News

Газпром продолжает уничтожение природы Краснодарского края

Фото: Нильс Бемер

Опубликовано: 28/11/2014

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Наталия Денисова

КРАСНАЯ ПОЛЯНА, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ─Из всех продолжающихся экологических проблем, порожденных проведением зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году, одной из наиболее серьезных является расширение лыжной базы «Лаура», построенной газовым гигантом «Газпром» в Кавказском биосферном заповеднике, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Это свидетельствует о том, что коррупция, жадность и уничтожение природы, сопровождавшие Олимпиаду, никуда не делись и после того, как был потушен Олимпийский факел на стадионе Фишт. Пользуясь слабостью российского природоохранного законодательства, горнолыжный комплекс продолжает пускать корни дальше по Кавказскому заповеднику.

Катушки кабеля высокого напряжения и груды грязи от бульдозеров постоянно напоминают, что вы находитесь в зоне строительства, несмотря на то, что официально Олимпийская деревня была открыта год назад.

Слово «Заповедник» в российском природоохранном законодательстве означает особый статус территории, запрещающий любое вмешательство человека, даже если оно может быть полезным. Вообще, Кавказский заповедник располагается на тысячах квадратных километров вдоль побережья Черного моря, но благодаря хитрым законодательным манипуляциям часть территории заповедника получила статус национальных парков, где строительство разрешено. Вероятно, заповедник будет вычеркнут и из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, если строительство будет продолжено.

На самом деле, он может потерять этот статус уже сейчас.

В соответствии с требованиями ЮНЕСКО, для сохранности объекта между дикой природой и антропогенными территориями должна быть буферная зона как минимум в полкилометра. Но на базе «Лаура» снежные пушки, горнолыжные склоны, подъемники и постройки расположены у границ самого заповедника. Еще одно свидетельство планов захвата территории заповедника находится в нем самом: это множественные следы бульдозеров на обезлесенных участках, где, в конечном счете, могут быть построены опоры подъемников.

Юлия Набережная из Экологической Вахты по Северному Кавказу (ЭВСК), которая сопровождала сотрудника Bellona по территории газпромовских построек, предположила, что на этих пустырях планировалось строительство опор для подъемников, но благодаря резонансу в прессе во время подготовки к Олимпиаде, строительство было приостановлено. «Подъемники бы проложили сквозь заповедник, но из-за сообщений в мировых СМИ об экологических условиях, строительство было заморожено до тех пор, пока не утихнет шум», – сказала Набережная.

Видимо, этот день приближается.

Юлия и другие участники ЭВСК регулярно поднимаются к базе «Лаура», чтобы оценить, происходит ли дальнейшее строительство. По ее словам, организация располагает информацией, что внутри заповедника начато дорожное строительство. Специалисты Газпрома провели исследования снежного покрова на одной из горных вершин – из-за изменений климата толщина этого покрова сокращается ежегодно. Это значит, что теперь планируется строительство подъемников на сам пик и с другой – «дикой» – стороны горы.

Если в результате дальнейшей разведки активистами ЭВСК будет установлено, что корпорация продолжает нарушать границы заповедника, группа выпустит бюллетень, в котором призовет местную экологическую общественность организовать лагерь против строительства. Однако надежд на такой лагерь немного. «Нет никаких юридических способов повлиять на ситуацию. Мы можем только организовать лагерь и надеяться – в прошлый раз он распался за несколько часов. Это безвыходная ситуация, но это все, что мы можем сделать», – поделилась Набережная.

Газпром не дает комментарии о планах на дальнейшее строительство базы, но те доказательства, которые активисты предоставили Bellona, говорят сами за себя. Юлия уверена, что строительство будет продолжено.

Но, вероятно, есть одна вещь, которая может отвлечь Газпром от вырубки лесов в Кавказском заповеднике – это строительство моста между Краснодарским краем и Крымом. По словам активистки, этот проект может позволить перекачать миллиарды из бюджета страны и остановить уничтожение заповедника.

Последствиями аннексии Крыма стала не только потеря надежды превратить Сочи в международный центр спорта, но и нарушенные дипломатические отношения. В этом году планировалось провести в Сочи саммит G-8, но лидеры государств байкотировали это мероприятие и де-факто изгнали Россию из группы промышленно развитых стран.

Обязательные меры, направленные на компенсацию ущерба от постройки горнолыжной базы, ничтожны. В зоне компенсации, пролегающей между горнолыжных склонов, Газпром должен был сделать попытку восстановить леса. Но посаженные саженцы были вытоптаны сапогами рабочих и раздавлены строительной техникой. «В лучшем случае, это бессмысленные усилия. Сейчас тут должны быть деревья, а мы видим ростки сквозь трещины», – сказала Набережная.

База «Лаура» стала излюбленным местом отдыха для верхушки Газпрома. Энтузиазм Владимира Путина по превращению Сочи в мировой туристический и спортивный центр оказался заразителен и среди компаний-подрядчиков. 51 млрд долларов — бюджет подготовки и проведения Олимпиады — был освоен без остатка.

Арест, суд и заключение в колонии на три года активиста Экологической Вахты и соавтора доклада об экологическом вреде от проведения Олимпиады Евгения Витишко лишь свидетельствует о том, что критика такого масштабного национального проекта в России невозможна. Более того, в соответствии с законом об «иностранных агентах», ЭВСК была заклеймена правительством Российской Федерации предателями и экстремистами.

Наблюдение за активистами ведется практически постоянно, многие отказались от действий в результате оказанного на них давления. Встречи с представителями иностранных СМИ осуществляются через цепочку контактов. Можно сказать, что усилия по неразглашению нарушений во время подготовки к Олимпиаде сравнимы с усилиями, направленными на национальную оборону.

А дальнейшее изменение природоохранного законодательства ведет лишь к экологическому хаосу.

Удивительно, но в настоящий момент в горнолыжном комплексе практически нет туристов. Работа гостиниц позволяет им едва покрывать свои счета за электричество. На фоне этого дальнейшее строительство выглядит тратой денег и уничтожением природы. По словам Нильса Бемера, генерального менеджера Bellona, Газпром продолжает марш против природы, теперь уже и безо всякой видимой цели и в отсутствие любой коммерческой логики.