News

РЕПОРТАЖ: Как не утонуть в отходах

Фото: Natalie Behring

Опубликовано: 29/10/2014

Автор: Лия Вандышева

Вопросы внедрения инновационных технологий в области экологии обсудили на состоявшемся недавно заседании «Санкт-Петербургской инициативы». Одно из предложений, прозвучавшее в рамках мероприятия, касалось создания современной экологически безопасной системы управления образованием и использованием отходов производства электронного оборудования и автомобильных шин.

Проект переработки и утилизации электронного и электротехнического оборудования, а также автомобильных покрышек разработан в ЮНИДО – организации ООН по промышленному развитию в России.

По словам координатора проекта Владимира Марьева, «основанием для запуска проекта явилось отсутствие государственной стратегии в области обращения с отходами, включая предотвращение образования отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот».

Ненужные и опасные

«По оценке экспертов, ежегодно в России образуется более 1,5 млн т отходов электронной и электробытовой техники», – сообщил  Владимир Марьев и добавил, что из них собирается и перерабатывается не более 5-6%. При этом переработка в основном заключается в извлечении цветных и драгоценных металлов.

В результате значительный объем вторичных ресурсов – металлов, пластмасс, стекла – которые могли бы быть извлечены в ходе глубокой переработки этого вида вторичного сырья, отправляется на свалки.

Между тем, отметил Марьев, населению следует знать, что отходы  электронной техники содержат массу опасных для здоровья человека и окружающей среды веществ.

Например,  фреоны из холодильников и систем кондиционирования, попадая в атмосферу, ведут к уменьшению озонового слоя.

Полихлорированные бифинилы, тяжелые металлы, бромированные антипирены, которые входят в состав электронных устройств, загрязняют почву и воду, вызывают тяжелые заболевания, в том числе рак.

Требуются ответственные производители

По мнению Марьева, основной причиной накопления ненужной электроники на свалках, а не на перерабатывающих предприятиях является отсутствие законодательно установленной ответственности производителя.

«Принцип расширенной ответственности производителя успешно реализуется в Европе», – сказал Марьев. В соответствии с ним, производитель оплачивает весь процесс вторичной переработки и несет ответственность за утилизацию своей продукции после окончания срока ее службы.  Опыт стран ЕС уже переняла Беларусь, соответствующий закон готовится принять Казахстан.

Также на сегодняшний день  в РФ отсутствуют  система мониторинга образования отходов и технологии  переработки и производства продукции из вторичного сырья, что также тормозит развитие отрасли, считает Марьев.

По сведениям специалиста, в РФ существует всего 1 компания, которая может перерабатывать использованные батарейки – она находится в Челябинске.

Ниша пока свободна

Между тем электронные отходы – это большой потенциальный рынок вторичного сырья. По оценке экспертов ЮНИДО, его объем в нашей стране составляет приблизительно 720 млрд рублей.

Недостаточно проработан и вопрос утилизации изношенных шин.

В развитых странах уже давно поняли, что переработка старых покрышек не только улучшает экологическую обстановку, но и является прибыльным бизнесом. Резиновую крошку можно использовать в дорожном строительстве, для производства спортивных площадок и кровельных материалов. Согласно схеме безотходной утилизации шин, разработанной ЮНИДО, рециклингу подвергаются все компоненты шин, включая металлокорд, кордное волокно и технический углерод.

Пока что из более чем 1 млн т ежегодно образующихся старых покрышек на вторичную переработку попадает не более 10%.