News

Мораторий на экологические платежи убивает мотивацию к модернизации

Григорий Пасько

Опубликовано: 23/06/2015

Автор: Ангелина Давыдова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ─Большая часть экспертов позитивно оценивают сдвиги в российском природоохранном законодательстве в последние годы, критикуя, однако, вопросы правоприменения и конкретной реализации законов. Кроме того, обеспокоенность экологов вызывает и мораторий на вступление ряда экологических платежей для «грязных» предприятий, утвержденный правительством на днях, из-за сложной экономической ситуации в стране.

Новые законы в природоохранной области

Одной из важнейших тем для обсуждений на «зеленых» сессиях форума ПМЭФ, проходившего на прошлой неделе в Санкт-Петербурге, стала продолжающаяся реформа экологического законодательства в РФ. Так, выступая в субботу на секции «Зеленый рост и экономика изменения климата», глава Минприроды Сергей Донской заявил, что «в последние несколько лет в нашей стране было разработано и принято 8 государственных программных документов, 50 федеральных законов и более 150 подзаконных актов по вопросам охраны окружающей среды».

Министр также отметил, что в 2014 году были приняты два федеральных закона, значение которых трудно переоценить для перехода на принципы «зеленой экономики»: Закон по нормированию негативного воздействия на окружающую среду и внедрения наилучших доступных технологий на объекты промышленности, а также Закон по оптимизации государственной системы управления бытовыми и промышленными отходами.

Кроме того, также в пятницу, на встрече с Генеральным директором Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) Ли Юном, Сергей Донской отметил принятие законов об экологическом мониторинге, совершенствование водного и лесного законодательства, а также подписание Минаматской конвенции.

Он также рассказал о принятии мер, нацеленных на снижение уровня сжигания попутного нефтяного газа (НПГ).

«С начала этого года в силу вступила система платежей с повышающим коэффициентом за сверхнормативное сжигание ПНГ, предусматривающая не только жесткие санкции за нарушение нормативов, но и льготы для разработчиков новых месторождений. Благодаря реализованному комплексному подходу сжигание ПНГ в России снизилось в 2 раза. При этом инвестиции в проекты по утилизации ПНГ выросли до 200 миллиардов рублей за последние три года».

По словам главы Минприроды, также к числу важных мер можно отнести программу по замене устаревшего автотранспорта в России.

«Благодаря успешно проходящей в течение нескольких последних лет замене устаревшего автопарка на новые современные автомобили, мы рассчитываем добиться значительного уменьшения вредныx выбросов от сжигания топлива», сказал Сергей Донской.

Мораторий на введение новых экоплатежей

Несмотря на успехи в разработке и принятии новых законодательных актов, их реализация в последнее время столкнулась с рядом сложностей, прежде всего из-за желания правительства снизить нагрузку на бизнес в условиях экономического спада и международных санкций.

Так, в начале июня правительство наложило мораторий до 2019 на внедрение новых экологических платежей, в том числе, экологического сбора для компаний, которые не будут утилизировать собственную продукцию, ставшую отходами (должно было произойти с начала 2015 года), а также запуск повышающих коэффициентов к плате за негативное воздействие на окружающую среду для компаний, не укладывающихся в нормативы по выбросам (с 2017 года).

Как сообщила несколько дней назад газета Ъ, введение части новых инструментов регулирования откладывается на четыре года. Например, до 2019 года предполагается не вводить нормативы утилизации для максимально широкого списка товаров, «за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания» и товаров, «по которым уже осуществляется утилизация».

По данным издания, мораторий вводится и на введение нормативов и лимитов на сбросы в городские канализации промышленных стоков (их предполагалось запустить с 2016 года). Одновременно с этим сохраняется действующая система лицензий на управление отходами, в то время как в 2017 году не вводится повышающий коэффициент к ставке платы на негативное воздействие на окружающую среду для наиболее грязных предприятий.

По данным РБК, суммарная оценка экономии для предпринимателей от отмены платы за негативное воздействие на окружающую среду оценивается Минэкономразвития в 351 млрд руб в год, от моратория на введение экологического сбора – около 100 млрд руб в год.

Напомним, ставка экологического сбора могла составить от 1,5 до 4,5% от себестоимости продукции, однако в министерстве посчитали, что введение сбора приведет к росту цен на товары массового спроса, включая продукты питания, в среднем на 3−15%, а бизнес будет вынужден дополнительно тратить не менее 50−60 млрд руб. в год без учета косвенных издержек. В результате «пока нет условий для сбора, переработки и использования даже 10% перечисленных видов отходов», цитирует издание материалы правительства.

Ряд представителей бизнеса полагают, что утвержденный мораторий существенно усложнит запуск системы экологического нормирований компаний на основе НДТ.

Так, председатель комитета Торгово-Промышленной Палаты по экологии и природопользованию Сергей Алексеев в интервью Ъ отметил, что правительство «полностью убивает мотивацию компаний в сфере экологической модернизации: проиграют, прежде всего, те из них, которые уже начали инвестировать в ресурсоэффективные технологии, дожидаясь скорого запуска новых регуляторных требований. Отсутствие повышающих коэффициентов и обязательных платежей, по сути, делает экологическую модернизацию убыточной».

Международный рейтинг экологического законодательства

Отметим, что в конце мая международная неправительственная организация «Институт мировых ресурсов» (World Resources Institute, WRI) поставила РФ на третье место в мире (после Литвы и Латвии) по уровню развитию экологической демократии. Эксперты организации оценили национальное экологическое законодательства и практику его применению, приняв во внимание показатели прозрачности, а также возможности гражданского участия.

«Столь высокое место РФ в рейтинге действительно может показаться удивительным, особенно принимая во внимание факт преследования экологических активистов. Национальное законодательство страны может быть крайне прогрессивным «на бумаге», в то время как реализация этих законов зачастую слаба или подвержена коррупции»,— прокомментировали результате рейтинга во WRI, отметив особенно высокие показатели в области прозрачного законодательства, гражданского участия, доступа к экологической информации, и определенные проблемы с реализацией механизмов для ликвидации барьеров при доступе к правосудию.

«Мне кажется, что с правовой точки зрения в последние годы возможности участия для граждан и не сужались и не были расширены – все права граждан на участие были задекларированы много лет назад. В плане ресурсов, в последнее время появилось много возможностей участвовать в решении вопросов через Интернет, искать и находить документы, знакомится с проектной документацией и т.п. Но, с другой стороны, возможности людей ограничиваются самими же органами власти, которые проводят процедуры публичных слушаний: ненадлежащим образом информируют, формально исполняют требования законодательства, при возможности пользуются недостатками законодательства, применяют административный ресурс и фальсифицируют результаты общественных слушаний», – прокомментировал результаты рейтинга юрист санкт-петербургского экологического правозащитного центра «Беллона» Артем Алексеев.