News

«Экозащиту» записывают в «иностранные агенты»

Фото: ecodefense.ru

Опубликовано: 17/06/2014

Автор: Лия Вандышева

Общественная экологическая организация «Экозащита» получила документ Минюста России, в котором ведомство пытается объявить организацию «иностранным агентом» и предъявляет обвинения в нарушении законодательства РФ и осуществлении политической деятельности «в интересах иностранных источников». В «Экозащите» заявляют, что решение властей является «местью» за противодействие строительству Балтийской АЭС, и намерены обжаловать обвинения в суде.

В полученной «Экозащитой» в понедельник копии акта проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции РФ по Калининградской области 9 июня, – копия документа имеется также в распоряжении «Беллоны», – организация, как говорится в сделанном для прессы заявлении «Экозащиты», «по сути объявлена «иностранным агентом».

Согласно документу, основное нарушение «Экозащиты», повлекшее, по мнению Минюста, административную ответственность, заключается в том, что «при наличии иностранного финансирования до начала осуществления политической деятельности организация не подала заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В акте указано, что «организацией осуществляется политическая деятельность, в том числе в интересах иностранных источников». К подобной деятельности чиновники отнесли прежде всего «осуществление публичных мероприятий в целях противодействия строительству в Калининградской области Балтийской АЭС, а также формирование общественного мнения в указанных целях».

«Экозащита» заявила, что считает решение Минюста «необоснованным», а действия властей – «неправомерными», подчеркнув в пресс-релизе в понедельник, что «никогда не вела политической деятельности и не принимала решений в интересах иностранных граждан, либо организаций».

«Наша деятельность имеет целью защиту экологических прав граждан, и мы намерены отстаивать свое честное имя всеми доступными методами», – говорится в заявлении организации.

«[…] одним из принципов организации всегда было «неучастие в политической деятельности, которую мы понимаем, как направленную на получение доступа к государственной власти, либо содействие тем, кто стремится к власти»,– говорится также в заявлении.

На просьбу «Беллоны» прокомментировать действия Минюста в управлении министерства по Калининградской области во вторник сообщили, что ответ может быть получен в течение ближайшего времени. На момент публикации материала ответа от Минюста не поступило.

«Иностранный агент» – это оскорбительно

Активисты «Экозащиты» категорически возражают против того, чтобы считать себя «иностранным агентом» и намерены, согласно заявлению организации, «добиваться защиты нашего честного имени любыми доступными методами, а том числе через суд».

«Устойчивым сочетанием для русского уха является «агент разведки», – пояснил позицию «Экозащиты» в разговоре с «Беллоной» в понедельник сопредседатель организации Владимир Сливяк. – А мы не агенты. Если бы мы работали в чьих-то интересах, нам должны были бы навязывать решения, а мы принимаем решения только сами и только в собственных интересах».

«Экозащита!» на протяжении своей истории принимала решения только советом, состоящим из граждан России, без участия или учета интересов иностранных граждан и организаций», – говорится в заявлении организации.

«Для нас оскорбительно, когда нас называют иностранным агентом, потому что это неправда», – добавил Сливяк.

Участники «Экозащиты» не сомневаются, что предъявленные к ним претензии являются продолжением репрессий против экологических организаций и «местью» за противодействие строительству атомной электростанции под Калининградом и активную борьбу за развитие возобновляемых источников энергии в России.

bodytextimage_Baltic-NPP.jpg Photo: Фото: balticnpp.com

В заявлении организации подчеркнули, что «публичное высказывание мнения об опасности проекта Балтийской АЭС, которое разделяют свыше половины жителей Калининградской области, не может быть признано «политической деятельностью», из-за которой нас пытаются записать в чьи-то «агенты».

По мнению председателя калининградской «Экозащиты» Александры Королевой, с которой «Беллона» связалась вечером в понедельник по телефону, попытка объявить «Экозащиту» «иностранным агентом» именно сейчас связана с успешной кампанией ряда экологических организаций, инициированной «Экозащитой» в 2007 году, результатом которой стало прекращение строительства Балтийской АЭС.

«Видимо, это был заказ из Москвы, – сказала Королева. – «Прокурорская проверка «Экозащиты», проведенная в прошлом году, никаких нарушений не выявила».

«Очевидно, все связано с АЭС», – сделала вывод Королева.

Политическая деятельность – понятие неопределенное

Как следует из документа Минюста, проверяющие также отметили ряд незначительных процессуальных нарушений, якобы допущенных «Экозащитой»: например, что «заседания Совета организации в проверяемом периоде не проводились ежемесячно», «не по всем вопросам повестки указаны сведения о количестве проголосовавших «за», «против», и воздержавшихся», в одном из протоколов «не указаны время проведения собрания и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов».

«Мы не согласны с многими заявлениями, которые сделал Минюст в акте проверки и собираемся обжаловать эту бумагу», – сказал «Беллоне» Сливяк.

Подход Минюста, согласно которому политикой является абсолютно все, эколог считает ошибочным.

«У политики должно быть четкое определение, – сказал Сливяк. – Мы же дистанцируемся от политики, занимаемся защитой прав граждан на здоровую окружающую среду».

Аналогичной точки зрения придерживается председатель правления Экологического правозащитного центра (ЭПЦ) «Беллона» Александр Никитин. По его словам, «абсолютно любую НПО в России можно обвинить [в том], что она занимается «политической деятельностью». 

bodytextimage_kaliningrad.jpg Photo: Фото: ecodefense.ru

4 июня 2014 года Президентом Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон, дающий Минюсту РФ полномочия на включение НКО в реестр иностранных агентов. Уже 10 июня, по информации, размещенной на сайте Минюста, в реестр в принудительном порядке были включены пять организаций.

«После того как поменяли закон и НПО поставили в положение, при котором они теперь должны будут ходить по судам и доказывать, что они «не верблюды» (т.е. не иностранные агенты), процесс «записи» в агенты пойдет быстро, – сказал Никитин. – Мы видим, что за последние две-три недели были записаны в «агенты» пять организаций. И это не имеет никакого отношения к тому, что написано в законе. Это вообще не имеет отношения к Закону, поскольку все еще точно не определено и не сформулировано, что такое «политическая деятельность».  

По словам Королевой, «Экозащита!» намерена заявить возражения на акт проверки, с которым организация будет официально ознакомлена 20 июня. Затем последует рассмотрение дела в мировом суде.

Как сказала Королева, министерство пока не воспользовалось полномочиями принудительно внести «Экозащиту» в реестр «иностранных агентов» и уведомило организацию, что будет дожидаться решения мирового судьи по вопросу о признании «Экозащиты» «иностранным агентом».

«Следующим агентом может быть любой из нас»

Согласно информации Минюста от 10 июня, в реестр в принудительном порядке уже были включены ассоциация «Голос», «Костромской центр поддержки общественных инициатив», «Центр социальной политики и гендерных исследований», правозащитная организация «Союз «Женщины Дона».

В заявлении министерства отмечается, что в отношении указанных организаций «имеются вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие осуществление ими политической деятельности при наличии иностранных источников финансирования».

Как сообщает газета «Коммерсантъ», «представители НКО говорят, что с решением Минюста не согласны и будут обжаловать его».

По мнению Никитина, новый закон дает возможность властям расправляться с неугодными общественными организациями: «сейчас в регионах и областях России будут определять те НПО, которые больше всех беспокоят местные администрации, большой бизнес (нефть, атом и т.д.). И эти НПО будут первыми на присвоение ярлыка «иностранный агент», – считает эколог и выражает опасение, что «следующим агентом может быть любой из нас».

«Этот ярлык даст возможность местным властям всегда сказать – это агенты. И в нынешней политической ситуации это будет работать, – добавил Никитин. – «Экозащита» в Калининградской области – наиболее активная группа, которая постоянно держит в напряжении местную власть, выступая то против АЭС, то против нефтяных разработок Лукойла, то защищая Куршскую косу. Поэтому удивляться, что «Экозащиту» записали в «агенты» не надо. Не исключено, что следующим агентом может быть любой из нас, т.е. любая экологическая организация, которая получает какие-то ресурсы из-за рубежа».

bodytextimage_stop-nuke-waste16.JPG Photo: Фото: ecodefense.ru

Основанная в 1989 году в Калининграде организация «Экозащита!» ведет также деятельность в Москве, Калининграде, Екатеринбурге и других городах. История организации, как следует из описания в пресс-релизе «Экозащиты!», включает в себя успешные кампании против ввоза ядерных отходов из Германии, Болгарии, Венгрии и др., а также «ряд кампаний против вредных целлюлозно-бумажных заводов, атомных станций, вырубок лесов, добычи нефти, многие из которых привели к прекращению, либо уменьшению вредной деятельности». «Экозащита!» также осуществляет программы по экологическому образованию для школьников и издание книг, брошюр и журналов.

В разговоре с «Беллоной» во вторник председатель калининградской «Экозащиты» Королева пояснила, что деятельность организации ведется при поддержке грантов европейских организаций, включая несколько немецких общественных фондов.

По словам Королевой, в случае негативного решения суда, «по большому счету, повредить деятельности организации [подобное решение] никак не может», и на репутации организации, сложившейся за многие годы деятельности, оно не отразится.

Сливяк подтвердил в переписке с «Беллоной» во вторник, что организация «обязательно буде[т] осуществлять свою деятельность. Но работа со статусом «иностранного агента» для нас неприемлема. То есть, если нас будут заставлять принять статус и мы не сможем выиграть суд – тогда мы закроем [«Экозащиту» как юридическое лицо] и попробуем иначе организовать свою деятельность».

«С точки зрения морально-нравственной, не нравится, что такое клеймо на организацию ставят в стране, на которую старательно работаешь. Но в стране давно привыкли видеть черное там, где белое, и наоборот», – сказала Королева, добавив, что государству «не так нужно выстраивать взаимодействие с организациями».

Как сказал председатель правления ЭПЦ «Беллона» Никитин, «все мы потенциально в списке «агентов», и если решат нас внести в список, никто не будет слушать наши доводы, что мы не занимаемся «политической деятельностью». Они ничего не теряют. Они отправляют нас в суд. А в российских судах искать справедливости можно всю жизнь».

«Экозащите», по словам председателя калининградской организации Королевой, возможно, придется проводить больше времени за бумагами и отчетами.

«Но бороться нужно», – заключила Королева.