News

Ядерно опасный груз плавтехбазы «Лотта» уместился в 50 контейнеров

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Bellona

Опубликовано: 29/06/2015

Автор: Алексей Павлов

МУРМАНСК─«Атомфлот» разгрузил второе по степени опасности устаревшее плавучее хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Последний, пятидесятый по счету контейнер, был поставлен в береговое хранилище в этом месяце.

«Атомфлот» завершил реализацию важнейшего проекта, старт которому был дан в далеком 2003 году. Работники предприятия полностью разгрузили плавтезбазу (ПТБ) «Лотта», в трюмах которой много лет хранилось неперерабатываемое ОЯТ. В специальных контейнерах оно будет храниться в новом наземном хранилище, построенном для этой цели. Финансировало проект правительство Великобритании, потратив около 19 миллионов фунтов.

Проект длиной в 12 лет

После активной эксплуатации в советское время атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» на базе ФГУП «Атомфлот» скопилось внушительное количество отработавшего ядерного топлива, которое пока невозможно утилизировать из-за отсутствия технологий. Его много лет складировали в обширном хранилище ПТБ «Лотта». Но со временем судно состарилось, хранить там ядерный груз стало небезопасно, и встал вопрос о переносе его на берег. Решение о строительстве хранилища для длительного хранения ОЯТ с «Лотты» было принято 12 лет назад.

— Работы по проектированию и строительству берегового хранилища были выполнены в течение 2004-2006 годов. В 2008 году на ПО «Севмаш» были изготовлены 50 транспортно-упаковочных комплектов ТУК-120. Для обеспечения компактного двухъярусного хранения была разработана технология разделения активных частей отработавших тепловыделяющих сборок, изготовлен и установлен на «Лотте» специальный станок, — сообщил заместитель гендиректора «Атомфлота» Николай Мантула.

На иголки пока рано

bodytextimage_postzagruzki[1] Строительство берегового поста загрузки. Credit: ФГУП Атомфлот

Рядом с наземным хранилищем два года назад был построен береговой пост загрузки ядерного топлива. Там его помещают в контейнеры для длительного хранения или транспортировки. Береговой пост позволяет проводить эту операцию наиболее безопасно. Но пока он не введен в эксплуатацию и загрузка ОЯТ происходит в специальном отсеке на борту ПТБ «Лотта». Так что на иголки «Лотте» пока рано.
— Планируется её использовать для временного хранения топлива, которое можно перерабатывать. Дело в том, что по существующей технологии, отработавшее топливо ледоколов должно перед транспортировкой три года храниться на предприятии в сухих охлаждаемых водой чехлах. Лишь после этого его уже можно хранить без охлаждения и отправлять на переработку на ПО «Маяк» (Челябинская область). Но в дальнейшем, конечно, планируется утилизация ПТБ «Лотта», — продолжает Николай Мантула.

Необходимо отметить, что завершение данного проекта имеет важное международное значение. Недаром его финансировало правительство Великобритании, потратив около 19 миллионов фунтов. Ведь теперь уменьшены возможные ядерные и радиационные риски, связанные с хранением на плаву части ОЯТ, находящегося на двух плавтехбазах «Лотта» и «Имандра».