News

Кольская ГМК обеспечила себе «лицензию» на дальнейшее загрязнение окружающей среды

Опубликовано: 04/06/2014

Автор: Анна Киреева

МУРМАНСК─В распоряжении Беллоны оказался документ, согласно которому мурманское МПР продлевает сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов для Кольской ГМК до 2018 года. В последний месяц редкий день обходится без превышения ПДК на площадках Кольской ГМК.

На протяжении всей своей деятельности Кольская ГМК не смогла «уложиться» в предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ, предусмотренные законодательством.

Согласно документу, утвержденному в марте 2014 года, срок достижения нормативов на площадках Заполярный и Никель снова перенесен, теперь уже до 2018 года.

«Получив согласование на новые сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ от Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, КГМК, тем самым, обеспечила себе «лицензию» на дальнейшее загрязнение окружающей среды», — уверена советник по вопросам промышленного загрязнения Объединения Беллона (Норвегия) Лариса Брондер.

Превышение ПДК зашкаливает

Стоит отметить, что с мая 2014 года, Росгидромет по Мурманской области отмечает практически ежедневное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) не только на площадках Никель и Заполярный, но и на площадке Мончегорск.[picture1]

В частности, максимальная разовая концентрация диоксида серы в поселке Никель 6 мая составила 5.2 ПДК, 13 мая – 5.7 ДДК, а в Заполярном – 3,4 ПДК. 22 мая в Никеле максимальная разовая концентрация диоксида серы составила 4,6 ПДК, 23 мая – 3.6 ПДК, 25 мая – 4.5 ПДК, а 29 мая подскочила до 8.2 ПДК.

Во все эти дни Росгидромет предупреждал о неблагоприятных метеорологических условиях для принятия решения о сокращении выбросов. Как видно из приведенных цифр, предупреждение не помогло.

Потанин признает проблему

В своем недавнем интервью Интерфаксу генеральный директор ГМК «Норильский Никель» Владимир Потанин назвал Кольскую ГМК экологический проблемной.

«На Коле используются устаревшие технологии, за счет чего производится низкокачественный концентрат, который подвергается потом обжигу и агломерации. Кроме того, такое предприятие является экологически крайне проблемным», — признал олигарх.[picture2]

По его мнению, создание более качественного обогащения и завершение проекта по брикетированию позволит, как минимум, получить более качественный концентрат.

Беллона уже сообщала, что цех брикетирования, который уже несколько лет не могут запустить в эксплуатацию на 100%, не решит проблему выбросов, а только перенесет из ее города Заполярный в поселок Никель Мурманской области.

Будет ли модернизация?

Говоря о модернизации, бизнесмен признал, что планы по Кольской площадке еще не определены.

Если по Норильской площадке все более или менее ясно: до 2016 года включительно будет закрыт Никелевый завод и модернизирован Надеждинский завод, запущен второй пусковой комплекс Талнахской обогатительной фабрики (ТОФ). Для переноса объемов на Надеждинский завод в этом и следующем году реконструируются две печи и создаются дополнительные мощности для тех товарных потоков, которые сейчас идут через Никелевый завод.

«Второй этап — до 2018 года — менее просчитан и пока существует только в эскизах», — признался Потанин. Он рассказал, что компания рассматривает вариант полного разделения рафинировки. Предположительно, она будет сконцентрирована на «Североникеле».

Компания еще не решила, какой стратегии придерживаться: можно разделить плавку и рафинировку, если удастся повысить качество концентрата Кольской ГМК, сократив в нем содержание магния, а на Надеждинском заводе появятся свободные мощности. Только тогда можно будет сказать, что более выгодно: загружать норильские мощности концентратом, если он получится хорошим, или строить новые плавильный цех в Мурманской области. Последний вариант предполагает очень большие инвестиции — от $800 млн до $1 млрд.

«И я не исключаю, что наиболее эффективным способом решения этой проблемы будет перенос плавки в Норильск. Сейчас ясно одно – «Североникель» и Норильская промышленная площадка должны более рационально использовать свои ресурсы. Похоже, что все-таки пойдем по пути специализации, с тем, чтобы концентрировать рафинировку и выплавку на разных площадках».

По словам Ларисы Брондер, на практике это означает, что для компании важнее сохранить темпы экономического роста и отложить решение вопроса о модернизации плавильного цеха в Никеле еще, как минимум, на  3-4 года.

«Но и после этого нет определенности, что же будет с плавильным производством в Никеле. Если плавка будет перенесена в Норильск, что будет с моногородом Никель, где все население так или иначе связано с работой на комбинате? Если все же Норникелю не удастся эксперимент с повышением качества концентрата, то особо остро встанет вопрос о  модернизации никелевого производства. И тогда все равно инвестиции в модернизацию неизбежны, если компания хочет снижать выбросы и избегать экологических рисков. С момента принятия решения о модернизации и до момента реализации проекта может пройти на менее пяти лет», — уверена эксперт.