News

Политика – политикам, а защищать море от нефти надо сообща

Marine Photobank-http://commons.wikimedia.org

Опубликовано: 28/03/2014

Автор: Алексей Павлов

Сотрудничеству России и Норвегии в ликвидации разливов нефти исполнилось 20 лет. В 1994 году две соседние страны подписали соглашение, которое определило совместную работу на много лет вперед.

20 лет назад Россия и Норвегия подписали соглашение, в рамках которого был разработан совместный план действий на случай чрезвычайных ситуаций в Баренцевом море, стали проводиться совместные учения, создана и работает «Группа совместного планирования».

— Природа нас одарила углеводородами на арктическом шельфе, при этом в Арктике она настолько ранима, что любое нарушение её будет восстанавливаться гораздо сложнее, чем в теплых широтах.  Поэтому страны, которые в этом регионе ведут работы, связанные с опасностью нефтяного загрязнения, должны координировать свои действия, — поясняет министр экологии и природных ресурсов Мурманской области Алексей Смирнов.

Во время своих заседаний члены «Группы совместного планирования» обмениваются  информацией о разливах нефти и новых технологиях её сбора, проводят корректировки годового плана действий, дают оценку состоявшихся учений и планируют новые. А инструкторы Норвежской береговой администрации  проводят обучение российских специалистов.

— В рамках этого соглашения, например, каждый год проводятся совместные учения с участием подразделений Норвежской береговой администрации, мурманского филиала Морской спасательной службы России (бывшее Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление, МБАСУ), а так же частных спасательных компаний «ЭкоСервис» и «Nolense”, — сообщила генеральный директор компании «Системы промышленной безопасности» Ольга Саркова.

Специалисты отмечают, что сотрудничество заметно активизировалось в последнее десятилетие. Так, в 2008 году усилиями компании «Статойл Гидро» и областной администрации в региональном Центре стандартизации и метрологии была создана лаборатория изучения свойств нефти. Отделения  WWF в Норвегии и в Мурманской области совместно готовили добровольцев для ликвидации аварийных разливов нефти. А Мурманский морской биологический институт (ММБИ) вместе с норвежскими коллегами создал карты экологической чувствительности Баренцева моря, что очень важно для проведения качественного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти. Также на пользу общему делу пошли семинары и конференции, организуемые ассоциацией производителей и поставщиков нефтегазового оборудования «Мурманшельф».

— Ведь чем лучше мы будем готовы до того, как разольется, тем организованней, компетентней и с меньшими последствиями будет ликвидирована такая авария в реальной жизни. Поэтому мы уделяем серьезное внимание безопасности работ, выполняемых членами нашей организации в Арктике, — сообщила гендиректор ассоциации Ольга Буч.

Кстати, ассоциация недавно стала организатором очередного международного семинара, посвященного ликвидации аварийных разливов нефти в Баренцевом море. На этот раз в центре внимания было сотрудничество частных компаний. Участники этой встречи познакомились с новыми технологиями и новым оборудованием, рассмотрели проблемы развития аварийно-спасательного бизнеса на северо-западе России. Оказывается, самая главная из них — несовершенство российского законодательства.

— Деятельность, которой мы занимаемся, называется аварийно-спасательной. Она жестко регламентируется законодательством. Но в этом законодательстве четкого упоминания о праве частной инициативы решения вопросов спасения нет, а оно должно быть, — уверен  Александр Глазов, директор аварийно-спасательной компании «ЭкоСервис».

В Мурманской области есть несколько частных аварийно-спасательных организаций. Они работают с предприятиями, осуществляющими перевозку, перевалку и хранение нефтепродуктов. Если случится чрезвычайная ситуация (ЧС), то частные ликвидаторы должны первыми приступить к работе. А потом, если потребуется, на помощь придут силы государственных структур.

Конечно, об участии частных компаний в ликвидации разливов именно в море, пока речи не идет. В наших реалиях этим должен заниматься мурманский филиал Морской спасательной службы России, который имеет специальные суда и оборудование. А дело частников — сбор нефтепродуктов, выброшенных на берег. Без этого невозможно говорить о полной ликвидации аварии.