News

Возобновляемым источникам альтернативы уже нет

Солнечная электростанция на острове Сумба в Индонезии. Планируется в течение ближайших 10 лет полностью покрыть потребности острова в электроэнергии за счет ВИЭ.
Солнечная электростанция на острове Сумба в Индонезии. Планируется в течение ближайших 10 лет полностью покрыть потребности острова в электроэнергии за счет ВИЭ.
Asian Development Bank

Опубликовано: 10/02/2016

Автор: Игорь Ядрошников

2016 энергетический год начался прорывным событием в Африке: король Марокко Мохаммед VI открыл крупнейшую в мире солнечную станцию, чья мощность сравнима с мощностью ядерного реактора. Серьезные успехи в этой области демонстрируют и многие другие страны.

Станция в Сахаре к юго-востоку от Касабланки будет производить 500 МВт электроэнергии и станет важным элементом энергосистемы страны, которая к 2030 году планирует получать 52% необходимого электричества из ВИЭ.

ВИЭ против «ископаемых» и АЭС

«Мы долго говорили, что однажды солнечная и ветряная энергетика сможет конкурировать с традиционными способами генерирования электроэнергии. Этот день настал» – заявил недавно Джордж Биличич, возглавляющий направление глобальной энергетики и инфраструктуры в косалтингово-финансовой компании Lazard.

Основание для столь смелого заявления он взял из свежего анализа, который показывает: во многих регионах США солнечные и ветряные электростанции, даже без учета государственных субсидий, стали реальным конкурентом традиционной энергетике.

По расчетам Lazard, в ветряной энергетике минимально возможная стоимость 1 МВт-часа несубсидированной энергии снизилась со $101 в 2009 году до $37. В солнечной энергетике результат еще лучше: стоимость 1 МВт-часа снизилась почти на 80% – с $323 до $72. У газовых электростанций МВт-час стоит $61-87.

В Тайване ВИЭ стали реальной альтернативой «мирному атому». Пришедшее недавно к власти новое руководство страны решительно выступает против строительства АЭС, приостановленного после массовых протестов. Здесь уже введены в строй солнечные установки суммарной мощностью в 728 МВт. Правительство поставило себе цель ежегодно вводить 500 МВт, чтобы достичь 8.7 ГВт к 2030 году!

Недалеко – во Вьетнаме – государство сворачивает амбициозные проекты угольной энергетики, которые могли стать крупнейшими в Юго-Восточной Азии. Премьер-министр Нгуен Тан Зунг заявил, что страна будет развивать более чистые источники энергии.

Принять это непростое решение помогло исследование Вьетнамского Альянса за устойчивую энергетику (VSEA), Гринпис Юго-Восточной Азии и специалистов Гарвардского университета. Моделируя последствия реализации запланированных угольных проектов для здоровья населения, они выяснили, что их осуществление приведет к 25 000 преждевременных смертей в год.

Вопреки сомнениям, экономика играет за ВИЭ

Проекты ВИЭ продолжают подвергать критике и сомневаться в их эффективности. В The Wall Street Journal появилась статья, подготовленная по итогам 2015 года Пером Виммером, бывшим банкиром Goldman Sachs, основателем консалтинговой фирмы Wimmer Financial LLP. Он утверждает, что рынок возобновляемой энергетики может лопнуть в любой момент. Доказательству этого тезиса он посвятил книгу «Зеленый пузырь». Главная мысль автора – «чтобы возобновляемая энергетика была действительно устойчивой (sustainable), она должна быть устойчивой коммерчески». Пока же ВИЭ выживают благодаря субсидиям.

Совершенно верные слова, но в отрыве от общей картины. Если взглянуть на проблемы субсидирования энергетики в целом, то легко заметить – не только ВИЭ пользуются финансовой поддержкой. Протекционизм, субсидии своим производителям – это неотъемлемые признаки промышленной политики развитых стран. По данным Международного энергетического агентства уже многие годы субсидии в традиционную энергетику составляют сотни миллиардов долларов США.

Таким образом, в вопросе субсидирования не все так однозначно, как видится Перу Виммеру, и еще большое вопрос, кто больше зависит от субсидий – традиционная или возобновляемая энергетика.

Еще один популярный довод против ВИЭ – недостаточные возможности для аккумулирования энергии, произведенной в солнечное и/или ветреное время. Это действительно серьезная проблема, но в ее решении наблюдается значительный прогресс. И не только в повышении емкости существующих типов аккумуляторов.

Так недавно появился новый тип аккумуляторов – «силовая бумага». Его создали ученые-электроники из университета шведского города Линчепинга. Они разработали «бумагу» с полимерным покрытием, которое может сохранять заряд и обладает завидной электрической емкостью. Очень важно, что при этом «бумага» еще и выдерживает сотни повторных зарядок.

«Силовая бумага», бьющая рекорды в энергетическом соревновании, производится из целлюлозы и довольно распространенного полимера. При ее производстве не используются тяжелые металлы и иные токсичные вещества. Сроки выхода продукции на рынок аккумуляторных батарей пока не определены.

Толчок к развитию из Парижа

Международное агентство по возобновляемой энергетике (IRENA) заключает: «Недавнее Парижское соглашение дало сильный толчок странам, желающим перейти от разговоров к делу в переходе от традиционной энергетики к ВИЭ. Мы видим, что это не только смягчит последствия изменения климата, но и стимулирует экономики, улучшает благосостояния населения и повышает занятость в мире».

В последнее время при составлении прогнозов и анализе экономической ситуации много внимание уделяют показателю «благосостояние». Так вот, экспертные расчеты говорят, что развитие ВИЭ усиливает рост благосостояния людей. При этом влияние ВИЭ на благосостояние оценивается в три-четыре раза больше, чем его влияние на ВВП.

Заманчивые перспективы сулят ВИЭ и в плане общемировой занятости, которая в этом секторе обещает рост с 9,2 млн рабочих мест сегодня, до более чем 24 млн к 2030 году.

Новые климатические инициативы в разных странах дают «зеленый свет» оригинальным, эффективным проектам. К примеру, во Франции, которая до самого недавнего времени делала ставку на АЭС.

Здесь заработала крупнейшая в Европе солнечная электростанция, способная обеспечить энергией 300 тысяч жителей. Ввод в строй этой станции сразу повысил объем производства «солнечного» электричества в стране на 22% по сравнению с прошлым годом.

Из оригинальных французских проектов стоит выделить массовое строительство «солнечных автомагистралей». Министр экологии и энергетики Франции Сеголен Руаяль объявила, что в ближайшие 5 лет появятся 1000 км дорог, мощенных солнечными батареями. Они обеспечат электричеством до 5 млн человек.

Кризис ВИЭ нипочем

Кризис на рынке нефти не помешал развитию ВИЭ, что нельзя сказать о нефтяных проектах. Такие гиганты как Exxon Mobil Corp. и Royal Dutch Shell Plc вынуждены затягивать пояса и сокращать расходы и рабочие места. В это время ВИЭ «растут», умело пользуясь нормами регулирования выбросов парниковых газов.

Кризис остановил инвестиции в новые нефтяные проекты объемом почти в $400 млрд. При этом в 2015 году ВИЭ получили рекордные вложения в $330 млрд. Особенно выросли вложения в Китае – до $110,5 млрд (на 17%).

У ВИЭ нет альтернативы

В этом давно уверены экологи, и в последние годы в это начинают верить все больше технократов и экономистов.

Недавно много шума вызвало смелое заявление главы Сбербанка Германа Грефа, о том, что эра углеводородов подходит к завершению, а будущее за электромобилями и возобновляемыми источниками энергии.

Согласен с позицией Грефа и Анатолий Чубайс. Выступая на Гайдаровском форуме глава РОСНАНО выразил уверенность в том, что альтернативная энергетика в дальнейшем будет усиливать свои позиции и увеличивать долю генерации. В частности, он отметил, что к 2020 году она сможет производить в России около 3 000 МВт ветроэнергии и 1 500 МВт солнечной энергии.

В русле этих прогнозов лежит и программная статья экономиста, директора Института энергоэффективных технологий в строительстве, Владимира Сидоровича. Он приводит конкретные показательные факты:

  • 2015 год стал рекордным для возобновляемой энергетики, как по объему инвестиций, так и по показателям построенных мощностей в ветро — (64 ГВт) и солнечной энергетике (57 ГВт),
  • по итогам 2015 года совокупная установленная мощность ветряных электростанций в мире превзошла мощность атомных станций,
  • в ЕС и США ветроэнергетика заняла первое место по объему введенных мощностей среди всех типов генерации,
  • возобновляемая энергетика обеспечила 32,5% потребления электроэнергии в Германии (против 27,3% в 2014 г.); в Дании ветроэнергетика покрыла 42% потребления (в 2014 г. – 39,1%),
  • Саудовская Аравия планирует создать к 2032 году 41 ГВт солнечных мощностей,
  • в Дубае к 2030 году на каждой крыше должна быть установлена фотоэлектрическая электростанция,
  • Иран хочет создать 5 ГВт мощностей солнечной и ветроэнергетики уже к 2018 году.

И так далее.

Вместо эпилога

Из многих характерных примеров, доказывающих, что возобновляемым источникам действительно нет альтернативы, хочется взять пример США.

Хотя в этой стране разразился бум нефте- и газодобычи, в 2015 году только в солнечной энергетике появилось больше рабочих мест, чем во всем нефтегазовом комплексе, включая трубопроводный сектор.

Это говорит о многом и многое проясняет.