News

России необходим федеральный закон о рекультивации

Фото: wikimapia.org

Опубликовано: 11/02/2014

Автор: Юрий Манаков

В Российской Федерации, где горнодобывающая промышленность является одной из ведущих промышленных отраслей, нет федерального закона «О рекультивации…». Вот почему добывающие регионы сталкиваются с серьезными экологическими проблемами вызванными нарушением земель и ландшафтов.

Законодательные неувязки

Сегодня в России рекультивация регулируется двумя нормативными документами. Во-первых, Постановлением правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (23 февраля 1994 г. № 140). Во-вторых, Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Если оба документа прочитать внимательно, оказывается, что они весьма общие. К примеру, они никак не регламентируют сроки проведения рекультивации, не определяют ответственности за неисполнением работ и т. д.

Не меньше вопросов к иным документам, имеющим опосредованное отношение к проблеме. Так, в Постановлении правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689, «О государственном земельном контроле» говорится, что выполнение обязанностей контроля по рекультивации земель органами федерального надзора осуществляется после завершения разработки месторождения. По закону требовать восстановления всех отвалов и карьеров можно только когда предприятие завершило добычу угля. Но, как правило, после отработки месторождения рекультивацией никто не занимается, потому что денег уже нет. Предприятие банкротится, а земли остаются без какой-либо надежды на восстановление.

Дельный региональный закон

В Кузбассе еще в 1995 году был готов проект местного закона о рекультивации. В нем прописана статья о внесении залоговых платежей на рекультивацию – простой и эффективный способ застраховать риски, связанные с невыполнением работ. В соответствии с ним собственник на стадии получения лицензии вносит целевые средства на рекультивацию на депозитный счет. И тогда, даже в случае банкротства, он имеет возможность восстановить нарушенные территории за счет банковских средств. В идеале, распоряжаться этими средствами должны муниципалитеты, на территории которых происходит добыча полезных ископаемых, поскольку они подотчетны федеральным и региональным властям за рациональное использование земель своего муниципалитета.

К сожалению, этот закон так и остался проектом…

Медлить нельзя

В итоге получается так, что в новых рыночных условиях угольный бизнес работает в слабо проработанном правовом поле, используя несовершенство законодательства в своих интересах. Уничтожаются сельхозземли, леса, нарушаются права местного населения на благоприятную окружающую среду. Отсутствие федерального закона позволяет угольщикам получать сверхприбыли при экономии на экологии. По сути, жители Кузбасса своим здоровьем кредитуют угольный бизнес.

Учитывая, что в перспективе в Кузбассе ожидается увеличение добычи угля, дальше медлить нельзя. И без того сложная экологическая ситуация региона может резко перейти в разряд катастрофических. Поэтому необходимо без промедления принять меры для увеличения темпов работ и повышения качества рекультивации на промышленных землях.


Юрий Манаков,
Доктор биологических наук, зав. лабораторией промышленной ботаники Института экологии человека Сибирского отделения РАН

 

Это вторая из серии подготовленных издаваемым «Беллоной» журналом «Экология и право» статей об экологических последствиях деятельности угольной отрасли. О путях решения экологических проблем угледобывающих регионов читайте на сайте «Беллоны».