News

Арктику спасать — нелегкий труд

Bellona

Опубликовано: 21/08/2014

Автор: Игорь Ядрошников

Просьба главы Роснефти выделить компании 1,5 триллионы рублей еще раз привлекает внимание к рискованным проектам освоения арктического шельфа, которые ведут Роснефть в сотрудничестве с Exxonmobil и Газпром.

Эти проекты уже несколько лет подвергаются непрерывной критике со стороны общественности, экспертного сообщества, экологов и политиков разных стран. Тому есть причины: добыча нефти доверяется компаниям, которые многие годы проявляют безответственность, превращая обширные территории в зону экологического бедствия, и демонстрируют, что прибыль для них главное.

Взять ту же Роснефть – в прошлом году компания претендовала на внесение в Книгу рекордов Гиннеса в номинации: «самое большое количество разливов нефти в мире». Была даже зарегистрирована заявка на сайте GUINNESS WORLD RECORDS под номером 436659. Роснефть разливает за год нефти более чем на 40 миллиардов рублей! Даже по официальной статистике у компании происходит более 10 000 утечек нефти в год.

Немногим лучше репутация и у Газпрома. В этом году компания получила международную премию народных антипатий Public Eye Award. 23 января 2014 года на пресс-конференции в рамках Всемирного экономического форума в Давосе сообщили, что Газпром победил на голосовании независимого жюри и на открытом голосовании в Интернете.

Впрочем, критикуют не только российские компании, хотя именно они на слуху в последнее время. Это легко понять, так как ни одна компания из другой страны не продвинулась еще так далеко по скользкой дорожке освоения Арктики.

Надежды и разочарования

В последние годы некоторые западные компании пробовали подступиться к арктическим углеводородам, но практически все попытки оказались безуспешными. Одни по причине отсутствия приемлемых запасов нефти или газа, другие – из-за невозможности соблюсти установленные стандарты безопасности бурения и добычи.

В свое время массовые протесты вызвал проект компании Cairn Energy. Она вложила в двухгодичный проект по нефтегазовому освоению шельфа Гренландии 600 миллионов долларов. Напрасно – разведка не дала результатов.

Не выдержала груза критики и негативных расчетов компания ExxonMobil, которая в декабре 2013 года прекратила освоение арктического шельфа в Гренландии. Компания отказалась от разработки двух ранее приобретенных участков, поскольку посчитала развитие данного направления бесперспективным.

bodytextimage_West-Alpha-low.jpg Photo: Фото: Seadrill.com

Драматичной была история «покорения Арктики» у нефтяного гиганта Shell. Попытка разведки нефти у берегов Аляски обошлась слишком дорого. Неудивительно, ведь планы нефтяников вызвали широчайший протест во многих странах. Чтобы оценить его масштаб достаточно взглянуть хотя бы на список общественных организаций, выступивших против Shell единым фронтом: Native Village of Point Hope, Inupiat Community of the Arctic Slope, Alaska Wilderness League, Center for Biological Diversity, Defenders of Wildlife, National Audubon Society, Natural Resources Defense Council, Northern Alaska Environmental Center, Oceana, Pacific Environment*, Resisting Environmental Destruction on Indigenous Lands (REDOIL), Sierra Club, The Wilderness Society, World Wildlife Fund, Earthjustice. 

С 2003 года Shell потратила на арктический проект более 5 миллиардов долларов, но так и не достигла какого-либо успеха. И, похоже, уже не достигнет.

22 января 2014 года Апелляционный суд девятого округа США постановил, что в 2008 году лицензии на бурение на шельфе Аляски были выданы Shell незаконно. Иск подала группа общественных организаций, в том числе коренных жителей Аляски. Суд пришел к выводу, что при оценке воздействия бурения на окружающую среду, негативный эффект от нефтяных разработок был сознательно приуменьшен.

Совсем недавно бесславный финал продемонстрировал проект арктического бурения компании Statoil. Она пробурила три скважины до глубины около километра, но коммерчески привлекательных запасов углеводородов не обнаружила. Бурение разведочных скважин в Баренцевом море вызвало резкую критику со стороны норвежских общественных экологических организаций, таких как Гринпис, «Молодые друзья Земли» и «Беллона». Экологи отмечали, что освоение арктического шельфа крайне опасно: разлив нефти здесь будет иметь фатальные последствия для оазиса первозданной природы «Остров Медвежий».

Весной этого года Гринпис провел несколько акций протеста против разведочного бурения норвежской компании. Последняя акция продлилась 90 часов.

Переломная акция в Печорском море

История протестов в защиту Арктики очень разнообразна и богата на разного рода события. Однако наибольшее внимание на протяжении последних 11 месяцев уделялось ситуации с вооруженным захватом ледокола Arctic Sunrise после акции Гринпис на платформе компании Газпром «Приразломная». Разразившийся в мире скандал объективно пошел на пользу всемирному движению в защиту Арктики. Хотя, очевидно, что никто не рассчитывал на тот произвол, который устроили российские силовики.

Первый раз альпинисты Гринпис поднялись на «Приразломную» в конце августа 2013 года, и в тот раз им, по большому счету, угрожали лишь струи ледяной воды из брандспойтов и разные «железяки», которые кидали сверху работники платформы.

bodytextimage_963952274.jpg

Следующая акция Гринпис на «Приразломной» оказалась более, если можно так выразиться, «продуктивной». Газпром позвал на подмогу ФСБ и получил поддержку. Вооруженная группа захвата высадилась на Arctic Sunrise, находившийся в зоне свободного судоходства. Действия спецслужб очевидно противоречили международному праву, но этот факт не принимается во внимание в нашей стране до сих пор. Тем не менее смехотворные попытки обвинить экологов вначале в пиратстве, затем в хулиганстве окончились пшиком, и под Новый год все участники протеста отправились по домам. Недавно вернулся домой и последний из Arctic30 – изрядно потрепанный, «обчищенный», но не побежденный ледокол Arctic Sunrise.

Между тем, все это время протесты в защиту Арктики продолжались.

Просто не надо здесь бурить!

Тем, кто требует «Руки прочь от Арктики!» все равно, чьи это руки – российских компаний или компаний иных государств. Спор о том, у кого пунктуальнее соблюдение правил безопасности или лучше составлен план ликвидации разливов в данном контексте не имеет смысла. При нынешнем уровне развития технологий в мире не существует безопасных способов заниматься добычей нефти в тяжелых арктических условиях.

Общую позицию экологических организаций разных стран можно проиллюстрировать на примере требований российского WWF:

Прежде чем начинать разведку и добычу нефти или газа необходимо добиться выполнения нескольких условий:

— получить достоверную оценку устойчивости экосистем Арктики;

— иметь гарантию, что государство и компании способны контролировать экологические риски, и эти риски приемлемы;

— выработать эффективные механизмы международного сотрудничества в арктическом регионе;

— добиться того, чтобы информация о проектах в Арктике была правдивой и доступной обществу.

Пока же, по мнению WWF, слабые экологические требования к нефтяным компаниям в российской Арктике напоминают экологический демпинг. Наверное, поэтому, зарубежные компании отказываются от арктических проектов в своих национальных секторах и стараются войти в проекты российских нефтяников.

Итак, защитники Арктики преследуют нефтяников по всему миру. Вот лишь некоторые протесты последних месяцев.

24 марта 2014 года альпинисты Гринпис забрались на платформу компании ExxonMobil, которая готовится к отправке из Норвегии в Карское море для бурения на российском арктическом шельфе вместе с компанией Роснефть. Они развернули плакат: «No Exxon Valdez in Russian Arctic» («Не допустим Exxon Valdez в российской Арктике» – англ.). Акция приурочена к 25-летию крушения танкера Exxon Valdez у берегов Аляски.

В пресс-службе компании сообщили, что не возражают против мирного протеста. А теперь интересная подробность! Директор по коммуникациям Кнут Асп признал, что проект компании в Карском море «не лишен противоречий».

27 мая 2014 года в голландском порту Ижмуйден оказалась заблокированной буровая платформа Saturn, которую зафрахтовала «Газпром нефть». Платформу планировали отбуксировать в порт Роттердам, чтобы погрузить ее на судно и транспортировать к месту бурения – месторождению Газпрома «Долгинское» в Печорском море.

Руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров прокомментировал происходящее: «Газпром начал освоение арктического шельфа с многочисленных нарушений законодательства. Платформа GSP Saturn никогда ранее не бурила в северных морях, и ее характеристики не позволяют безопасно работать в экстремальных условиях Арктики. Однажды неадекватный выбор «Газпромом» подрядчика для бурения на шельфе уже привел к катастрофе – крушению буровой «Кольская» в 2011 году. При этом Газпром фактически отказывается вести диалог с общественными организациями, предпочитая игнорировать экологические риски».

28 мая 2014 года – более 30 часов Гринпис блокировал платформу Transocean Spitsbergen компании Statoil, которая готовится начать самое северное в истории бурение в норвежской части Баренцева моря. Береговая охрана Норвегии прибыла на место событий, но заявила, что пока платформа не установлена на точку бурения, она считается иностранным судном, и полиция не может действовать на ее территории. В конце концов, силовики все же сняли альпинистов с платформы, однако она не смогла занять выбранную точку бурения, поскольку первым там встало судно Гринпис Esperanza. Береговой охране вновь пришлось вмешиваться и незаконно буксировать судно экологов в сторону от нужной Transocean Spitsbergen акватории.

11 июня 2014 года плакат с надписью «No Arctic Oil» («нет арктической нефти» – англ.) появился на мачте освещения стадиона в Осло, где проходили финансируемые американской ExxonMobil Бислеттские игры. Многие зрители присоединились к протесту, отправляя компании через соц. сети личные послания с хэштегом #NoArcticOil. В акции участвовали и знаменитости: свои фото отправили актриса Люси Лоулесс, скандинавские певицы First Aid Kit и Ане Брюн.

От школьника до академика

Раз уж речь зашла о знаменитостях, нельзя пройти мимо того факта, что призыв экологов спасти Арктику находит живой отклик у весьма известных персон: музыкантов, актеров, писателей, ученых. Среди них Пол Маккартни и Мадонна, Пенелопа Крус и Джуд Лоу, Десмонд Туту и Дэвид Сузуки, Оскар Ариас Санчес и многие другие, в том числе из России. Все они присоединились к пяти с лишним миллионам человек, которые требуют спасти последний «мировой резерват нетронутой природы». Сбор подписей продолжается.

Чего же хотят эти миллионы людей? Все просто. Здесь не место опасной нефтедобыче. В морской части Арктики должна быть создана особо охраняемая территория на площади 2.8 миллионов квадратных километров. Эта территория сегодня не принадлежит никому, и ее можно и нужно защитить от промышленного рыболовства и разработки минеральных ресурсов. Успешный опыт создания подобного международного «заповедника» есть – в Антарктике, которая давно имеет особый международный статус, где, в частности, запрещена добыча полезных ископаемых.

Призывы людей слышат и политики. В августе 2013 года правительство Финляндии поддержало создание арктической охраняемой территории, включив ее в свою стратегию развития региона. 12 марта 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, призывающую к созданию заповедной территории вокруг Северного полюса. Это может повлиять на политику «Арктической Восьмерки», куда входят Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция.

За что боролись?

Нередко встречается скептическое отношение к протестам, которые описаны выше. Особенно у нас, где проявление гражданской активности многими воспринимается как, в лучшем случае, чудачество. Так есть ли в них смысл?

По мнению руководителя энергетической программы Гринпис России Владимира Чупрова, смысл есть. Риски нефтяного освоения шельфа Арктики стали широко обсуждаемой темой и способствовали позитивным изменения в политике российского руководства и нефтяных компаний.

Недавно российская делегация в Арктическом Совете заявила о том, что будет настаивать на подписании эффективного международного соглашения о защите вод Арктики от загрязнения при разработке нефти.

В июне этого года президент Путин подписал поручения правительству РФ по безопасному освоению Арктики, где, в частности, потребовал разработать конкретные меры по сохранению биоразнообразия северных морей и его защите от разливов нефти.

В феврале этого года министр природных ресурсов Сергей Донской признал угрожающий масштаб нефтяных разливов в России и тот факт, что у правительства нет достоверных данных о них. Он дал поручение Роскосмосу и Росгидромету организовать космический мониторинг для получения объективной картины.

Правительство признало проблему пересечения лицензионных участков «Роснефти» с заповедными территориями в Арктике. Минприроды пообещало до конца года поменять границы лицензий, чтобы исключить угрозы нацпарку «Русская Арктика», заказнику «Земля Франца-Иосифа» и заповеднику «Большой Арктический».

МЧС разработало поправки к постановлению «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти на территории РФ», которые позволяют утверждать планы по ликвидации нефтеразливов только после комплексных учений по их отработке.

Газпром доработал план ликвидации аварийных разливов нефти. Например, группа очистки от нефти побережья увеличена с 15 до 69 человек, введено в строй новое судно и заказано еще одно.

Чего ждать?

Начинает сбываться прогноз о бесперспективности добычи нефти в Арктике. В том числе и в России. Вся арктическая нефть – это пока лишь небольшой танкер с «Приразломной». Газпрому она стоила 20-ти лет подготовки и многих миллиардов долларов. При этом, по отзывам экспертов, нефть оказалась невысокого качества и стоит недорого.

К тому же ученые пришли к выводу, что коэффициент извлечения нефти на этом месторождении в 2-3 рада ниже, чем на других шельфовых проектах.

Шансов, что другие месторождения окажутся лучше, не так уж много. Вполне вероятно, что через несколько лет затратных и опасных для природы попыток бизнес и руководство страны поймут, что арктический шельф – не место для добычи нефти. Поймут и займутся развитием более доступных и безопасных источников энергии.

* 24.08.2018 организация признана нежелательной на территории России