News

Высокие нормативы по выбросам мешают мурманчанам жить

Опубликовано: 15/05/2014

Автор: Анна Киреева

МУРМАНСК─Черный налет на улицах города, а также на подоконниках мурманчан уже несколько лет является острой проблемой столицы Заполярья. Он вызван открытой перевалкой большого количества угля в центре города, а также работой ТЭЦ. Но природоохранные ведомства бессильны из-за отсутствия превышения ПДК.

Беллона уже сообщала, что в начале года Министерство природных ресурсов и экологии представило результаты исследования «Определение источников негативного воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий», которое было выполнено «Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны природы» (бывший НИИ Атмосфера).

Согласно результатам исследования, в «черном налете» повинны три основных источника: Мурманский морской торговый порт (ММТП) – перевалка угля и других грузов (15,5% суммарного выброса взвешенных веществ, 25,5% выбросов углерода (сажи); мурманские ТЭЦ — сжигание мазута (13,5% суммарного выброса взвешенных веществ, 25,5% выбросов углерода (сажи), а также – в основном, дизельный автотранспорт (2,3% выбросов углерода (сажи).

Пылим сильно, но ПДК не превышаем

После проверок предприятий выяснилось, что предельно допустимых концентраций (ПДК) по выбросам они не превышают.
Министр экологии Мурманской области Алексей Смирнов разъяснил ситуацию.

«Существует законодательно установленный норматив. Если предприятия выбрасывают загрязняющие вещества в пределах этих нормативов, то никаких юридических санкций к этому предприятию применить невозможно. Остается только договариваться, убеждать, давить на социальную ответственность», — рассказал он на специальном круглом столе, посвященном проблеме.

«Наше законодательство определило такие нормативы, такие ПДК, что даже при таком сильном загрязнении компании их не превышают», — рассказал заместитель руководителя Росприроднадзора по Мурманской области Михаил Лесовой.

С тем, что законодательство несовершенно, что отражается на здоровье населения, согласилась и председатель Комитета по Экологии Мурманской областной Думы Наталья Лещинская.

«Меня тревожит рост онкологических заболеваний в регионе. За несколько последних лет сильно возросло количество заболеваний дыхательных путей, а количество онкозаболеваний увеличилось более, чем в 20 раз», рассказала Лещинская.

Загрязнители не опровергают результаты исследования
Стоит отметить, что ни представители ММТП, ни Мурманской ТЭЦ не пытались перекладывать ответственность друг на друга, или опровергать результаты исследования.

«Дело не в качестве мазута, хоть мы и покупаем его самого низкого качества из того, что можем купить по законодательству, но лучшее качество стоит гораздо дороже. Могу сразу сказать: на границе санитарно-защитных зон ТЭЦ наши выбросы находятся в пределах предельно допустимых», — рассказал исполнительный директор ОАО «Мурманская ТЭЦ» Станислав Назаров.

«Не могу оспаривать результаты исследования, но порт свято чтит и свято следует экологическому законодательству. Мы уделяем этому аспекту очень большое внимание», — рассказал главный инженер предприятия.

По его словам, торговый порт делает все, чтобы максимально приблизить пыль к причалу.

bodytextimage_coal_dust-2.JPG

По словам Лещинской, побывав в порту за день до обсуждения, депутаты и эксперты увидели, что уголь перегружается открытым способом, и проводимых природоохранных мероприятий недостаточно. Применяется всего одна водяная пушка, которой, скорее всего, недостаточно для «сдерживания» пыли от такого объема, перегружаемого угля.

«Мы говорим только о пыли, но вчера в порту мы видели, что там перегружается и железорудный концентрат. Перегружается открытым способом. При перевалке или разгрузке от него просто сумасшедшее пыление, и тоже черное. Стоит обратить внимание и на это вопрос», — уверен заместитель руководителя Росприроднадзора Михаил Лесовой.

Несмотря на то, что перевалка угля и других пылящих грузов в ММТП выросла несколько лет назад, менять технологию перевалки и закупать оборудование для минимизации пыления, порт начинает только сейчас.

«Мы изучаем опыт портов Канады и Китая, рассматриваем вопросы установки ветро-пыле- защитных экранов, до конца года закупим еще семь водяных пушек», — рассказал главный инженер ММТП.

Приморский опыт

Показательным примером является опыт Приморского края, в котором местные депутаты в срочном порядке принимают законы, направленные на запрет открытого хранения угля.

«Открытых угольных терминалов быть не должно. Это нужно учесть еще на стадии проектирования учесть», — цитирует главу региона Владимира Миклушевского ПортНьюз.

«В случае выброса пыли в воздух может пострадать и рыбный кластер. Пыль и рыба – вещи недопустимые. Строительство угольного терминала не должно мешать другим инвестиционным проектам», — считает Губернатор Приморья.

Губернатор Мурманской области пока не высказывается по ситуации, сложившейся с «черным налетом» в столице региона.