News

МНЕНИЕ: 30 лет спустя. Чему учат уроки катастрофы на Чернобыльской АЭС

Чернобыльская АЭС после аварии, 1986 год.
Чернобыльская АЭС после аварии, 1986 год.
chnpp.gov.ua

Опубликовано: 23/06/2016

Автор: Лариса Белобржецкая-Коста

Закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относит выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, их сбросы в водные объекты; загрязнение недр, почв; загрязнение от размещения отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды в результате физических воздействий негативных факторов. Все указанные виды воздействия имели место вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относит выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, их сбросы в водные объекты; загрязнение недр, почв; загрязнение от  размещения отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды  в результате физических воздействий негативных факторов. Все указанные виды воздействия имели место вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Более того, ущерб, нанесенный катастрофой, из-за масштабов и разнообразия ее последствий так до сих пор полностью не оценен, а подавляющее большинство пострадавших не получили достаточной компенсации за вред, нанесенный их здоровью и благосостоянию.

Авария на 4 блоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года должна быть предостережением катастрофических последствий радиоактивных загрязнений, при этом, 30 лет спустя, пристальное внимание к безопасности работы АЭС и строгость закона по ее обеспечению должны только возрасти.

Компенсация и мониторинг

25 апреля агентство «Ассошиэйтед Пресс» опубликовало материал, в котором сообщалось, что в молочной продукции Гомельщины (Беларусь) были обнаружены радионуклиды цезия и стронция. Превышение по стронцию-90 составило 10 раз. В течение 2015 и 2016  гг. в прессе регулярно говорится о превышении допустимых уровней радионуклидов в мясной, молочной продукции, рыбе, ягодах и грибах в близлежащих к Зоне отчуждения районах Украины, России и Беларуси, что вызывает обоснованные опасения у населения и потребителей всех трех стран.

Следует добавить, что должным образом не проводится мониторинг среди граждан, находившихся в зонах загрязнения радионуклидами после аварии на Чернобыльской АЭС, и должным образом не ведется статистика раковых заболеваний граждан. Для сравнения можно привести пример «точечной» (скрупулезной) работы социально-санитарных служб в Японии в городах Нагасаки и Хиросима с 1945 г. по настоящее время.

Следовательно, не выделяются в необходимом объеме средства на медицинские расходы, связанные с лечением заболеваний, вызванных катастрофой на ЧАЭС (включая проведение операций, реабилитацию и профилактику раковых заболеваний, в том числе, фактора смертности от раковых заболеваний). Это, в свою очередь, является одной из причин того, что на настоящий момент по-прежнему невозможно возместить убытки и выплатить денежные компенсации каждому пострадавшему вследствие аварии на 4 блоке Чернобыльской АЭС, начиная с 26 апреля 1986 г. по настоящее время.

Особая статья касается социальных гарантий граждан и членов их семей, которые облучились в первые месяцы после катастрофы.  Права потерпевшего гражданина и его семьи, вне зависимости от страны проживания, если он подвергся облучению и, следовательно, его здоровью причинен ущерб, или если он умер по вышеуказанным причинам, должны соблюдаться в соответствии с требований международного права.

В российском экологическом законодательстве особое место занимают главы с I по VIII (ФЗ «О радиационной безопасности населения»), в которых выделены общие требования к обеспечению радиационной безопасности в случае радиационной аварии. Этот закон регламентирует права и обязанности граждан и общественных организаций в области обеспечения радиационной безопасности и ответственность за невыполнение требований по ее обеспечению. Речь идет о штрафах и возмещении причиненных убытков (административной и уголовной ответственности).

Но как исчислять ущерб, который накопился за 30 лет, прошедших после взрыва реактора на 4 блоке Чернобыльской АЭС? Последствия катастрофы носили фактически глобальный характер. Радиационные дожди выпали на севере Италии в 1986 году, опасные загрязненные облака достигли даже территории США. Кроме того, время полураспада изотопов составляет от нескольких дней до миллионов лет, например, нуклиотиды стронция-90 и цезия-137 распадаются в течение 30 лет.

В. П, Дядичкин и С. С. Щекудова из Белорусского Государственного Университета (Минск, Беларусь) писали: «Чернобыльская катастрофа имела и продолжает иметь серьезные социально-психологические и экологические последствия, привела к увеличению заболеваний, подвергшихся воздействию радиации». Пр. Л. Н. Белобржецкая-Коста,  др. М. Фумагалли  (M. Fumagalli),  др. Дж. Де Лукки (G. De Lucchi) и соавторы заметили: «Взрыв 4 ядерного реактора на Чернобыльской Атомной электростанции, произошедший 26 апреля 1986 г. – это самая страшная катастрофа в гражданской ядерной энергетике во все времена. Следствием аварии на ЧАЭС стали загрязнения 3,1 миллиона гектаров посевных земель, 1,5 миллионов гектаров пастбищ и 3,5 миллионов гектаров лесных угодий. Стиль жизни миллионов людей в Беларусии, Украине и России драматически изменился. Хорошо известно о том, что смертность в загрязненных радиацией территориях, в особенности детская смертность, по причине раковых заболеваний радикально (сильно) увеличилось».

Саркофаг

С 15 декабря 2000 года (именно тогда был полностью остановлен последний третий реактор АЭС)  продолжается этап снятия остановленных энергоблоков с эксплуатации. Однако недостаточность мер по обеспечению безопасности на АЭС ведет к возникновению новых рисков радиоактивного загрязнения.

Существуют сомнения, касающиеся прочности и безопасности саркофага, возведенного над 4 блоком Чернобыльской АЭС, так как хорошо известно о наличии трещин и возможности утечек радиоактивных материалов. В частности, о дефектах в его защитной системе много говорилось в ходе различных мероприятий в апреле 2016 года в 30-ую годовщину трагедии.

Адекватная система защиты 4 реактора Чернобыльской АЭС отсутствует. Можно констатировать, что ситуация продолжает ухудшаться даже не смотря на значительную денежную поддержку (в том числе и миллионные долларовые вливания из-за рубежа), направленную на усиление безопасности на ЧАЭС, в частности на строительство и установку нового саркофага. 23 мая 2016 года Министр экологии Украины Остап Семерак пообещал в эфире телеканала ICTV, что «до конца этого года Украина достроит арку или новый конфайнмент [саркофаг], как его еще называют, надвинет его на 4-й энергоблок и начнет процедуры по введению этого объекта в эксплуатацию».

АЭС чернобыльского типа продолжают работать

Однако пока саркофаг Чернобыльской атомной электростанции продолжает возводиться, подобные по конструкции АЭС, работают на территории бывшего СССР. Одна из таких АЭС находится в непосредственной близости от Санкт-Петербурга с 5-миллионным населением, а также ряда соседних государств – стран Прибалтики, Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании. Речь идет, о Ленинградской АЭС в Сосновом Бору Ленинградской области.

Работа Ленинградской АЭС была не раз отмечена техническими сбоями и происшествиями. Два из них имели место в последние 7 месяцев.

18 декабря 2015 года произошел прорыв трубы. По утверждению СМИ станции загрязнения окружающей среды радиоактивными выбросами не произошло: «в полдень 18 декабря стало известно о трещине в пароводе в турбинном зале на втором энергоблоке. Из-за инцидента помещение, в котором находился паровод, заполнилось паром. В 13:50 работу второго энергоблока остановили, а сотрудников отпустили по домам».

27 марта 2016 года произошла аварийная остановка третьего блока Ленинградской АЭС, вызванная дефектом электросети. На данный момент его так и не запустили, и  работают только два блока.

Всего на электростанции четыре энергоблока, однако с 13 марта 2016 года четвертый блок АЭС находится в плановом ремонте. В пресс-центре станции утверждают, что она работает в штатном режиме.

Также продолжают работу и другие станции, не отвечающие современным критериям безопасности, на многих из которых, например, на Кольской АЭС, неоднократно продлялись сроки эксплуатации реакторов, заложенные в проекте. Все это, учитывая серьезность и длительность последствий и масштабы катастроф на атомных объектах (например, ПО «Маяк», ЧАЭС, «Фукусима-1»)  вызывает серьезные опасения.