News

Жители Лисьего Носа подали в прокуратору на берегозахватчика

flickr.com/ rdesign812

Опубликовано: 29/07/2016

Автор: Варвара Селизарова

Собственник, выкупивший свободный участок между домами 40 и 46 по улице Морские Дубки, перегородил последний доступный и удобный выход к Финскому заливу. Местные жители считают, что действия нового владельца незаконны, и в воскресенье на общем собрании подписали обращения в прокуратуру Приморского района и природоохранному прокурору Санкт-Петербурга.

Лиса все хвостом прикроет

«По правилам пожарной безопасности, должны быть пожарные проезды через определенное расстояние! – По Конституции мы имеем право на свободный доступ к воде!», – возмущаются жители Лисьего Носа.

Морские Дубки – последняя улица до береговой полосы в Лисьему Носу. Между ней и Финским заливом – стена элитных особняков. До недавнего времени воротами к морю и песочному пляжу для большинства жителей поселка оставался незанятый участок земли между домами №40 и №46 – №42. Но уже два месяца он загорожен зеленым строительным забором.

«Когда жители только увидели забор, – рассказывает Ирина Андрианова, представитель всероссийской общественной организации «Открытый берег», – сразу написали нам и сами направили заявления во все возможные инстанции вплоть до администрации президента Владимира Путина. Однако ответ получили только от администрации Приморского района. Из него мы узнали, что все законно, данный участок земли сформирован и находится в собственности с 5 июля 1996 года, и никакой проход там не предусмотрен».

Информацию по участку обновили 5 июля 2016 года. По данным Фонтанки, новый собственник земли – Елена Скачкова, топ-менеджер крупной компании. Ранее участком владел Вячеслав Стругов, согласно выписке из ЕГРП. На рубеже 2000-х он работал зампредом комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. По документам, он продал участок год назад.

Однако активисты и жители Лисьего носа сомневаются, что 20 лет «золотой» участок с видом на Финский залив стоял бесхозным. Они считают, что на самом деле он был оформлен в собственность и приватизирован в первый раз лишь год назад, а вся предыстория собственности оформлена задним числом, тем более что подобные случаи не редки в соседней Ленинградской области. Предполагают, не обошлось без взятки.

«А как они могли сформировать участок с 96 года от забора до забора? – возмущается жительница поселка Ирина Молчанова. – Когда у меня есть градостроительный план от 2006 года, где проход нарисован между этим участком (42) и соседним (40)! То, что нам рассказывают, что участок был сформирован в 96 году – неправда. Все документы – подделанные».

Жили-были лиса да заяц

Главная проблема, говорят местные жители, собственник захватил «лишку» и украл у них последний свободный доступ к Финскому заливу. Между участками должен был остаться проход. Он прорисован в генплане 2006 года; положен по пожарной безопасности; он же обеспечивает исполнение права местных жителей на доступ к водным объектам (п.2 ст. 6 Водного кодекса РФ). Основное их требование – вернуть проход – отсечь хотя бы часть от нового участка и благоустроить под дорогу к пляжу.

Сейчас в Лисьем Носу пройти к Финскому заливу можно через улицу Центральную, в самом начале Морских дубков. Ближе к этой части поселка, за последним домом №52, есть выход к заливу. Но он перегорожен шлагбаумом. Раньше там располагалась рыбная база, теперь – частная территория – пляж FoxBeach. Пройти можно только кланяясь, говорят жители поселка, и не всегда. Когда на пляже проводят корпоративы, на него не пускают. Как раз за день до акции на пляже проходило подобное мероприятие, и весь берег был огорожен ленточками. Также проход на пляж закрыт с 23:00 до 8:00.

Остается узкая тропа между стеной 52 участка и глубоким рвом перед Fox Beach. Высокая трава, кочки, камни, ветки в лицо. Пройти можно только гуськом внаклонку. Ни людям с ограниченными возможностями, ни пенсионерам, ни детям, которых очень много в поселке, не пройти; на велосипедах не проехать. Тропа ведет к небольшому пляжу прямо перед новым участком. В остальных обозримых местах вдоль берега – камни, трава, кусты.

«Раньше мы приезжали сюда на велосипедах, – рассказывает жительница Лисьего Носа Тамара Васильевна. – Я же не могу ехать по этой узенькой тропиночке! Сыну 36 лет. Он вырос на Финском заливе. Сейчас внук растет, но с ним уже сложно сюда прийти».

Среди собравшихся жителей много рыбаков. У них теперь тоже большие проблемы. Раньше люди рыбачили, а потом на руках через участок №42 тащили лодки домой.

«Как лодку теперь вытаскивать? Не знаю даже, как вытаскивать, – говорит Иван, житель поселка. – Либо проходить на берег, туда, за Полянскую, либо на самой Полянской выходить, там есть спуск лодок».

Это где-то 3 км за остров Верперлуда к улице Полянской, а оттуда на машине 1,5 км обратно до улицы Морские Дубки. Сейчас лодки мерно покачиваются в заложниках на волнах… до первого шторма.

«Я выросла в Лисьем Носу, – говорит Ирина Молчанова. – А потом уже переехала из города сюда жить, потому что хожу каждый день гулять на залив. Я хочу любоваться заливом. По Конституции у меня должен быть проход к водной акватории. Хочу приходить каждое утро, любоваться собором в Кронштадте. Хочу смотреть, как корабли заходят в акваторию Финского залива. Пляж остался, его никто не купил, но проход закрыт».

Но и пляж постепенно сужается. Это вторая проблема, на которую обращают внимание властей местные жители. Активисты измерили расстояние от временного забора нового участка до водной линии. Получилось 9,5 метров вместо обозначенных в п. 6 ст. 6 ВК РФ 20 метров. Собственница, помимо проходов, захватила еще и часть береговой полосы, нарушив, таким образом, не только статью 6 Водного кодекса, но и ст.27 ч.8 Земельного Кодекса РФ, которая запрещает приватизацию участков в пределах береговых полос. Однако из-за того, что участок якобы сформирован в 90-х годах, до введения ряда статей в силу, на нарушение могут закрыть глаза.

Но жители сдаваться не собираются – все нарушения они обозначили в обращениях к Природоохранному прокурору Санкт-Петербурга Павлу Хлебковичу и прокурору Приморского района Санкт-Петербурга Александру Юрасову.

* * *

Дела против берегозахватчиков идут туго. В суд на собственника может подавать только прокуратура. По одному и тому же основанию один истец имеет право судиться один раз. Если прокуратора проигрывает, она не может обратиться в суд, пока не появятся дополнительные обстоятельства дела. К тому же, жалуются местные жители, даже если иски удовлетворяют, за этим не всегда следуют действия. Собственники десятилетиями выполняют требования судебного пристава.

Однако Анна Шушпанова, представитель общественной организации «Против захвата озер», утверждает, что отстоять свое право на свободный к выход к озеру можно. Но реагировать нужно быстро, пока недобросовестный владелец земли не выстроил бетонный забор. Пока здесь сетка, шансы есть.

«В Сестрорецке была похожая история с Петровской набережной озера Разлив, – рассказывает Анна. – Люди пытались выдвинуть забор до воды. Стройка началась в 2014 году. При этом на наши запросы стали приходить ответы со ссылкой на то, что якобы участок оформлен еще в 90-е, когда еще не было статьи 6 Водного Кодекса и норматива 20 метров между забором и водой. Мы быстро провели акцию, вызвали полицию, написали в прокуратуру. В результате, с одной стороны собственник забор выдвинул, и там остались 2 метра до воды. Но с другой – не успел, и нам удалось отстоять хотя бы 12 метров».