News

Кузбасский уголь: оборотная сторона медали

Источник: из архива Юрия Манакова

Опубликовано: 22/01/2014

Автор: Алексей Смирнов

Кузнецкий угольный бассейн, обладающий громадными запасами высококачественных каменных углей, превращается в зону экологического бедствия – плодородные поля, луга, леса уничтожаются отходами угледобывающей промышленности, отвалами пустой породы и отработанными карьерами. Таковы результаты более чем полувековой добычи угля на юге Западной Сибири.

Кузбасс – в лидерах угледобычи

Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) – одно из самых крупных угольных месторождений мира, расположено на юге Западной Сибири, в основном на территории Кемеровской области, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау, Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем. Наименование «Кузбасс» является вторым названием Кемеровской области.

На территории области находится более 100 угольных предприятий. Добычу угля в регионе ведут около полусотни шахт и десятки угольных разрезов. Добыча каменного угля ведется как подземным, так и более производительным, открытым способом. Удельный вес открытой добычи угля составляет около 30%.

Большая часть угольных предприятий размещена в межгорной Кузнецкой котловине, на территории которой и расположен Кузнецкий угольный бассейн. В пределах этой котловины сосредоточены все крупные города Кемеровской области – Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Киселевск. Здесь добывается 65% общероссийского объема угля и 75% объемов углей коксующихся марок. По официальным данным, объем угледобычи в Кузбассе занимает седьмое место в мире в рейтинге стран.

bodytextimage_Kuzbass_dia_1.jpg Photo: Диаграмма: Александра Солохина

Пыльные горы и провалы шахт

Столь высокий уровень развития горнодобывающей промышленности не мог не сказаться на природной среде региона – ландшафтный облик Кузнецкой котловины за последние десятилетия существенно изменился. Существует такой показатель: чтобы добыть 1 млн тонн угля, необходимо разрушить 30 га сельских или лесных угодий. Так вот изымаемая из угольных разрезов горная порода постепенно погребает под собой сельскохозяйственные угодья и лесные территории.

«Хребты» отвалов пролегли по всему Кузбассу, чередуясь с угольными карьерами и занимая десятки квадратных километров. Вместо лесов и плодородных земель население получило пыльные горы, провалы шахт, затопленные карьеры. Свою долю отходов добавляют и фабрики по обогащению угля. В регионе обогащается примерно 40% от всего добытого угля, а это наивысший показатель в стране.

bodytextimage_Kuzbass_dia_2.jpg Photo: Диаграмма: Александра Солохина

Итак, миллиарды тонн отходов добычи и обогащения угля оказались сконцентрированными в достаточно ограниченном географическом пространстве. Подсчитано, что по доле нарушенных земель в общей площади Кемеровская область в 10 раз опережает средний показатель по России.

«Никто не может точно сказать, сколько гектаров территорий нарушено в ходе промышленного освоения Кузбасса», – говорит Юрий Манаков, доктор биологических наук, зав. лабораторией промышленной ботаники Института экологии человека Сибирского отделения РАН. – «До самого последнего времени государственного учета земель не было, форма учета на предприятиях вновь введена только с минувшего года».

Но по оценкам экспертов, площадь нарушенных земель в Кемеровской области составляет не менее 100 тысяч га. Это 10% территории Кузнецкой котловины.

Территория интенсивного техногенеза

«В Прокопьевске на месте старых штолен образуются провалы», – продолжает ученый. – «В шахтерских городах люди не имеют нормального природного окружения – только карьеры, отвалы, загаженные речки. Жители Кузбасса, не имея другой возможности, купаются в затопленных угольных карьерах, собирают грибы и ягоды на отвалах, ловят рыбу в отстойниках пульпы…»

bodytextimage_IMG_2035.jpg Photo: Источник: из архива Юрия Манакова

Отвалы горных пород из-за выветривания загрязняют воздух. Ситуация усугубляется тем, что Кузнецкая котловина находится в окружении Шорского нагорья на юге, Кузнецкого Алатау на востоке и Салаирского кряжа на западе. Это приводит к тому, что вредные вещества не уходят дальше склонов гор, концентрируясь исключительно на территории Кузбасса. Да и сами отвалы угольных карьеров являются источником мощного запыления. В результате геохимического стока с поверхности отвалов на окружающие территории попадают вредные химические соединения (например, фенолы), загрязняя воду и почву.

В 2006 году ведущие сотрудники Санкт-Петербургского горного университета и Института угля и углехимии Сибирского отделения РАН провели исследования, определившие емкость природной среды Кузбасса. Выяснилось, что почти во всех районах Кемеровской области экологические ресурсы исчерпаны. Территорию Кузбасса ученые отнесли к территориям интенсивного техногенеза.

Выход – рекультивация

Местное население, оказавшееся в заложниках интенсивного техногенеза, необходимо спасать. Рецепт известен: рекультивация нарушенных земель.

К примеру, угольные отвалы можно озеленить, закрепить поверхностные грунты для предотвращения выноса ветрами пыли. В России имеется многолетний опыт искусственного лесовозобновления на породных отвалах угольных разрезов, разработаны соответствующие технологии и методики. Но почему-то они широко не применяются.

 

Это первая из серии подготовленных издаваемым «Беллоной» журналом «Экология и право» статей об экологических последствиях деятельности угольной отрасли. О путях решения экологических проблем угледобывающих регионов читайте в следующих материалах на сайте «Беллоны».