News

Порт Сабетта: на одной чаше весов интересы газовщиков, на другой — жизнь Обской губы…

Опубликовано: 31/01/2014

Автор: Лия Вандышева

На восточном побережье полуострова Ямал активно идет строительство морского порта Сабетта. Экологи предостерегают: смещение границы соленых и пресных вод в результате прокладки судоходного канала через мелководье неминуемо приведет к нарушению экосистемы Обской губы и уничтожению многих видов сиговых рыб. Однако власти не обращают внимание на подобные «мелочи»: ведь проект поддерживается на самом высоком уровне.

Новое детище газовой отрасли

Строительство морского порта Сабетта на северо-востоке полуострова Ямал началось 20 июля 2012 и идет стахановскими темпами, со значительным опережением графика.

По данным РИА Новости, «[в] федеральном бюджете на строительство порта предусмотрено 47,3 миллиарда рублей». 

Застройщиком выступила компания «НОВАТЭК», занимающаяся разведкой, добычей и переработкой газа. В проекте принимают участие китайская компания CNPC и французская Total SA. Основное предназначение порта — транспортировка с Ямала сжиженного природного газа.

В пресс-релизе, опубликованном на сайте застройщика, говорится, что «строительство порта создаст фундамент для разработки месторождений полуострова Ямал и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути».

На пресс-конференции, прошедшей в декабре 2013 года, президент Владимир Путин отметил, что «порт является одним из ключевых проектов» и «будет способствовать развитию торговли со странами Азии, Европы, а также Северной Америки».

По результатам проведенной в феврале 2012 года государственной экологической экспертизы был сделан вывод, что строительство порта Сабетта и создание судоходного канала в Обской губе «соответству[ют] экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды».

Сиговые под угрозой

С государственными экспертами категорически не согласен директор Сибирского Экологического Агентства Алексей Торопов. На сайте портала «В Томске» он рассказал, что обские сиговые рыбы и полупроходной осетр зимуют в Обской губе на участке между солеными водами океана и пресными водами Оби. При прорытии судоходного канала граница соленых и пресных вод, как показывает мировая практика, сместится вверх. «Если соленые воды поднимутся выше, — объяснил эколог, — зоны сомкнутся, и благоприятной среды для сиговых не останется».

[picture1 {Дноуглубительные работы в порту Сабетта грозят нарушением экосистемы Обской губы.}]

По словам Алексея Торопова, «[з]а одну зиму мы можем потерять всего муксуна, нельму, пелядь и прочих сиговых, а также солидную часть осетра». Несмотря на то, что строительство порта уже ведется полным ходом, эколог считает, что «[с]ейчас еще можно повлиять на ситуацию: проект прошел все экспертизы, но ему требуется международное финансирование, то есть будет международная оценка воздействия на окружающую среду». Поэтому Торопов призывает «говорить, писать губернатору, президенту, открыть сбор подписей в Интернете. Иначе Обь останется без своей рыбы». 

«Нигде в мире нет районов обитания, столь значимых для сиговых рыб, — возмущен кандидат биологических наук Александр Ефимов. — Строительство судоходного канала не оставляет им шансов на выживание».

В своей статье на сайте «Экодело» биолог высказывает сомнения в качестве проведения инженерно-экологических изысканий по проекту: они «были проведены в рекордно сжатые сроки — с конца декабря 2012 года до начала января 2013 года» и без привлечения специалистов-гидрологов.

Нет и ответа на вопрос, отразится ли реализация предполагаемого проекта на состоянии Нижне-Обского заказника — объекта всемирного природного наследия, расположенного в пойме Обской губы.

Эксперты «не заметили» опасность…

Опасность исчезновения рыбы в Оби осознают даже сами представители нефтегазового комплекса: «[с]оленая вода, которая поднимется наверх, она окажет влияние на сиговых. То есть, естественно, ареал обитания их уменьшится», — сказал Вячеслав Жедулев, заместитель директора департамента природно-ресурсного регулирования и развития НГК Ямало-Ненецкого автономного округа.

Тем не менее, проект успешно прошел государственную экологическую экспертизу,  а Андрей Крайний, руководитель Росрыболовства, пообещал: «[п]ри малейшей опасности мы работы закроем, запретим».

В то же время, как сообщают Вести Ямал, по  данным того же Росрыболовства, «ожидаемый суммарный ущерб в натуральном выражении […] при строительстве порта Сабетта на Ямале составит 8,5 тысяч тонн. Дополнительно, ежегодный, ориентировочный объем вреда от проведения дноуглубительных работ на морском и подходном канале составит порядка 845 тонн».

«Компенсировать этот ущерб инвесторы проекта предлагают выпуском в фактически уничтожаемую экосистему молоди сиговых и осетровых видов рыб», — саркастически комментирует нелепое, с его точки зрения, решение биолог Александр Ефимов.

…а власти проигнорировали альтернативу

Учитывая возможные негативные последствия от строительства порта на берегу уникальной Обской губы, большинство экологических организаций придерживаются того мнения, что более приемлемым было бы создание подобного объекта на западном берегу полуострова Ямал, что значительно минимизировало бы потенциальный экологический ущерб.

Так, Всемирный фонд дикой природы (WWF) провел анализ возможных экологических последствий реализации проекта, в результате которого пришел к выводу, что «задача сохранения биологического разнообразия в Арктике, которая декларируется в качестве одного из государственных приоритетов в области охраны окружающей среды, в данном случае вообще не учитывается». В связи с этим WWF предложил альтернативные варианты размещения морского порта на полуострове Ямал, которые, однако, были отвергнуты «по причине неблагоприятных условий транспортировки и логистики».

«При обсуждении альтернативных вариантов рассматривается исключительно экономическая составляющая — социальный и экологический аспекты выпадают из поля зрения тех, кто организует реализацию таких проектов», — констатирует биолог Александр Ефимов.