Photo: Фото: Андрей Ожаровский / Беллона
Диалог состоялся без манипуляций и формализма
К сожалению, нередко общественные слушания по деятельности госкорпорации «Росатом» представляют собой не диалог с общественностью, а монолог атомщиков. Бывает, что зал заполняется заранее привезёнными сотрудниками атомных предприятий, регламент не предполагает обсуждения и дискуссии, неудобные вопросы замалчиваются, ответы на них не даются. Были случаи, когда экологов перед слушаниями необоснованно задерживали, а чрезмерные меры безопасности использовались для запугивания оппонентов.
Ничего подобного не было на общественных слушаниях, состоявшихся 21 января в московском районе «Щукино», где обсуждался проект вывода из эксплуатации по варианту «ликвидация» установки для получения плутония, принадлежащей ОАО «Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов им. академика А. А. Бочвара» (ОАО «ВНИИНМ»).
Оповещение о слушаниях было размещено и на сайте района, и в «Российской газете», вход в зал был свободный, излишнего присутствия представителей силовых структур не наблюдалось. Слушания прошли открыто, в доброжелательной обстановке. Не было излишнего формализма и заорганизованности — вопросы можно было задавать из зала, вызвавшие наибольший интерес темы обсуждались обстоятельно, к собравшимся организаторы относились не как к ученикам младших классов, а как к полноправным партнёрам по обсуждению.
Оказывается, диалог с общественностью возможен. Для этого организаторы общественных обсуждений должны отказаться от различных приёмов манипулирования и не бояться честно, открыто вести диалог с целью информирования общественности, а не ради проталкивания своего проекта. Слушания в Щукино прошли спокойно. Необходимая информация общественности была представлена, на все вопросы были даны ответы. Граждан даже пригласили наблюдать и контролировать предстоящий вывоз радиоактивных отходов с территории предприятия.
Прообраз «Маяка»
Установка «У-5» работала территории нынешнего ОАО «ВНИИНМ» с 1946 по 1965 год и именно на ней происходило химическое выделение плутония из урана, облучённого на расположенных поблизости первых в стране атомных реакторах. Именно эта установка стала прототипом для радиохимического производства (также называемого «переработкой» ОЯТ), созданного позднее на комбинате «Маяк» в Челябинской области, на Горно-химическом комбинате в Красноярском крае и Сибирском химкомбинате в Томской области. Беллона ранее подробно рассказывала о технической стороне вывода из эксплуатации этой установки.
Photo: Презентация ОАО «ВНИИНМ»
Судьба радиоактивных отходов определена
Один из основных вопросов при обсуждении последствий вывода из эксплуатации радиационно опасных объектов связан с судьбой уже размещённых там и вновь РАО. К сожалению, часто атомщики не указывают, куда именно РАО будут направляться, не представляют подтверждения возможности вывоза и размещения где-либо этих отходов. Так, зачастую происходит и при обсуждении новых АЭС, и при обсуждении ликвидации хранилищ радиоактивных отходов. Связано это как с неготовностью инфраструктуры для размещения РАО, с дороговизной нормального обращения с РАО и межведомственной разобщённостью, так и с недобросовестностью атомщиков, не желающих брать ответственность за весь жизненный цикл накопленных ими опасных отходов. Общественности же важно понимать как, когда и куда будут возиться РАО, важно убедиться, что опасные вещества не останутся в какой-то момент бесхозными или брошенными в неподобающем состоянии.
Случай с установкой «У-5» – редкий пример, когда судьба отходов ясна, и уже на стадии общественного обсуждения у предприятия есть гарантии того, что РАО будут вывезены.
Photo: Презентация ОАО «ВНИИНМ»
Андрей Кузнецов, директор отделения по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов ОАО «ВНИИНМ» пояснил, что и «Радон», и «РосРАО» готовы вывезти и принять на хранения весь объём ожидаемых отходов, а кому именно будет поручена эта работа решится путём проведения конкурса. Он сообщил, что радиоактивные отходы будут упаковываться в контейнеры. Загружать в машину их будут прямо в здании установки.
«Перед отправкой контейнер и спецмашина проходит два радиационных контроля, первый – в здании после загрузки, второй – при выезде с территории НИИ, – сказал Андрей Кузнецов, – Выход неупакованных РАО за пределы установки исключается».
Общественность пригласили контролировать вывоз РАО
По традиции собравшиеся, не доверяя атомщикам, спросили, кто и как может это контролировать. Гендиректор ОАО «ВНИИНМ» Валентин Иванов сообщил, что контроль радиационной обстановки будет двойной — и силами предприятия и надзорных органов. Он также пригласил всех желающих присутствовать при вывозе отходов: «Когда начнутся работы, мы вас пригласим и всё покажем. Когда будут вывозить [радиоактивные отходы с территории предприятия], мы можем пригласить представителей общественности с дозиметрами».
Photo: Презентация ОАО «ВНИИНМ»
В распоряжении Беллоны имеется и дозиметрическое оборудование и специалисты-радиометристы. Беллона готова принять участие в общественном экологическом контроле вывоза РАО с территории ОАО «ВНИИНМ». По окончании слушаний автор подал письменное заявление на имя Валентина Иванова с просьбой заранее сообщить дату и время начала вывоза РАО.
Работы могут начаться в 2016 году
Разборка загрязнённого радионуклидами оборудования и здания — работа непростая и опасная. По словам Кузнецова, принят вариант вывода из эксплуатации установки «У-5» «ликвидация» с последующей реабилитацией площадки, на которой будут производиться работы. После демонтажа оборудования само здание будет разобрано, на его месте новое строительство не планируется.
Photo: Фото: Андрей Ожаровский / Беллона
Дальнейшие работы возможны после прохождения Государственной экологической экспертизы и получения лицензии. «Мы готовы начать, как только пойдут средства», – сказал директор НИИ Валентин Иванов, отвечая на вопросы в ходе слушаний.
Андрей Кузнецов пояснил, что институт уже подал заявку на финансирование в рамках разрабатывающейся Федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность». Стоимость работ составит примерно 846 млн. рублей, 80% из них пойдёт на обращение с РАО. «Мы можем начать вывод из эксплуатации с 2016 года. На проведение работ потребуется три года, работы будут весить в тёплое время года», – сообщил Кузнецов, отвечая на вопрос Беллоны.
«Мы обязаны быть готовы к любой аварии»
По уверениям представителей ОАО «ВНИИНМ», в настоящее время выноса радионуклидов из здания установки нет, но состояние конструкций плачевное. Поэтому в случае саморазрушения или пожара загрязнению могут подвергнуться прилегающие густонаселённые районы Москвы.
Кузнецов отметил, что имеется значительный физический износ строительных конструкций и инженерных систем установки, а также установлено несоответствие состояние объекта современным требованиям обеспечения радиационной безопасности. Он сообщил, что в настоящее время выхода радиоактивности за пределы строительных конструкций установки не выявлено, α, β, γ-излучение вне установки находится в пределах фоновых показателей.
Photo: Фото: Андрей Ожаровский / Беллона
Более эмоционален при ответах на вопросы был директор предприятия Валентин Иванов. «Нельзя больше ждать! Возможно саморазрушение здания и тому подобное, – заявил он – Наша задача – всё упаковать внутри и не допустить ни одной пылинки!»
Он напомнил о катастрофической ситуации на комбинате «Маяк», где выделение плутония велось в промышленных масштабах: «На «Маяке» целые озёра радиоактивные!» Установка «У-5» – стендовый прототип радиохимических заводов по получению плутония оборонного назначения, таких, как комбинат «Маяк». Судя по всему, даже на установке-прототипе, на которой получены сотни грамм, а не десятки тонн плутония, тоже не обошлось без радиационных аварий. Валентин Иванов сообщил, что при обследовании корпуса «Б» в кабинете заместителя директора Ершовой было обнаружено сильное плутониевое загрязнение. «В кабинет Ершовой мы входили только в защитных костюмах», – рассказал Андрей Кузнецов.
Photo: Презентация ОАО «ВНИИНМ»
Радиационно опасные объекты надо выводить из Москвы
«Здесь в декабре 1947 года впервые в СССР осуществлено радиохимическое выделение весовых количеств плутония из облучённого в реакторе урана», – табличка с этим текстом установлена на здании, которое предстоит разобрать.
Photo: ОАО «ВНИИНМ»
«Вывод из эксплуатации установки «У-5» по варианту «ликвидация» позволит дополнительно сократить объем выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, что благоприятно скажется на экологической обстановке района «Щукино», – уверен Андрей Кузнецов.
Остаётся надеяться, что радиационно опасный объект, расположенный на территории Москвы будет безопасным образом разобран, что неприятных сюрпризов при этом не будет, и, в конечном итоге, радиоактивные отходы плутониевого производства окажутся в надёжных контейнерах вдали от крупных городов – во временных хранилищах предприятия «Радон» или «РосРАО». К сожалению, на территории и НИИ Бочвара, соседнего Курчатовского института и ряда других предприятий ещё много радиационно опасных объектов, которые тоже рано или поздно придётся ликвидировать.