News

Лобария – спасительница леса

Лобария легочная в Сунском бору.
Лобария легочная в Сунском бору.
Алексей Владимиров

Опубликовано: 18/04/2016

Автор: Ирина Андрианова

В Кондопожском районе Карелии жители сумели через суд запретить деятельность песчаного карьера. Им невероятно повезло – на участке под карьер обнаружился редкий краснокнижный вид лишайника. Конечно, одного этого для спасения леса мало. Потребовалась масса усилий, чтобы доказать, что только полный отказ от разработки карьера может спасти Лобарию легочную.

Впервые новость о грядущей вырубке леса под карьер пришла в деревню Суна Кондопожского района в 2012 году. Владелец лицензии – ООО «Сатурн Нордстрой» – планировал свести 11 Га ради добычи песчано-гравийной смеси. Надо ли говорить, что эта новость сунчан совсем не порадовала? Ценный Сунский бор – это не просто место отдыха. Деревенские пенсионеры с его помощью выживают, заготавливая там грибы и ягоды. Быстро сформированная инициативная группа начала рассылку обращений во все доступные инстанции. В ответ обычным чередом пошли типовые отписки.

За это время ООО «Сатурн Нордстрой» сделал проект карьера, добился от местной администрации подписания акта выбора земельного участка и уже готовился заключить договор об аренде леса с Министерством природопользования и экологии Республики Карелия.

Параллельно оказывалось давление на наиболее активных жителей. Так, к пенсионерке Нине Шалаевой явилась полиция, чтобы допросить ее по факту якобы агитации односельчанчан на незаконные протестные действия, в частности, на перекрытие трассы «Кола». На самом деле она агитировала их лишь прийти на общественные слушания па карьеру, которые администрация согласилась провести после многочисленных жалоб.

Железно-зеленый аргумент

Стало ясно, что время уходит, и нужно действовать, во-первых, быстро, а во-вторых – оригинально. Старые методы антикарьерной борьбы (письма, митинги) уже явно не работают.

«Я решила обратиться к ученым, – вспоминает жительница Суны Татьяна Ромахина. – Сначала вышла на карельское отделение «Народного фронта», потом – на природоохранную организацию «СПОК» из Петрозаводска. СПОКовцы познакомили меня со специалистами Петрозаводского государственного университета». Они согласились приехать в Кондопожский район и обследовать Сунский бор. И – о, радость! В лесу обнаружились краснокнижные лишайники лобария легочная (Lobaria Pulmonaria), похожие на крупные зеленые листья, чудесным образом выросшие прямо на осиновых стволах.

Радость была двойной: во-первых, найдено еще одно местообитание редкого вида, и во-вторых, с этого момента в борьбе за лес появился железный аргумент – закон «Об охране окружающей среды». Согласно ч.1 ст.60 этого закона, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к сокращению численности организмов, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ. Оставалось только доказать властям, что рубка леса и устройство карьера уничтожит редкие лишайники. Казалось бы, это очевидно: ведь лобария обитает на деревьях. Нет деревьев – нет лобарии. Однако для чиновников и ООО «Сатурн-Нордстрой» все было не так однозначно.

В ответ на обращения жителей и «Народного фронта» карельская Природоохранная прокуратура всего лишь предписала разработчику карьера бережнее отнестись к лишайнику. «Тогда стало ясно – поможет только обращение в суд, – говорит Татьяна. – Мы всем миром собрали деньги на юриста и подали исковое заявление одновременно к ООО «Сатурн-Нордстрой» и Министерству природопользования. От Министерства мы потребовали досрочно прекратить право пользования недрами (отозвать лицензию), а от недропользователя – прекратить деятельность, связанную с нарушением требования в сфере охраны окружающей среды».

Важно обратить внимание, что само принятие такого иска к рассмотрению является большим успехом инициативной группы. Есть много примеров по всей стране, когда попытки частных граждан защитить свои права на благоприятную окружающую среду упираются в признание их «ненадлежащими истцами». Чтобы иски все-таки принимали, жителям приходится изворачиваться, доказывая свой возможный имущественный ущерб от той или иной хозяйственной деятельности. Хотя очевидно, что ущерб совсем необязательно должен исчисляться в звонкой монете. Поэтому особенно приятно, что Петрозаводский городской суд подобных препятствий чинить не стал.

Битва ученых

Узнав об иске ООО «Сатурн-Нордстрой» перешел к решительным действиям. Лобария, говорите? Краснокнижный вид? Отлично, давайте «спасем» ее, перенеся в другой место, где она не будет мешать нам рыть карьер! Недропользователь заказал в петербургском Лесотехническом университете экспертизу, которая сделала нужное ему заключение – о возможности сохранить лишайник, успешно «трансплантировав» его в другое место. По мнению эксперта Василия Нешатаева, «имеется возможность сохранения лишайника путем проведения компенсационных мероприятий в ходе освоения лесов под добычу полезных ископаемых». Для этого предлагается «перенос срубленных отрезков стволов [с лобарией] в соседний невырубаемый выдел … на расстояние более 100м от границы вырубки».

На основании этой экспертизы «Сатурн» обратился в Росприроднадзор и получил разрешение на «добычу» во имя «спасения» краснокнижной лобарии. «Спасали» лишайник следующим образом – выпиливали куски дерева с лобарией, относили за границу добычного участка и там оставляли прямо на земле, прислонив к дереву. Напомним, что для спасения (даже с точки зрения экспертизы Нешатаева) требовалось отнести лишайник минимум за сто метров от карьера. А во-вторых, брошенный на землю экземпляр мог попросту погибнуть под снегом. Это установила специалист Петрозаводского университета Анжелла Сонина, выехавшая на место «спасательных работ» по просьбе местных жителей. Кстати, она сумела обнаружить всего один спасенный таким образом экземпляр.

В суде разгорелся спор научных подходов. Местные жители со ссылкой на заключение Петрозаводского университета утверждали, что проведенные мероприятия являются не спасением, а уничтожением. Также они заявили о недоверии заключению Нешатаева. Он как эксперт был выбран недропользователем самостоятельно, а значит, есть сомнения в независимости его выводов.

Суд с этим согласился и принял решение о проведении новой экспертизы, где экспертную организацию выберет судья. «Мы предлагали Петрозаводский университет. Судья отказал и, как я теперь понимаю, правильно, – комментирует Татьяна Ромахина. – Скорее всего, ответчик также обвинил бы его в ангажированности, так как Университет уже делал заключение по нашей просьбе. Судья выбрал Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН, и мы этому очень рады». Разумеется, все расходы на экспертизу суд возложил на ее организаторов, и сунцы опять отправились всем миром собирать деньги. И вновь собрали!

Прежде всего, эксперты КНЦ РАН сразу обнаружили на участке лобарию. Что красноречиво свидетельствовало о неэффективности проведенных ответчиком «спасательных работ». Во-вторых, в заключении экспертов указано, что «сохранить указанное место обитания вместе с произрастающей лобарией легочной … невозможно. При освоении участка данные виды в указанном месте с большой степени вероятности, погибнут». Авторы допускают, что «теоретически возможно сохранение отдельных особей лобарии легочной путем пересадки (трансплантации), однако данные мероприятия нельзя считать компенсационными», то есть даже при удачной пересадке полностью компенсировать число погибших особей нельзя.

Более того, отмечается, что описанные меры трансплантации «приведены в литературе и не имеют положительных примеров применения в северных регионах России (Карелия, Мурманская область)». И что «вначале нужно убедиться в успехе приведенных процедур, и лишь затем использовать их как компенсационные». Получалось, что Росприродназор выдал разрешение не на гарантированное спасение лишайника, а всего лишь на научный эксперимент, который еще неизвестно, чем закончится.

На основании экспертного заключения Петрозаводский суд решил, что ООО «Сатурн Нордстрой» не выполнил свои обязанности недропользователя по соблюдению требований охраны окружающей среды. По этой причине суд обязал «Сатурн» прекратить хозяйственную деятельность на добычном участке. Что касается требований отзыва лицензии, то здесь суд был менее категоричен. Законодательством на этот счет предусмотрена определенная процедура, в ходе которой у недропользователя «имеется теоретическая возможность устранения допущенных нарушений… путем получения разрешения на добывание лобарии легочной [опять-таки у Росприроднадзора]».

Таким образом, лицензия продолжает действовать, и «Сатурн» может вернуть себе право работать, если по всем правилам «добудет» лобарию. «Мы сейчас очень боимся, что Росприроднадзор выдаст им это разрешение, – делится Татьяна. – К тому же, ответчик намерен обжаловать решение в Верховном суде Республики Карелия».

Понятно, что суд постарался максимально защитить интересы как жителей, так и бизнеса. Активистам придется еще немало поработать, прежде чем угроза сунскому бору будет окончательно отведена.

Послесловие

Не успела одна из истиц, Нина Шалаева, добраться до дома после оглашения решения суда, как в дом к ней снова нагрянула полиция. (До этого ее уже обвиняли в подстрекательстве к массовым беспорядкам). По словам пожилой женщины, на сей раз полицейских интересовало, не угрожала ли пенсионерка сжечь технику компании и не уничтожала ли в лесу разметку планируемой разработки карьера.

Выяснилось, что поводом для визита послужило обращение руководства фирмы. После этого даже те, кто поначалу сочувствовал недропользователю (ведь он, в сущности, не виноват, что министерство продало ему добычный участок с краснокнижными видами!), изменили свое мнение. Методы, которыми ООО «Сатурн-Нордстрой» пытается доказать свою правоту и вернуть деньги, мягко говоря, сомнительны.

 

Экспертиза Сунского бора. Василий Нешатаев, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

Экспертиза Сунского бора. Институт проблем промышленной экологии Севера

Решение Петрозаводского городского суда от 04.04.2016 по Сунскому бору