News

«Газпром» будет искать новые месторождения на шельфе Баренцева моря

Судно "Вячеслав Тихонов"
Фото: Алексей Павлов

Опубликовано: 24/10/2014

Автор: Алексей Павлов

МУРМАНСК─Работы начнутся следующей весной, их главным подрядчиком стала компания «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» (МАГЭ), которая уже наняла уникальное исследовательское судно.

На днях в рыбном порту Мурманска ошвартовалось уникальное судно сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов». Оно возвращается из Арктики, где занималось поиском подводных месторождений на шельфе Карского моря. Конкретно сейсморазведочные работы велись в пределах Скуратовского и Нярмейского лицензионных участков Газпрома. Специалисты изучили порядка 4000 кв. км дна и обнаружили запасы голубого топлива.  Его прогнозное количество станет известно месяца через три, после завершения обработки полученных данных.

Газ нашли, природе не навредили

«Вячеслав Тихонов» — это единственное в России сейсмическое судно ледового класса, способное использовать в поиске углеводородов 3D технологии.  Поиск газа проводился уникальным оборудованием.
— Принцип сейсморазведки, изъясняясь простым языком, основан на волнах. На судне представлена система источников и приемников волн. Источник — пневматические пушки, которые стреляют сжатым воздухом. Приёмник – прибор, который измеряет изменение давления от выброса пневмоисточников, что позволяет сделать выводы о наличии или отсутствии в грунте запасов, — сообщил  Антон Филимонов, представитель заказчика на борту судна.

На судне есть пушечная палуба, там находятся 6 пневматических орудий. К ним подключены прочные и длинные шланги. Пушки опускают в воду на 7 метров, по шлангам пускают  сжатый воздух и происходит выстрел. От этого выстрела возникает сейсмический удар, проникающий глубоко в структуру морского дна.

— Технологии, использующиеся при морской сейсморазведке, соответствуют международным стандартам и требованиям российского законодательства в сфере экологии. В частности, пневмоисточники оборудованы системой «мягкий старт». Принцип работы системы заключается в плавном начале работы для отпугивания морских млекопитающих из зоны ведения сейсморазведочных работ. Так же судно оснащено системой гидроакустического мониторинга для обнаружения животных. И при приближении животных работы останавливаются, — пояснил Алексей Казанин, заместитель гендиректора компании «МАГЭ».

Терминатор возвращается

«Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» была главным подрядчиком исследования. А его заказчиком выступила компания «Газпром геологоразведка». В акватории Карского моря у газового гиганта больше десятка лицензионных участков

bodytextimage_Kara-sea.jpg

, которые изучаются поэтапно. С учетом проведения сейсморазведки, а затем поисково-разведочного бурения, работа эта будет вестись более 10 лет. А основной базой для её обеспечения станет Мурманск.

— Я считаю, что Мурманск будет основой логистической схемы освоения Баренцева и Карского морей. Это наша основная перевалочная база. Поэтому мы уже проводим встречи с руководством области, договорились о создании рабочей группы для оперативного решения вопросов, и я собираюсь осмотреть береговые базы. Альтернативы нет, всё будет отсюда, — сообщил Владимир Крохов, главный инженер «Газпром геологоразведки».

Конечно, после жестокого фиаско Штокмановского проекта возвращение «Газпрома» имеет важнейшее значение для Мурманской области. Уже известно, что компания собирается весь следующий год заниматься сейсморазведкой на шельфе Баренцева моря.  МАГЭ уже арендовала  «Вячеслав Тихонов» для этой работы с апреля 2015 года. А пока он отправился в Норвегию для плановой замены изношенного оборудования, после чего последует в Индийский океан. Искать газ для местных олигархов.

—    Без сомнения, иметь как можно более точную информацию о возможных запасах углеводородов в Арктике, это важно. Но экономика все равно будет играть определяющую роль – это нам продемонстрировал Штокман. На мировом энергетическом рынке последние годы происходят серьезные изменения: набирают силу возобновляемые источники энергии, растут показатели энергосбережения и энергоэффективности. На этом фронте мы пока серьезно отстаем. А когда нам постоянно сообщают об Арктике, как большой-большой кладовой, создается впечатление, что добыча и продажа углеводородов – это главная задача, стоящая перед страной. Пользоваться благами от добычи полезных ископаемых должны, во-первых, население. Не лучше ли озаботиться планами строительства газопровода в Мурманскую область, если по мнению многих специалистов наш город – это основа освоения Баренцева и Карского морей. Газ для нашей области необходим был «вчера» и будет нужен в будущем: первое время он будет поступать к нам, а потом – от нас, — комментирует новые планы по освоению арктических морей Андрей Золотков, руководитель «Беллона-Мурманск».

Как раз в эти дни в Архангельске проходит II международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», где были озвучены следующие цифры – «сегодня объём разведанных запасов шельфа арктических морей России составляет 12 миллиардов тонн, при этом нефтегазовый потенциал страны на шельфе оценивается в 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента (условного топлива), на суше – в 50 миллиардов тонн. Это в 1,5 раза больше подтвержденных ресурсов всех стран Персидского залива».

Освоение арктического шельфа потребует немалых усилий и финансовых средств – «по экспертным оценкам, развитие арктических проектов потребует консолидации порядка триллиона долларов. Может быть создано от полумиллиона до миллиона рабочих мест».