News

Забор губернатора II: теперь и в Ленинградской области

Забор элитного коттеджного поселка «Медное озеро» компании «Хонка-парк» огородил еще 900 метров общественной береговой полосы озера Медное (Меднозаводский разлив) и полностью – небольшое лесное озеро Светлое.
Забор элитного коттеджного поселка «Медное озеро» компании «Хонка-парк» огородил еще 900 метров общественной береговой полосы озера Медное (Меднозаводский разлив) и полностью – небольшое лесное озеро Светлое.
Фото: Ирина Андрианова

Опубликовано: 02/09/2015

Автор: Ирина Андрианова

Самый охраняемый забор в Ленинградской области находится во Всеволожском районе, чуть севернее Сертолово. Это забор элитного коттеджного поселка «Медное озеро» компании «Хонка-парк». Помимо территории поселка, он огородил еще 900 метров общественной береговой полосы озера Медное (Меднозаводский разлив) и полностью – небольшое лесное озеро Светлое.

А самым охраняемым он стал потому, что на огороженной территории находится участок семьи губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Его жена Ирина Григорьевна даже служила в 2010-13 гг. председателем ТСЖ поселка. То есть лично решала, что огораживать, а что – нет.

В том, насколько табуирована данная тема и в СМИ и в общении с чиновниками активисты  движения «Против захвата озер» убедились на собственном опыте, когда 9 августа они вместе с активистами партии «Яблоко» и движения «Открытый берег» провели около огороженной территории акцию протеста.

zahvat-action Участники акции протеста. Credit: Фото: Ирина Андрианова

Темой был не столько масштаб берегозахватов – хотя тут он немалый, с учетом полного закрытия озера Светлого – сколько попытка «устыдить» того, кто по статусу является гарантом законности в нашем регионе. Ведь если ст.6 Водного Кодекса РФ нарушают сам губернатор и его супруга, то что говорить обо всех остальных?

Поэтому акция преследовала сразу несколько целей: необходимо было убедить губернатора перед своими перевыборами (13 сентября) устранить нарушения в собственном поселке и показать пример всем остальным берегозахватчикам: «времена изменились, захватывать больше нельзя».
Активисты наивно полагали, что если привести чиновников и журналистов к губернаторскому забору, то те не смогут отрицать очевидные нарушения…

Две реальности

Однако присутствовавшие на инспекции чиновники решили просто отрицать  то, что видели их глаза. А  приглашенные чиновниками журналисты с готовностью переписали их реплики слово в слово: «никаких нарушений я здесь не вижу», «проход к воде абсолютно свободен», «обвинения экологов не нашли подтверждения». Неважно, какова действительность – важно, как ее представить.

У самого поселка «Медное озеро» участников акции (их было не менее 60 человек) встретила внушительная «группа поддержки» губернаторского забора. Здесь был председатель комитета госэконадзора Ленобласти Евгений Андреев вместе со своими заместителями, сотрудниками и даже сыном, молодым студентом-медиком Александром Андреевым. Был глава Тельмановского МО Тосненского района Юрий Кваша (тоже с сыном-студентом Денисом). Были многочисленные представители всегда лояльного к действиям властей Экосовета при губернаторе.

Вся эта пестрая компания смешалась с группой общественных экоинспекторов и попыталась дискредитировать акцию. «А зачем вы приехали именно сюда? Мало ли что ли в области других природоохранных проблем? Ехали бы вы, например, на полигон «Красный Бор» – звучал громкий голос Юрия Кваши. «Вот у нас в Свердловском сельском поселении есть куда более серьезные вещи – у нас карьеры засыпают! А вы почему-то сюда приехали, где вообще никаких проблем нет!», – вторил ему молодой член Экосовета при губернаторе.

Стоило главе комитета Евгению Андрееву подойти к КПП, за которым находилось озеро Светлое, как ворота чудесным образом открылись. «Как видите, информация о закрытом проходе не соответствует действительности», – заявил он. Возражения, что без чиновников здесь никогда никого не пускают, уже никто не слушал.

Кстати, самую элитную часть поселка, где проживает губернатор, общественникам так и не открыли. Именно она огораживает берег Меднозаводского разлива. Единственное, что было сделано, – были сняты три секции во внешнем (а есть еще внутренний) заборе. Благодаря этому группа смогла попасть в «межзаборное» пространство. Но далее хода на берег не было.

Вдоль глухого внутреннего забора высотой в три метра шел участок болота глубиной примерно по колено, к тому же пересекаемый ручьем глубиной по пояс. «Вот открытая береговая полоса, по ней можно пройти», – заявил Евгений Андреев. Однако на предложение активистов возглавить процессию по мелководью, он ответил отказом.

В официальных пресс-релизах ситуация была представлена с точностью до наоборот: оказалось, что это экоактивисты отказались пройти по береговой полосе, потому что у них не было с собой сапог! В довершение всего журналисты растиражировали заявление Андреева, что после акции экологов у ворот губернатора Дрозденко остался брошенный мусор. Большего оскорбления для людей, которые сами организуют экоуборки, придумать нельзя.

Атака троллей

Следом в атаку ринулись интернет-тролли. Они забрасывали ресурсы организаторов акции комментариями, что-де проблемы берегозахватов вообще выдуманы, что на самом деле каждый из них (троллей) якобы регулярно купается на огороженных озерах Ленинградской области. При том, что территориально, судя по данным аккаунтов, они проживали в весьма удаленных от места событий местах – от Пскова до Херсона. Правда, большинство из них значилось участниками группы Вконтакте «Работа для студентов в интернете», что многое объясняло.

Впрочем, по крайней мере, два тролля оказались местными. Это были уже упомянутые студенты Саша Андреев и Денис Кваша, сопровождавшие своих отцов – председателя комитета Госэконадзора и главу Тельмановского МО – во время акции на Медном озере.

Об еще одном колоритном тролле хочется сказать особо. Это был житель поселка «Медное озеро», сосед Дрозденко, некто Игорь Фарбирович. Он помогал чиновникам «репликами из зала»: мол, все тут приватизировано законно, и никаких территорий общего пользования вообще не предусмотрено. Как оказалось, они с главой комитета Госэконадзора – старые бизнес-партнеры. Причем информацию об их партнерстве лучше всего искать в материалах уголовных дел по статье «мошенничество» и в решениях судов.

Учрежденные и принадлежавшие им совместные фирмы ООО «Барристер» и ООО «А&Ф» участвовали в рейдерском захвате ценнейшей петебургской недвижимости – участка 3 Га на берегу Финского залива в Лисьем Носу госпредприятия «Интерьер» и зданий НИИ «Электромаш» на Московском пр.,100. И этим людям была доверена миссия защиты губернаторского забора?

Итог

zahvat-zabor Credit: Фото: Ирина Андрианова

Приходится признать – надежды, которые активисты возлагали на акцию, не оправдались. Губернатор не устыдился и заборы не убрал. Спустя два дня даже снятые секции внешнего забора вернулись на место. А спустя неделю на сайте «Национального тендерного портала» появилось объявление Комитета по природным ресурсам Ленобласти об аукционе на право водопользования озера Светлого. Похоже, ТСЖ поселка решило хоть как-то легализовать свой захват.

Напомним, что еще два месяца назад, в июне, губернатор Дрозденко объявил о своем решении не предоставлять отныне берега озер ни под какие цели. Получается, что мораторий не дотянул даже до выборов.