News

«Роснефть» и ExxonMobil начали разведку на арктическом шельфе России

Фото: Seadrill.com

Опубликовано: 06/08/2014

Автор: Всеволод Левченко

«Роснефть» и ExxonMobil приступили к изучению нефтяных месторождений в Карском море. Сейсморазведочные работы, начавшиеся на год раньше, чем планировалось изначально, предполагается завершить к ноябрю 2014 года. Площадь, на которой они будут проводиться, составляет около 7 тысяч кв. километров.

«В течение трех месяцев на трех Восточно-Приновоземельских лицензионных участках будут проведены сейсморазведочные работы (2D). В результате этих работ, проводимых на площади без малого 7 тысяч кв. км, будут получены данные, которые позволят выявить и подготовить к бурению перспективные нефтегазовые объекты», — говорится в пресс-релизе «Роснефти».

Первое разведывательное бурение на шельфе Карского моря совершит буровая установка West Alpha, зафрахтованная НК «Роснефть» и ExxonMobil у компании Seadrill, специализирующейся на глубоководном бурении. Платформа вышла из порта Весткон (Норвегия) 19 июля. Также, 24 июля город Киркенес в Норвегии покинуло научно-исследовательское судно «Геолог Дмитрий Наливкин», а 31 июля оно приступило к сейсморазведке.

Восточно-Приновоземельские лицензионные участки в Карском море, где планируется добывать нефть, занимают общую площадь 126 000 км2 (31 млн. акров) с глубинами от 40 до 350 метров. Ледовый период длится 270-300 дней в году.

Организатором экспедиции стало совместное предприятие «Роснефти» и ExxonMobil – ООО «Карморнефтегаз», 66,7% капитала которого владеет «Роснефть», а оставшейся третью – ExxonMobil.

Кроме учатсков в Карском море также планируется исследовать территории в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях – всего на 10 лицензионных участках, принадлежащих «Роснефти».

Однако экологов беспокоит тот факт, что на сегодняшний день ни одна компания в мире не обладает эффективными технологиями по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях.

Арктическая экосистема чрезвычайно уязвима, и возникновение нештатных и аварийных ситуаций на континентальном шельфе в условиях природно-климатических особенностей Арктики может нанести непоправимый ущерб окружающей среде и потребует значительных материальных и человеческих ресурсов на ликвидацию самой аварии и ее последствий.

Как показал опыт нефтедобывающей платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, авария на нефтяной платформе, даже в благоприятных природных условиях, может привести к катастрофе глобальных масштабов. Напомним, что взрыв 20 апреля 2010 г. на платформе, принадлежащей компании British Petroleum, обернулся одной из крупнейших экологических катастроф в мире. Остановить утечку нефти удалось лишь через три с половиной месяца – 4 августа 2010 г. В результате в воды Мексиканского залива вылились 4,9 млн баррелей нефти, а последствия этой аварии не устранены до сих пор.

Какой урон может принести подобное происшествие в Арктике, трудно даже представить.

Особенно в данной ситуации тревожит то, что «Роснефть» носит неофициальный статус самой грязной нефтяной компании России, поскольку имеет один из самых низких показателей экологической безопасности в стране как по количеству аварий и нефтеразливов, так и по использованию попутного нефтяного газа.

Только в 2011 году на ее участках в Ханты-Мансийском автономном округе произошло 2727 аварий с разливами нефти, что составило около 75 процентов от общего числа подобных аварий в регионе за этот год. А в сентябре 2013 года там же, в ХМАО, был зафиксирован разлив нефти, совершенный  компанией «РН-Юганскнефтегаз», являющейся 100% «дочкой» «Роснефти», ущерб от которого превысил 1 млрд рублей.

К ExxonMobil за все время ее деятельности у экологической общественности также накопилось немало претензий. Эта компания является виновником самой крупной нефтяной катастрофы, произошедшей на море, после взрыва на Deepwater Horizon, – в 1989 году при крушении танкера Эксон Вальдез у берегов Аляски в океан вылилось по разным оценкам от 257 тыс. до 750 тыс. баррелей нефти, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч км2. В результате пострадало порядка двух тысяч километров береговой линии.

Из наиболее крупных аварий, произошедших у ExxonMobile за последнее время, можно отметить прорыв на магистральном нефтепроводе (МНП) Pegasus в США в районе г. Мэйфлауэр (штат Арканзас) 29 марта 2009 года. Тогда утекло более 10 тыс. баррелей сырой нефти.

Также обе корпорации печально отличились, пополнив недавно созданный список компаний, ответственных за изменение климата. По мнению составителей, ExxonMobil ответственнен за 3,22%, а «Роснефть» — за 0,19% выбросов промышленного СО2 и метана в мире с 1751 по 2010 годы.

Напомним, первой нефтедобывающей платформой на арктическом шельфе стала платформа «Приразломная», принадлежащая «Газпрому». Первая отгрузка с нее произошла 18 апреля 2014 года.