News

Юнтоловский заказник в осаде наступающих застроек

Опубликовано: 21/02/2014

Автор: Лия Вандышева

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ─Юнтоловский заказник, на северном побережье Финского залива, – уникальный, чудом сохранившийся уголок первозданной природы. Но защитной буферной зоны вокруг заказника организовано не было, и Юнтолово оказалось в плотном кольце промышленных и жилых объектов, значительно повышающих антропогенную нагрузку на его территорию.

«Расплата» за скоростную магистраль

Один из факторов вредного воздействия на природную территорию Юнтолово, вызывающих беспокойство экологических активистов – это эксплуатация близлежащего участка Западного скоростного диаметра (ЗСД).

Участок ЗСД, который «съел» несколько сот гектаров природной территории, прилегающей к восточной границе заказника, функционирует уже больше полугода. Однако, по информации «Новой газеты» в Санкт-Петербурге, участок шоссе до сих пор не оборудован ливневой канализацией, призванной предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами, содержащими нефтепродукты и тяжелые металлы.

«Новая газета» сообщает, что активисты «уже десять лет не могут получить у заказчика документы, касающиеся природоохранных мероприятий, заложенных в проект строительства ЗСД».

Потенциальное вредное воздействие ЗСД на состояние водоемов, пересекающих Юнтоловский заказник, вызывает опасения у экологического движения «Сохраним Юнтолово».

В разговоре с «Беллоной» координатор движения Татьяна Скроденис рассказала, что пока остается неясным, как планируется избежать непосредственного загрязнения водоемов сточными водами с автотрассы.

bodytextimage_Yuntolovo-02.jpg

В проекте, по словам Скроденис, предусмотрены меры по минимизации экологического вреда, но даже если на бумаге эти меры выглядят убедительно, у экологических активистов нет уверенности в том, что они будут реализованы именно так, как описано в проекте.

В свою очередь, пресс-секретарь ОАО «ЗСД» Ольга Подклетнова сообщила «Беллоне», что «на все запросы, поступающие в адрес ОАО «ЗСД», всегда предоставляются исчерпывающие ответы, при необходимости с направлением выкопировки из проектной документации».

Пресс-секретарь добавила, что «официальных запросов, касающихся природоохранных мероприятий на указанном участке, в ОАО «ЗСД» не поступало».

В пресс-службе также заверили, что «при строительстве и эксплуатации Северного участка ЗСД, в том числе и на участке, проходящем в районе Юнтоловского заказника, выполняются все необходимые природоохранные мероприятия». В рамках этих мероприятий, как заявляют представители компании, «на Северном участке магистрали установлено 18 локальных очистных сооружений и 41 гидроботаническая площадка».

Также, по словам Подклетновой, ведется локальный экологический мониторинг. Пресс-секретарь сообщила, что «исследования уровня содержания загрязняющих веществ в сточных водах проводились с помощью аккредитованных лабораторий, и проведенные исследования подтвердили эффективность работы очистных сооружений».

Вместе с тем, общественные активисты заявляют, что не видят реальных результатов деятельности застройщика по защите окружающей территории от вредных факторов воздействия скоростной дороги.

Недоверие защитников Юнтолово вызвано еще и тем, что ранее, как говорят активисты, проектировщики ЗСД обещали восстановить верхний слой торфяной почвы под эстакадой на участке трассы, которая проходит по Юнтоловскому лесопарку. Верхний слой почвы был снят перед началом строительства. Местных жителей также заверили в том, что будет обеспечен безопасный проход в лесопарк.

По словам Скроденис, эти обещания выполнены не были.

bodytextimage_Yuntolovo-01.jpg

«Чтобы попасть на прогулку в лесопарк, местным жителям приходится преодолевать высокую насыпь под эстакадой», – сказала Скроденис «Беллоне». Наличие насыпи делает невозможным восстановление естественной почвы под эстакадой.

От ЗСД, расположенной в буферной зоне заказника, страдает, по словам Скроденис, и многочисленная фауна, прежде свободно перемещавшаяся по ареалу своего обитания.

«Временная» технологическая дорога, которая была нужна для подъезда тяжелой техники во время строительства, была заасфальтирована и оборудована высокими поребриками. Это сооружение стало препятствием для сезонных миграций земноводных, которые, по информации «Сохраним Юнтолово», тысячами гибли под колесами грузовиков во время строительных работ. Высокий – около сорока сантиметров – поребрик до сих пор является непреодолимым препятствием для мелких животных.

В Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга «Беллоне» сообщили, что понимают, какое колоссальное отрицательное влияние может оказать ЗСД на развитие Юнтоловского заказника. Специалисты проводят постоянный мониторинг водоемов на территории заказника.

«Мы ведем анализ сточных вод в Лахтинском разливе, – сказала «Беллоне» по телефону глава дирекции Татьяна Ковалева, – пока заказнику ничего не угрожает».

Буферную зону отменили

Ковалева с сожалением отметила, что в соответствии с новой редакцией Закона об особо охраняемых природных территориях «понятие «охранная зона» именно для заказников не установлено». Иными словами, никакого природоохранного статуса у территорий, непосредственно прилегающих к границам заказников, не существует; закон не запрещает здесь строительство каких-либо объектов.

Вокруг Юнтоловского заказника, действительно, разворачивается масштабное строительство, хотя, по словам Ковалевой, «непосредственно на территории заказника не происходит ничего, что могло бы ему угрожать».

Так, одним из факторов риска для заказника, который создавался с целью сохранять места обитания перелетных водоплавающих птиц, могут стать планы строительства «Лахта-центра». Пятисотметровая стеклянная башня в устье Лахтинского разлива, являющегося местом остановки водоплавающих перелетных птиц, может стать причиной их массовой гибели во время сезонных миграций. Этим, по мнению экологов, может быть нанесен существенный ущерб биологическому разнообразию Балтийского региона.

Кроме того, по сведениям экоактивиста Скроденис, еще в 2006 году на месте будущего завода «Ниссан» было вырублено около 500 га заболоченного леса, территория осушена, а русло реки Черной «отодвинуто» в сторону, чтобы разместить производственные корпуса автоконцерна.

В результате уже с 2008 года состояние реки Черной, питающей заболоченные территории Юнтоловского заказника, стало, по информации Скроденис, стремительно ухудшаться, что было отмечено местными жителями.

«Мы связываем это ухудшение со строительс­твом завода», – заявила Скроденис.

По словам Скроденис, «само по себе осушение болот в Юнтолово недопустимо, это своеобразный фильтр, уничтожение которого неминуемо приведет к загрязнению Финского залива».

bodytextimage_Yuntolovo-03.jpg

С западной стороны на заказник наступает жилой квартал «Юнтолово», который раньше носил говорящее название «Медвежья лапа».

Массированное строительство может представлять серьезную угрозу охраняемым природным территориям, в частности, потому, что в непосредственном окружении построек заказник лишается естественной защиты – буфера – между городскими кварталами и природной территорией.

Сейчас расстояние между западной границей заказника и жилым кварталом «Юнтолово» насчитывает всего около 30 метров.

«Для человека естественно искать место отдыха на природе рядом со своим домом, поэтому можно предположить, что природные территории заказника будут активно осваиваться новоселами», – заключила координатор «Сохраним Юнтолово» Скроденис.