News

ТАРК «Адмирал Ушаков» стал проблемой для «Звездочки»

Опубликовано: 15/12/2013

Жители Северодвинска находятся под угрозой.

От надводного атомного ракетного крейсера, бывшего “Адмирала Ушакова”, из реакторов которого 33 года не выгружалось ядерное топливо, исходит экологическая угроза Северодвинску и его жителям.

Об этом заявил гендиректор “Центра судоремонта “Звездочка” (Северодвинск) Владимир Никитин, сообщает ИА Двина-Информ. По словам гендиректора, корабль пришел на “Звездочку” в 1997 году. Как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось, и крейсер до сих пор стоит в холодном отстое, с заглушенными реакторами. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо. “Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давным-давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно”, – считает Никитин.

“Мы обращаемся и в Минобороны, и в Росатом, чтобы был решен вопрос о его безопасной утилизации”, – добавил он.” В ближайшей перспективе крейсер модернизировать не планируется, по крайней мере, мы таких планов не видим. Поэтому необходимо выгрузить отработавшее ядерное топливо, перевести крейсер в безопасное состояние, убрать из акватории и освободить причальное место, которого заводу при сегодняшней загрузке не хватает”, – пояснил гендиректор «Звездочки».В свое время прорабатывались международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы “Глобального партнерства”, принятой на саммите стран “большой восьмерки” в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализована.

По экспертным оценкам, утилизация тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАКР) обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.

Справка

ТАРК “Адмирал Ушаков”, до мая 1992 года – “Киров”, был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1980 году. С 1990 года корабль нуждался в ремонте и в морских походах не участвовал. По данным из открытых источников, крейсер проекта 1144 “Орлан” имеет длину 251 м, ширину – 28,5 м, осадку – 9 м и водоизмещение 28 тыс. т. Энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов.