News

Как экологические НКО и инициативные группы используют интернет-инструменты

Konstantin Fedin

Опубликовано: 17/02/2016

Автор: Татьяна Честина

Информационные технологии все плотнее входят в арсенал экоактивистов и природоохранных НКО, ускоряя достижение целей и побед. Потенциал IT используется гражданскими активистами пока незначительным образом, но даже при таком ограниченном применении интернет-технологии дают возможность «дотянуться» до потенциально неограниченного числа людей и становятся средством самоорганизации и координации.

Статья подготовлена специально для 60 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

А в ситуации информационного эмбарго интернет-сообщества становятся своего рода нецензурируемыми и независимыми медиа. Все чаще в экопроектах используется и технология краудсорсинга – когда общественно значимые задачи решаются силами добровольцев, координирующих свою деятельность с помощью Интернета. Все больше экоинициатив получают народное финансирование через краудфандинг – коллективное сотрудничество людей, объединяющих свои деньги через Интернет для поддержки конкретных проектов (в России самые популярные на сегодня платформы для этого – planeta.ru и boomstarter.ru).

Социальные сети и петиции

Самый простой и распространенный способ – создание группы по проблеме в социальных сетях и приглашение в нее как можно большего числа потенциальных сторонников. Часто сообщество в соцсетях служит заменой сайту, к созданию которого группа может прийти
в долгосрочной перспективе. Так, в группе «Красноярск против!», выступающей против строительства завода ферросплавов в Красноярске (борьба закончилась
победой), – более 40 тысяч человек.

Около 9 тысяч человек объединила группа за сохранение Торатау и Юрактау – уникальных гор-шиханов в Башкирии, памятников природы, которые жители несколько лет защищают от угрозы промышленной разработки (2 ноября 2015 года глава Республики Башкортостан заявил в эфире, что «Башкирская Содовая Компания должна искать альтернативный источник для своего производства. При этом памятники природы, это Стерлитамакские шиханы, разрабатываться не будут»).

Другой распространенный способ – сбор подписей под онлайн-петициями. Крупные организации, как правило, ведут сбор на своих собственных сайтах. Так, в 2012 году WWF России собрал более 120 тысяч подписей в поддержку законопроекта о защите морей от нефтяного загрязнения. В конце 2012 года закон был подписан президентом, и с 1 июля 2013 года вступил в силу. Есть и другие примеры кампаний, в ходе которых организации удавалось набрать десятки тысяч подписей и добиться нужного результата. Регулярно и успешно использует сбор онлайн-подписей на своем сайте Гринпис России. Так, летом 2015 года было собрано около 25 тысяч подписей в защиту нацпарка «Самарская Лука». В итоге после заявления Гринпис Верховный Суд признал незаконным пункт утвержденного Минприроды положения о нацпарке, который разрешал строительство любых объектов для нужд собственников и пользователей в хозяйственной зоне. Одним из аргументов на суде стала увесистая папка с подписями.

Многие инициативные группы, у которых нет собственного сайта, используют для сбора подписей платформы http://www.change.org или http://www.avaaz.org/ru/, которые позволяют быстро распространять петицию в социальных сетях, а также российский ресурс democrator.ru.

Координация сторонников волонтеров

Один из проектов мая 2015 года, при реализации которого был успешно применен краудсорсинговый подход, – это инициатива Гринпис России совместно с движением «РазДельный сбор» и коалицией «PRO Отходы». Она объединила около 200 волонтеров и неравнодушных граждан для проведения общественной проверки организованного мэрией Москвы эксперимента по раздельному сбору отходов. В рамках эксперимента несколько мусорных компаний получили финансирование из городского бюджета на организацию пунктов приема отходов. В ходе проверки волонтеры должны были оценить, соответствует ли действительность заявленным планам мэрии, в частности, могут ли жители Москвы в реальности воспользоваться удобными пунктами приема и баками для вторсырья.

Каким образом был реализован механизм краудсорсинга, чтобы любой желающий мог подключиться? Человек заходил на гугл-карту проекта на сайте moscow4recycling.blogspot.ru, на которой были отмечены все те пункты раздельного сбора, которые должны быть в округах Москвы согласно госконтрактам, и выбирал удобный для проверки пункт. Затем он заполнял гугл-форму, подтверждая участие в проверке. После проверки наличия (и отсутствия) и деталей работы участник связывался с общественным координатором краудсорсингового проекта и передавал информацию.

Итоги проверки показали крайнюю неэффективность проводимого мэрией эксперимента по внедрению раздельного сбора (из 150 пунктов почти 100 симулируются с помощью четырех «Газелей», приезжающих на час во дворы в неудобное время без всякого информирования жителей). Отсутствуют заявленные в контракте 3,5 тысячи баков для стеклотары и контейнеры для батареек. За такой «раздельный сбор» город собирается заплатить из своего бюджета 140 млрд рублей в ближайшие 15 лет. В результате Гринпис России направил итоги проверки, выводы и рекомендации мэру Собянину. Одна из основных рекомендаций экологов – принятие закона, который урегулирует все связанные с раздельным сбором вопросы.

Желающие уже сейчас поддержать раздельный сбор могут отправить письмо Собянину через онлайн-форму на сайте Гринпис с требованием реально внедрить раздельный сбор или воспользоваться картой пунктов приема вторсырья recyclemap.ru, которая тоже является примером краудсорсинговой инициативы.

Автор инициативы по проверке пунктов вторсырья Александр Цыганков, координатор проекта по переработке отходов Гринпис России, активист движения «РазДельный сбор»:

«У нас был хороший повод – многим москвичам хочется, чтобы в городе появился раздельный сбор, и совсем не хочется, чтобы в очередной раз бюджетные деньги были списаны на существующую только по бумагам инфраструктуру. С таким инфоповодом удалось достучаться до множества людей в социальных сетях. Задача заключалась в том, чтобы мотивированных и заинтересованных людей каким-то образом вытащить из онлайн-среды и вовлечь в активность офлайн. Главными принципами стали «автоматизация» и «упрощение». Мы были ограничены во времени и средствах, поэтому о разработке отдельного сайта речи не шло. Решить задачу помогло наличие множества бесплатных онлайн-инструментов – покорпев над тем, как их совместить друг с другом, удалось без затрат сделать удобный для наших целей проект. Адрес, который нужно проверить, человек находил на карте – мы просто нанесли все точки. За пару кликов человек заполнял онлайн-анкету – и мы уже знали, какой пункт он собирается проверить, и как с ним потом связаться. Благодаря тому, что все данные находились в облачном хранилище, все координаторы проверки имели к ним доступ и работали удаленно: заходили в папку, куда приходили данные с заполненных анкет, звонили человеку или писали ему письмо, а результаты вбивали в таблицу в той же папке. Конечно, можно было организовать все это еще лучше, проще, технологичнее – но я доволен результатом, и с ужасом думаю о том, сколько бы времени и сил занял бы проект, не будь всех тех бесплатных сервисов, которыми мы воспользовались».

Сбор жалоб как способ решения актуальных проблем

Еще один пример краудсорсинга – сайт «Красивый Петербург», http://www.красивыйпетербург.рф, созданный волонтерами для горожан. На главной странице портала говорится, что «всего за 20 секунд Вы можете отправить жалобу по любой из множества городских проблем, тем самым дав старт ее решению». На начало ноября 2015 года этой возможностью воспользовались уже 45 тысяч человек, отправив более 77 тысяч обращений, по итогам которых было решено более 24 тысяч проблем.

Как правило, обращения направляются по случаям, связанным с тематикой благоприятной окружающей среды в городе: зелеными насаждениями (нарушениями в парках и скверах, необходимости озеленения и т. д.), с велосипедизацией (установкой велопарковки или прокладкой велодорожки), мусорными проблемами (незаконными свалками или требованием организовать раздельный сбор).

Как говорят сами активисты, часть жалоб, такие как внедрение раздельного сбора в конкретном районе или прокладка велодорожки, не будет выполнена в скором времени, однако послужит инструментом формирования социального заказа – от горожан к чиновникам.

Создатель ресурса «Красивый Петербург» Красимир Врански: «Общественная деятельность, как и любая деятельность, находится в конкурентной среде: идет борьба за внимание, за ресурсы, за лучших людей. Наше преимущество в том, что мы решаем социально значимые проблемы общества, поэтому мы должны присутствовать на всех популярных площадках коммуникаций и использовать современные технологии для достижения целей».

Сайт действует не только в Петербурге – вы можете обратиться к создателям ресурса, и создать аналогичный сайт у себя в регионе с тем, чтобы у жителей вашего города появилась возможность отправлять обращения в свои местные органы власти. Кроме веб-версии можно воспользоваться сервисом отправки обращений через мобильные приложения, скачав их на сайте.

Новые тенденции

Еще одно IT-направление, которое успешно развивается в мире и начинает развиваться в России, – это создание веб-приложений, мобильных приложений и игр на экологическую тематику. Рынок мобильных приложений и игр стремительно растет во всем мире, активистам стоит обратить на это внимание. Примеры таких мобильных и веб-приложений (как российских, так и зарубежных) можно посмотреть на сайте te-st.ru в разделе «Базы ресурсов» => Найти приложение, выбрав подраздел «Экология».

Так как все больше экоактивистов интересуются новыми IT-инструментами, пытаясь интегрировать их в ежедневную деятельность, в последнее время появляются и образовательные ресурсы для представителей НКО и инициативных групп, обучающие активистов новым технологиям в Интернете.

Так, одним из ресурсов для такого обучения может стать сайт «Теплицы социальных технологий», te-st.ru. Это общественный образовательный проект, который связывает IT-специалистов и гражданских активистов и обучает последних способам решения общественных проблем с помощью информационных технологий. «Теплица» регулярно проводит бесплатные обучающие мероприятия для НКО, в том числе дистанционные. На сайте каждый день появляется новая информация о полезных для НКО IT-инструментах. В специальном разделе вы можете пройти аудит своего сайта на удобство для пользователя и получить консультацию по его улучшению, а также установить «онлайн-лейку» – систему для краудфандинга и сбора пожертвований на сайте.