News

Варварская обрезка зеленых насаждений – удар по экологическим правам граждан

wikimedia.com

Опубликовано: 29/04/2015

Автор: Галина Рагузина

КАЛИНИНГРАД─«Остолбовка» – так называют калининградские активисты процесс варварского уничтожения зеленых насаждений, развернувшийся в области нынешней весной под видом «омолаживающей обрезки». Жители бывшего «города-сада» пытаются отстоять свои права на здоровую окружающую среду и спасти остатки его зеленого убранства.

Омоложение – незаконно и неграмотно

Многим деревьям Калининграда и других городов области не суждено зазеленеть этой весной: улицы, дворы и рекреационные зоны украсили обезглавленные обрубки лип, ив, кленов и каштанов. Граждане, возмущенные превращением любимых знакомых с детства деревьев в пеньки высотой 6-8 метров, намерены доказать незаконность подобного «благоустройства». Радикальная обрезка, какую практикуют в области, ведет к гибели дерева, а значит, наносит ущерб зеленому фонду и городской природно-ландшафтной среде.

В марте калининградские активисты обратились в областную природоохранную прокуратуру. «Просим прокурорского надзора за соблюдением правил охраны зеленых насаждений на территории ГО «Город Калининград» в связи с тем, что широко распространившаяся в последние годы практика глубокой обрезки растений без учета их биологических и видовых особенностей крайне негативно влияет на жизнеспособность зеленых насаждений, окружающую среду и качество жизни граждан», – говорится в коллективном заявлении.

Повсеместная омолаживающая обрезка деревьев на фиксированную высоту не способствует основной цели этих мероприятий, а именно «повышению жизнеспособности и декоративности растений на объектах озеленения города», как указано в п. 4.6. «Методических рекомендаций по порядку проектирования, производства и приемки выполненных работ по благоустройству и озеленению территории в городе Калининграде», считают авторы заявления.

Где ива надо водой… росла

В конце марта омолаживающие пилы добрались до значимых для многих калининградцев деревьев, растущих вокруг Нижнего пруда – стариннейшего рукотворного сооружения и исторической зеленой зоны в центре города. Фактически этим деревьям – кленам, липам и ивам – полностью удалили кроны, что повлекло радикальное изменение их внешнего вида и утрату декоративности. Возмущенные активисты составили повторное обращение в природоохранную прокуратуру, а также председателю комитета городского хозяйства Сергею Мельникову, чье ведомство выдает разрешения на обрезку и вырубку.

«По нашему мнению, в случае обращения с декоративными деревьями Нижнего пруда имеют место признаки безответственного и неквалифицированного решения, которое уже повлекло повреждение зеленых насаждений города. […] В результате действий подрядной организации, в отсутствие надлежащего контроля, были нарушены пп. 3.1.4.3-3.1.4.9 «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», – отмечается в обращении.

В ответ на обращения общественности и публикации в региональных СМИ Мельников с коллегами выехал на место, где заявил, что омолаживающая обрезка деревьев произведена в соответствии с нормативами по выданным администрацией документам и они «через два-три года после такой обрезки полностью восстановят» ампутированную крону.

Вершки и корешки

По мнению специалистов, подчиненных Мельникова, этим – и другим стареющим калининградским деревьям, «бессистемно» высаженным в послевоенное время, – показана омолаживающая, а затем формовочная обрезка. Но на ежегодную формовку, сообщили чиновники журналистам, не хватит денег. К тому же, считает начальник отдела охраны окружающей среды и водных объектов Елена Карпова, причиной засыхания лишенных кроны деревьев является не жесткий «топпинг», а нарушение корневой системы или неплодородность грунта.

Независимые специалисты полностью согласны с тем, что дерево засыхает вследствие проблем с его корневой системой, только напоминают, что корни начинают сохнуть именно из-за потери кроны: надземная и подземная части дерева неразрывно взаимосвязаны.

«Крупное дерево выбрасывает несколько жировых побегов из спящих почек. Несколько десятков листьев, появившихся на этих побегах, неспособны «прокормить» такое дерево. И оно засыхает», – комментирует последствия радикальной обрезки, перенесенной деревьями в городах области два-три года назад, председатель калининградской общественной организации «Экозащита», ботаник Александра Королева.

Замдиректора Фонда «Экоразвитие» из Вроцлава, специалист по лесному хозяйству Петр Тышко-Хмеловец считает, что омолаживающая обрезка на фиксированную высоту противопоказана стареющим деревьям: «Старому дереву нужно дать жить спокойно!»

Сui prodest?

По данным пресс-службы администрации города, в 2015 году в бюджете на обрезку предусмотрели 2,3 млн рублей – этих средств хватит на 650 деревьев. Чиновники от городского благоустройства признают, что омолаживающая обрезка является оптимальным вариантом по стоимости и эффективности. Этот вид благоустройства является также оптимальным вариантом освоения коммунального бюджета, отмечают представители общественности: она требует минимального количества техники, рабочей силы и – судя по практикуемым методам – квалификации.

Кроме того, этот способ благоустройства весьма перспективен для «дальновидных хозяйственников»: новые ветки, которые сумеет отрастить обрезанное дерево, слабее крепятся к стволу, угрожая отвалиться при ветре, следовательно, можно ежегодно закладывать в бюджет средства на уход и обрезку и обеспечивать себя работой. А когда деревья окончательно погибнут, во многих случаях освободится привлекательная территория под застройку.

Уничтожение зеленых насаждений за счет налогоплательщиков под видом ухода за ними происходит, вопреки мнению местных специалистов и возмущению населения, во многих регионах России. Ситуация в Калининградской области отличается тем, что здесь уничтожается уникальное природно-ландшафтное наследие.

Искусство городского озеленения Восточной Пруссии

В результате 300 лет развития декоративного садоводства в Кенигсберге, который как раз был городом-садом, на улицах и в парках области насчитывается 700 декоративных форм деревьев и кустарников, многих из которых нет ни в городском озеленении, ни в ботанических садах других регионов России. В дендрофлоре области преобладают интродуценты, то есть акклиматизировавшиеся выходцы из других зон – Северной Америки, Азии, Кавказа.

Между тем «Атлас растений Средней полосы России, пригодных для выращивания на территории городского округа «Город Калининград», прилагающийся к вышеупомянутым методическим рекомендациям, которыми руководствуется в работе управление благоустройства и экологии городской администрации, предлагает всего 113 позиций. Использование атласа, считает Королева, грозит обеднением видового состава городских зеленых насаждений.

Богатство и исключительность декоративной флоры города, даже лежащего в послевоенных руинах, поразило молодого специалиста по декоративному садоводству Галину Кученеву, приехавшую в Калининград в 1950 году. Работы по изучению зеленых зон города и области и восстановлению дендрологического фонда начались уже в 1946 году, а в 50-70 годы было произведено всеобъемлющая инвентаризация природных ресурсов на территории Калининградской области и прибалтийских республик.

«В 1956 году вышло специальное правительственное постановление, предписывающее изучать декоративный фонд западных областей, вошедших после войны в состав Союза. И одним из важнейших направлений нашей работы было собирать семена редких растений, рассылать их по ботаническим садам всей страны», – вспоминала позднее известный калининградский ученый-ботаник и педагог Кученева.

Наследство и достояние нынешних калининградцев

Многие калининградцы не хотят допустить утраты это наследия – уникального зеленого наряда и исторического ландшафтного облика своего города. «Комплекс Нижнего пруда представляет собой английский пейзажный нерегулярный парк, поэтому превращение крон лип и ив в так полюбившиеся всем «шарики» здесь совершенно неуместно, разрушает эстетику ландшафтного замысла», – объясняла председатель «Экозащиты» Александра Королева на состоявшейся в апреле выездной встрече представителей общественности с сотрудниками отдела охраны окружающей среды мэрии и членами комиссии, выносящей решения об обрезке и вырубке.

«Эстетически безобразная обрезка не просто наносит «повреждения зеленым насаждениям», выражаясь языком прироохранного законодательства. Она – прямой удар по морали и ответственности», – считает активист по охране деревьев Калининграда, социолог Анна Карпенко. Тексты составленных ею обращений в компетентные государственные структуры по поводу нарушений законодательства в отношении зеленых насаждений могут использоваться в качестве примера активистами других регионов и находятся в распоряжении редакции.

«Нравственная установка должна быть одна: любое зеленое насаждение внутри города неприкосновенно, любое дерево в урбанистической системе – ценность. Вот когда мы все усвоим это, нам в буквальном смысле будет легче дышать. И радостнее жить», – говорила Галина Кученева. Хотелось бы, чтобы этот наказ услышали не только ее ученики, но и нынешние городские «благоустроители».