Плавка металла.
Фото: greenworld.org.ru
24 июля в деревне Ширяева примерно в тридцати километрах от Иркутска состоятся общественные слушания по проекту создания производства плавлению и переработке металлических радиоактивных отходов. Заказчиком проведения общественных обсуждений проекта выступает входящее в Росатом ФГУП «РосРАО», организатор обсуждений – администрация Ширяевского муниципального образования.
Слушания начнутся в 11 утра – в рабочий день, в рабочее время в посёлке, в который общественный транспорт из Иркутска следует всего несколько раз в день. Это делает весьма затруднительным участие в слушаниях как жителей Иркутска, так и Ангарска, на предприятии которого образовались отходы, которые в первую очередь предполагается перерабатывать.
Вынесенные на слушания документы, вопреки практике других предприятий Росатома, в сети Интернет не размещены. Однако Денис Плещенко, начальник управления по коммуникациям ФГУП «РосРАО», по запросу Беллоны любезно предоставил обсуждаемые материалы и не возражал против их публикации. Приводим краткий обзор обсуждаемых документов с необходимыми пояснениями и оставшимися вопросами.
Итак, на обсуждения вынесены «Материалы по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду при сооружении и эксплуатации Центра кондиционирования РАО филиала «Сибирский территориальный округ» федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (г. Иркутск)», (далее – ОВОС). 275-страничный документ содержит описание предлагаемой деятельности и её воздействие на окружающую среду и здоровье людей.
Расположение пункта хранения радиоактивных отходов в Иркутской области.
Фото: baikalwave.org
«В состав Центра входят два технологических комплекса: комплекс по переработке металлических РАО и комплекс по переработке неметаллических РАО (отдельный проект)», – сообщается в ОВОС, но сейчас на общественное обсуждение вынесен лишь комплекс по переработке металлических РАО.
Откуда отходы?
Фрагмент ОВОС Центра кондиционирования РАО в Иркутской области.
Фото: ФГУП «РосРАО»
Выводимые из эксплуатации здания 802 и 808 ОАО «АЭХК», в которых располагалось газодиффузное производство по обогащению урана.
Фото: ОАО «АЭХК»
Грунтовая площадка, на которой хранятся отходы ОАО «АЭХК».
Фото: ОАО «АЭХК
Ещё одна важная сторона предлагаемой деятельности осталась не освещённой в ОВОС – это риски, связанные с перевозкой тысяч тонн радиоактивных отходов из Ангарска в создаваемый Центр. Перевозки, по-видимому, будут осуществляться автотранспортом через территорию Иркутска, ведь ближайший мост через Ангару находится именно в областном центре. Но у ФГУП «РосРАО» уже имеется лицензия на перевозку РАО, видимо, в любых объёмах и по любым маршрутам.
Что хотят строить?
Центр будет состоять из трёх зданий – Комплекса по переработке и плавлению металлических РАО 2-3-этажное здание размерами 84*48м, примыкающей к нему крытой накопительной площадки размерами 78*48 м, на которой в 2, 3 и 4 яруса будут устанавливаться контейнеры с отходами и отделения мойки и дезактивации автотранспорта.
Фрагменты оборудования ОАО «АЭХК».
Фото: ОАО «АЭХК»
Предполагается, что за год на предприятие будет поступать 2 тысячи тонн металлических РАО удельной активностью до 1 мегабеккерель на килограмм. В результате переработки будут образовываться вторичные радиоактивные отходы, их удельная активность и изотопный состав не указаны, но сообщается, что ежегодно будет заполняться РАО 12 контейнеров НЗК-159-1,5П и 58 контейнеров МК-1,36. Из данных о производительности производства следует, что переплавке ежегодно будут подвергаться только 700 тонн металлических РАО.
Сначала – механическая и паровая дезактивация
В качестве мер дезактивации предлагается не только плавление. Сначала отходы подвергнутся сортировке и фрагментации, при помощи плазменной, ленточнопильной, гильотинной резки или «с применением ручного инструмента».
Фрагмент ОВОС Центра кондиционирования РАО в Иркутской области.
Фото: ФГУП «РосРАО»
После производится механическая дезактивация в дробемётном барабане. Это позволит удалить поверхностное загрязнение. Также с загрязнённого радионуклидами металла попытаются радиоактивные загрязнения смыть. Для этого используется пароэжекционная установка, в которой металл обрабатывается паром и дезактивационными растворами. В результате дезактивации радионуклиды переходят в дезактивационный раствор, который при этом становится жидкими радиоактивными отходами (ЖРО). Описание работы участков переработки ЖРО в ОВОС не приводится.
Уже на этой стадии предполагается достижение полной дезактивации и выведение из-под регулирующего контроля (то есть из категории РАО в категорию «для неограниченного использования», при удельной активности в 250 раз меньше первоначальной – 4 кБк/кг и менее) 65% металлических РАО, 35% будут направляться в отделение переплавки.
Технологии безопасной переплавки металлических РАО не существует?
Переплавка будет осуществляться в индукционной печи типа ИСТ. Предполагается, что в результате переплавки получится чистый металл, а радиоактивные элементы останутся в шлаке, который будет отнесён к вторичным РАО, и упакован в контейнеры для временного хранения. Отделение переплавки будет работать в режиме «кампаний» – 73 дня в году в три смены. За одну кампанию длительностью 10-11 дней предполагается произвести переплавку 100 тонн радиоактивного металла. Во время работы плавильного отделения другие отделения приостанавливают работу.
Фрагменты оборудования ОАО «АЭХК»
Фото: ОАО «АЭХК»
Возможны ли аварии?
Хотя ни технологии, ни оборудования пока нет, это не мешает ФГУП «РосРАО» верить в безопасность планируемой деятельности. «При возникновении радиационной аварии на ПХРО невозможно воздействие на население и не требуются меры по его защите. В соответствии с требованиями ОСПОРБ 99/2010 существующее предприятие по потенциальной опасности отнесено к 3 категории», – говорится в ОВОС. Сообщается о намерении изменить размеры санитарно-защитной зоны действующего ПХРО, ограничив её «периметром занимаемой территории объекта». На данный момент санитарно-защитная зона ПХРО представляет собой круг радиусом 1 км, а зона наблюдения – круг, радиусом 5 км. Сокращение санитароно-защитной зоны при планировании размещения нового радиационно опасного производства вызывает недоумение.
В ОВОС рассмотрены три типа проектных аварий: падение контейнера с РАО, разлив плава ТРО из печи, горение вторичных ТРО (фильтров очистки. Вероятность этих событий оценивается как одно за сто лет, что, возможно, соответствует действительности. На аналогичном производстве в Ленинградской области взрывы печей и разлив плава металла уже происходил 7 октября 2011 года и 15 декабря 2005 года, тогда погибли трое молодых рабочих, получившие ожоги расплавленным металлом.
В качестве «запроектных» аварий, то есть аварий для которых проектом не предусмотрены меры по минимизации последствий, в ОВОС рассмотрены два события. Первая ЗПА – разрушение установки плавления с вероятностью раз в 1000 лет. «Ожидаемая доза облучения населения на ближайшей границе СЗЗ (300 м) в результате данной аварии составит менее 1 мкЗв», сообщается в ОВОС.
Вторая ЗПА – падение летательного аппарата на накопительную площадку с размещёнными на ней РАО. Однако тип летательного аппарата, его масса и скорость не указаны. В результате этой аварии, по мнению авторов ОВОС, будет разрушено «около 75 контейнеров» с РАО, и максимальный выход радиоактивных веществ составит 1,4 гигабеккерель. Однако воздействие и этой аварии, по мнению ФГУП «РосРАО», не приведёт к нарушению действующих норм. «При запроектной аварии с максимальными радиационными последствиями в результате падения ЛА [летательного аппарата], пожара ожидаемые дозы облучения населения составят на расстоянии 300 м (ближайшая граница СЗЗ Сибирского филиала ФГУП «РосРАО», которая проходит по границе промплощадки) составляет около 6 мкЗв, что не превышает предельно-допустимых значений, установленных НРБ-99/2009 [Нормы радиационной безопасности]».
Если уж аварии не приводят к нарушению установленных норм, то и при нормальной эксплуатации объекта опасаться нечего. «Полученные значения годовых эффективных доз облучения населения в расчётных точках на границе промплощадки ПХРО и на существующей границе СЗЗ ПХРО, обусловленные выбросом радиоактивных веществ из комплекса по переработке и плавлению МРАО, ниже минимально значимой дозы (10 мкЗв/год) и соответствуют критериям радиационной безопасности», – утверждается в ОВОС.
Выбросы радионуклидов будут происходить
Авторы ОВОС признают, что выбросы радионуклидов всё же будут происходить: «При нормальной работе Центра основным источником поступления радионуклидов в окружающую среду является газоаэрозольный выброс через вентиляционную трубу здания 50 Комплекса переработки МРАО».
Состав пыли Центра кондиционирования РАО в Иркутской области.
Фото: ФГУП «РосРАО»
«В пылевидной фракции газовых выбросов … содержится достаточно большое количество токсичных металлов, их оксидов и других соединений», говорится в ОВОС. Годовой выброс аэрозолей при нормальной эксплуатации составит – Po-210 – 6,25 Бк, Ra-226 – 22,8 Бк, U-234 – 599 кБк, U-235 – 268 кБк, U-238 – 808 кБк.
Авторы ОВОС утверждают, что создание Центра по переработке и плавлению МРАО позволит перерабатывать МРАО, находящиеся на площадке ОАО «АЭХК» и образующиеся при выводе из эксплуатации объектов ОАО «АЭХК» и других предприятий Иркутской области, ежегодно возвращать в народное хозяйство до 1350 т дезактивированного металла и создать современное предприятие по переработке МРАО и отработать технологию переработки МРАО для возможного тиражирования на других площадках ФГУП «РосРАО» и других предприятий Госкорпорации «Росатом».
Значит, следует ожидать появление подобных производств и других местах страны. По некоторым данным, в России накоплено более 600 тысяч тонн металлических радиоактивных отходов.