возвращаются в Лесной фонд РФ. Почему земли, по которым сегодня судятся военные юристы и ООО «Хонка», администрация МО «Всеволожский муниципальный район» отдала в 2012 в аренду коммерческой компании, а в сентябре того же года по Постановлению №211 токсовские чиновники изменили вид разрешенного использования участков (47: 07:1424001:94 и 47: 07:1424001:98) – в этом, очевидно, предстоит разбираться прокуратуре и следствию.

Хотелось бы надеяться, что компетентные органы все же заметят целый ряд нарушений закона в истории с позаимствованной у Минобороны территорией. А пока очевидный для всех вопрос почему-то приходится решать в суде. Отметим, в Генплане Токсовского поселения спорная земля так и осталась территорией оборонного ведомства.

Впрочем, подобная ситуация для региона не нова. Спорных земель в районе полигона достаточно. Так берега озера Воякоярви стали почему-то землями сельхозназначения, оформленными на трех владельцев, а восточный берег Хеппоярви расчленен на участки. СНТ «Защита» увеличивает садоводство за счет оборонной земли: предприимчивые «огородники» уже поставили блок-пост с охраной и даже строят церковь.

Вот и ООО «Хонка» своего не упускает. Кстати, это не первый скандал с участием строительной фирмы. В 2008 году фирма «Хонка» собиралась построить коттеджный поселок в 20 метрах от озера Вероярви. Жители Токсово совместно с «Движением против захвата озер» начали общественную кампанию против строительства, нарушающего Водный кодекс РФ. После проверок, проведенных Министерством природных ресурсов и прокуратурой, Федеральная регистрационная служба отказалась регистрировать договор аренды участка.

Сейчас эти земли, благодаря усилиям неравнодушных граждан, вошли в состав ООПТ «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви», а застройщику выделили альтернативные участки на полигоне. Жаль, что в результате обмена под угрозой снова оказалась природа – на этот раз, леса близ озер Лайдака и Тинуксеньярви.

Не только «Хонка»: «Сити 78» и 30 гектаров леса

Тем временем, неподалеку от героев нашей первой истории разгорается еще один строительный скандал. На 30 гектарах земель Лесного фонда фирма «Сити -78» планирует построить поселок «Кавголовское озеро. Загородная резиденция».

Как и в случае с «Хонкой», у захваченного участка двойная юрисдикция, на этот раз, правда, зафиксированная в Генплане и ПЗЗ Лесколовского сельского поселения. По документам Всеволожского лесничества, леса 27-го квартала принадлежат Гослесфонду.

Однако строители ссылаются на Росреестр, в котором земля значится, как частная. Как стало известно экозащитникам, Всеволожский район, не обладающий правом распоряжения федеральными землями, тем не менее в обход закона передал лес в собственность парламентарию Александру Трафимову, представляющего в Законодательном собрании Ленинградской области партию «Единая Россия». Слуга народа, в свою очередь, продал землю нынешнему застройщику «СИТИ78», который и взялся за дело.

В ходе расследования этой темной истории, активисты выяснили интересные подробности: по странному совпадению, отец Руслана Гайсина, совладельца «Сити 78», продолжительное время  трудился в Комитете по земельным ресурсам и в управлении Роснедвижимости по Петербургу. Как появился в Росреестре кадастровый номер участка, территориально совпадающего с землей Всеволожского лесничества – об этом остается только гадать. Известно лишь, что сегодня бывший чиновник покинул государственную службу и занялся строительным бизнесом. Разумеется, все совпадения здесь случайны.

Последние события на берегу Курголовского озера, увы, оптимизма не внушают. Буквально на днях техника компании «Сити 78» уничтожила молодой ельник, год назад высаженный токсовцами на месте проведенных застройщиком самовольных вырубок.
Тогда, весной 2015 года, активисты в течение месяца пытались остановить снос леса, вызывая полицию, обращаясь в лесничество и на «Зеленую линию», жалуясь в прокуратуру, рассылая письма в профильные комитеты. В апреле жители провели митинг в защиту родной природы, а к маю, наконец, Госэкоконтроль совместно с полицией арестовал технику нарушителя. К тому времени место событий превратилось в маленький Мордор. Тридцать дней вплоть до вмешательства силовиков, властей и активистов в лесу хозяйничали бульдозеры и мотопилы, как попало валялись многолетние стволы, а в воздухе стоял запах гари. В самом деле, а куда девать спиленную древесину? Что-то вывезти, остальное — сжечь, используя резиновые покрышки. Дымят много — зато горят надёжно.

Государственная машина пресекла беззаконие, но сработала так медленно, что варвары успели настричь гектары леса. Лишь по факту вырубки за один день был насчитан убыток в 175 кубометров леса – нанесенный варварами ущерб составил более 2 млн. рублей.

Активисты очень надеялись на то, что уничтожение природы в данном случае они остановили. Как оказалось – не навсегда. Комитет по природным ресурсам под давлением общественности обжаловал право на собственность лесного участка, но летом 2016 года проиграл суд.

По непонятным причинам, юристы Комитета по природным ресурсам ранее (весной этого года) в ходе процесса, возражали против участия в процессе активистки и местной жительницы, пресс-секретаря РОО «Токсовские озёра» Елены Гинзбург, собравшей обширное досье на нарушителей закона, сославшись на то, что участие третьих лиц затянет судопроизводство. Самим представителям государства пока не удалось заставить Фемиду прислушаться к разумным доводам о незаконности двойной собственности. Арбитраж в лице судьи Н.В.Васильевой отказал истцу, при этом указав юристам Комитета по природным ресурсам на безграмотное составление иска. 13 июля апелляционная инстанция оставила в силе предыдущее решение. Застройщик дожидаться кассации не стал.

Движение «Токсовские озера» опубликовало отчаянный пресс-релиз с просьбой бойкотировать заведомо незаконную продажу федеральной земли. «Сейчас жители уповают лишь на одно – что потенциальные покупатели, зная спорную предысторию этой стройки, не станут покупать участки в поселке» – написали активисты, обращаясь, как к представителям СМИ, так и к гражданам.

Кстати, Курголовское озеро, в отличие от соседних водоемов, питается именно водой с окрестных лесов. Ручьи, впадающие в него, не пересыхали летом как раз потому, что были окружены деревьями, дававшими живительную тень. О том, что будет с озером, если «Сити 78» все же осуществит задуманное, думать не хочется. Фирма об этом тоже не думает, ведь у нее нет ни плана обеспечения водоснабжения участков, ни схем ливневой канализации, ни очистных сооружений. А предполагаемый поселок насчитывает 185 домов и квартал многоквартирной застройки.

Леса: сохранять, нельзя застраивать

Землям Всеволожского района не слишком везёт: то 34 садоводства с домиками вырастут посреди леса, как грибы, то председатель СНТ «Защита» Атаманчук прорубит среди деревьев масштабную дорогу к озеру Тинуксеньярви с ЛЭП и подстанцией, то «Сити 78» опять уничтожает лес.
Схемы захвата леса порой похожи до боли, самовольные вырубщики зачастую действуют на собственный страх и риск. И с грустью приходится констатировать, что страна защищать свое достояние пока не готова. Нет четкой схемы реагирования государственного аппарата на лесо- и берего захваты, не торопятся чиновники спасать экосистемы озер и зеленых массивов. Вроде бы и пишут лесозащитники куда только можно, зачастую выполняя работу госорганов, и указывают на подлоги и нарушения, а не нужно оно никому. Суды идут долго, стволы рубятся быстро.

Может быть, покупателям коттеджей на живописных берегах стоит чаще обращать внимание на новости и, как предлагают защитники природы, не покупать участки с юридически темным прошлым? Потому что экосистемы формируются много лет, но вот разрушаются-то при безответственном подходе строителей за считанные дни.

И рискуют люди, мечтающие, наконец, уехать из мегаполиса и пожить с семьей в тишине, снова оказаться в каменном гетто, от которого бежали. И не будет около их жилья ни насыщенного кислородом воздуха, ни чистой воды, ни шума леса под окном. Только звук бензопилы и рев бульдозеров, громящих природу для новых и новых поселков бизнес-класса.