News

Дни защиты от экологической опасности: Каковы сегодняшние экологические угрозы?

Фото: RonAlmog/ Wikimedia Commons

Опубликовано: 23/04/2014

Автор: Лия Вандышева

С 15 апреля в России проходят ежегодные «Дни защиты от экологической опасности». Природоохранные мероприятия в регионах продлятся до 5 июня. «Беллона» поинтересовалась у ведущих экологов: в чем на сегодняшний день они видят угрозу экологической безопасности России?

В этом году Дни защиты от экологической опасности проходят на фоне крайне неблагоприятной экологической обстановки: так, на Дальнем Востоке и в Сибири в ряде областей из-за угрозы распространения лесных пожаров введен режим чрезвычайного положения. По информации телекомпании ТВ Центр, на территории России сейчас действуют 104 очага природных пожаров на площади 5834 га.

Своими представлениями о том, в чем сегодня состоят самые серьезные экологические риски и для России, и для планеты в целом, с «Беллоной» поделились российские экологи, общественные активисты, ученые, госслужащие.

По мнению Алексея Яблокова, руководителя программы по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союза, главы фракции Зеленая Россия партии «Яблоко», наибольшую угрозу экологии представляют аварии на атомных электростанциях.

«С точки зрения долгосрочных последствий, – также сказал Яблоков, – очень неблагоприятно изменение закона об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с новой редакцией закона, вступившей в силу с конца января 2014 года, любой заповедник может быть почти беспрепятственно преобразован в национальный парк – особо охраняемую природную территорию, где, в отличие от заповедников, по закону разрешено ведение разнообразной хозяйственной деятельности.

Еще одну экологическую опасность Яблоков видит в планах добычи никеля в Воронежской области, против которых с 2012 года активно протестует местная общественность:

«Начало работ в Новохоперском районе в будущем негативно скажется на экологии», – считает эколог.

Яблоков также отметил экологическую опасность, возникшую в связи с затоплением водохранилища Богучанской ГЭС. Наметилась тенденция превращения живых сибирских рек в мертвые водохранилища.

«Огромные проблемы для окружающей среды связаны со строительством Богучанской ГЭС, – продолжил Яблоков, – Богучанское водохранилище затопило тысячи гектаров леса».

По мнению председателя правления Экологического правозащитного центра «Беллона» Александра Никитина, экологии планеты угрожает инициатива, связанная с добычей нефти в Арктике.

«Если этот проект будут продвигать, – говорит Никитин, – вся Арктика в скором времени окажется загрязнена нефтью».

Из событий уже случившихся и ведущих к дальнейшим неблагоприятным последствиям в экологической и природоохранной сфере, Никитин особо выделил преследования экологов в Краснодарском крае. В первую очередь, речь о Евгении Витишко, отбывающем трехлетний срок в колонии-поселении по так называемому «делу о порче забора». Экологи и правозащитники считают, что приговор Витишко стал результатом попытки властей пресечь активную деятельность эколога, боровшегося против нарушений природоохранного законодательства при подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи.

По словам Евгения Шварца, директора по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF), «в области так называемой «коричнево­й экологии» высокую опасность представля­ют потенциаль­ные риски, связанные с разливами нефти и загрязнени­ем нефтью морей (как арктически­х, так и Черного, Азовского и Каспия), а также внутренних­ пресных вод».

Другая проблема, сказал Шварц в переписке с «Беллоной», связана с рисками трансграничного загрязнени­я вод. Потенциальными источниками загрязнения, по мнению эколога, являются Китай (достаточно вспомнить катастрофу на Сунгари в 2007 году), Норвегия (то, что до сих пор не произошло катастрофического загрязнен­ия нефтью вследствие неконтролируемого выброса на платформах, норвежские экологи считают счастливой случайностью), Украина (добыча сланцевого­ газа грозит масштабным загрязнением грунтовых вод).

Шварц убежден, что «перечисленные факторы представляют реальную угрозу экологии России в условиях, когда не ратифициро­вана Конвенция Эспо (о трансграни­чных экологичес­ких воздействи­ях), и нет такого же уровня двухсторон­него документа с Китаем».

Мнение директора программ Гринпис в России Ивана Блокова относительно экологических угроз однозначно: «Бесспорно, это аварии на атомных электростанциях», – ответил он «Беллоне» по телефону. Блоков также считает, что происходящее в последние годы изменение климата представляет угрозу для экосистем и биоразнообразия во всем мире.

В свою очередь, Дмитрий Шевченко, заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу, отвечая на вопрос об экологических угрозах, акцентировал внимание на неразвитом природоохранном законодательстве и безразличном отношении властей к вопросу сохранения природных ресурсов:

«Я думаю, что главную экологическую опасность для страны представляют тотальная коррупция и разложение всех систем госуправления – это главная причина появления и «нерешабельности» подавляющего большинства экологических проблем в России».

По словам Шевченко, это касается всего – управления лесами, водными объектами, особо охраняемыми природными территориями, системы территориального планирования муниципальных образований, охраны благополучия населения и много другого.

«Даже то слабое природоохранное законодательство, которое сейчас действует в России, не работает, – написал Шевченко в ответе «Беллоне». – То есть, стране приходится существовать в условиях правового экологического нигилизма».

Из конкретных опасностей представитель Эковахты выделил три основные: «потеря лесов – как по причине легальных и нелегальных рубок, так и по причине масштабных пожаров (являющихся следствием развала лесооохранной системы); катастрофическое загрязнение водных объектов промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками (вследствие бесконтрольности промпредприятий и развала системы ЖКХ); а также коммерциализация системы особо охраняемых природных территорий – Минприроды России твердо намерено превратить заповедники и национальные парки в развлекательные учреждения, что грозит уничтожением целых экосистем».

Судя по информации, размещенной на Интернет-порталах региональных органов власти, в этом году наиболее активными участниками акции «Дни защиты от экологической опасности» стали Саратовская и Тамбовская области, республика Марий Эл, Удмуртия, Пермский край, а также города Киров, Самара и Липецк.

В природоохранном комитете администрации Санкт-Петербурга о проведении общероссийской природоохранной акции ничего не знают, о чем «Беллоне» сообщили в пресс-службе комитета.

В федеральном Росприроднадзоре мнение Блокова и руководителя программы по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союза Яблокова относительно рисков АЭС разделяет Амирхан Амирханов, заместитель руководителя надзорного ведомства, который считает атомные электростанции потенциальным источником экологической опасности.

«У нас уже был пример с Чернобылем», – сказал он в телефонном разговоре с «Беллоной».

Из мировых проблем, которые будут иметь негативные последствия в будущем, Амирханов отметил подкисление океана и нарушение баланса кислорода и углекислого газа.

«Для России необходимо проводить такую политику, – сказал Амирханов «Беллоне», – чтобы технологии позволяли устранять накопленный ущерб от экологической деятельности».

Трудность в том, считает чиновник, что, «с одной стороны, нужно обеспечивать экономическое развитие, а с другой – заставить промышленность и крупный бизнес соблюдать экологические правила».

«Эти проблемы очень важны для России, их сложно реализовать, но их надо решать», – заключил Амирханов.