News

При строительстве Островецкой АЭС по-прежнему нарушаются экологические права граждан Беларуси

Опубликовано: 22/10/2013

Комитет по соблюдению Орхусской конвенции ЕЭК ООН рассмотрел информацию о нарушении экологических прав граждан при строительстве Островецкой АЭС и проанализировал шаги Беларуси по выполнению данных ей рекомендаций. К следующей встрече сторон Конвенции Комитет может изменить эти рекомендации и открыть новое дело о нарушениях.

Сопротивление Островецкой АЭС: краткая предыстория

Борьба чиновников и общественности началась с момента принятия решения о строительстве новой атомной электростанции в Беларуси. Напомним, это произошло в начале январе 2008 года – тогда было принято «окончательное политическое решение о строительстве АЭС», но при этом мнение граждан не было учтено. Протесты местных жителей и независимой общественности против размещения АЭС в Островецком районе Гродненской области также были проигнорированы. Белорусы не смогли повлиять на строительство АЭС и в рамках процедуры Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Именно поэтому международная организация «Европейский Экофорум» еще в 2009 году инициировала разбирательство в Комитете по соблюдению Орхусской конвенции по строительству Островецкой АЭС. И только 28 июня 2011 года Комитет по соблюдению Орхусской конвенции сделал вывод о том, что Беларусь нарушила ряд базовых положений Конвенции при строительстве станции.

Орхусская конвенция обязывает подписавшие его страны обеспечить своим гражданам доступ к экологической информации, участию в принятии решений и к правосудию по вопросам, касающимся благополучия окружающей среды. Беларусь является одной из сторон этого международного соглашения и потому должна следовать положениям конвенции, выполнение которой регулируется Комитетом по соблюдению конвенции.

Два года назад, вместе с выводами о нарушении нескольких базовых положении конвенции, Комитет представил Беларуси свои рекомендации о том, как улучшить ситуацию. Стоит отметить, что эти выводы и рекомендации будут одобрены только следующей встречей сторон Конвенции, которая планируется в июле 2014 года. Но уже сейчас, по мнению Комитета, Беларусь должна выполнять рекомендации в отношении строительства АЭС, а сам Комитет будет вести за этим наблюдение и доложит о результатах пятой встрече Сторон.

Рекомендации Комитета и действия Беларуси

На 42-й встрече Комитета в Женеве 25-27 сентября официальная Беларусь представила доклад о выполнении рекомендаций Комитета, в том числе, по делу о строительстве АЭС, а замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Галина Волчуга по Скайпу рассказала Комитету о шагах Минприроды для улучшения законодательства и правоприменительной практики.

Одним из таких шагов была названа инициатива законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды, а также участия общественности в принятии экологически значимых решений и доступа к экологической информации». И, как говорится в официальном письме Минприроды Беларуси Комитету, проект Закона будет представлен общественности для обсуждения, а также для окончательного обсуждения после обработки замечаний, полученных от Комитета.

Представитель Общественного объединения «Экодом» Татьяна Новикова, участвовавшая в заседании Комитета в качестве наблюдателя, подтвердила, что представители заинтересованной общественности имели возможность ознакомиться с текстом законопроекта и направить его разработчикам свои замечания. Но при этом Новикова выразила обеспокоенность полной неясностью процедуры учета замечаний общественности.

Представитель «Экодома» приветствовала действия Минприроды Беларуси по исполнению рекомендаций Комитета по соблюдению Орхусской конвенции – в частности, те, что связаны с просвещением и законотворческими инициативами. Вместе с тем, она представила позицию своей организации, подвергающую критике как положения доклада официальной Беларуси, так и нарушения Конвенции, которыми по-прежнему сопровождается строительство атомной электростанции в Беларуси.

Эксперты Комитета по соблюдению Орхусской конвенции дали оценку действиям белорусского Минприроды

Галина Волчуга, представлявшая доклад официальной Беларуси по Скайпу, отметила, что для Беларуси важно исполнение Орхусской конвенции, именно поэтому Минприроды просит Комитет по соблюдению конвенции дать оценку предлагаемым законопроектам, в частности, тому, который предлагает изменения и дополнения к белорусскому законодательству об охране природы и участии общественности в принятии экологически значимых решений.

Рассмотрев законопроекты, эксперты Комитета сочли, что принятие этих инициатив действительно позволит выполнить ряд рекомендаций Комитета. Но существенные рекомендации, данные Беларуси в связи со строительством АЭС, остаются невыполненными.

Так, по мнению юриста «Европейского Экофорума» Андрея Андрусевича, ни в действующем, ни в готовящемся белорусском законодательстве так и не нашла отражение рекомендация Комитета по определению того, какое именно решение является окончательным применительно к строительству АЭС.

Как прокомментировал Ежи Ендрошка (Jerzy Jendroska), куратор дела по Белорусской АЭС в Комитете по соблюдению Орхусской конвенции, не была также учтена и рекомендация Комитета в связи со строительством АЭС предоставлять лицу, принимающему решение, рекомендации и пожелания общественности в полном объеме.

Рекомендации Комитета не изменили ситуации со строительством АЭС Беларуси

Рекомендации Комитета не улучшили исполнение Орхусской конвенции в отношении строительства Островецкой АЭС в Беларуси – такое мнение изложили Комитету по соблюдению Орхусской конвенции эксперты ОО «Экодом». Они также подчеркнули, что причины кроются как в нежелании Беларуси подчиняться международному праву при строительстве АЭС, так и в самих рекомендациях.

Эксперты «Экодома» утверждают, что ситуация с доступом к экологической информации вообще в Беларуси ухудшилась за последние несколько лет. «Мы вынуждены выразить обеспокоенность фактом увеличения случаев отказа в предоставлении экологической информации заинтересованной общественности местными и центральными органами исполнительной власти, а также отказами судебных органов в удовлетворении жалоб на непредоставление информации», – говорится в предварительной версии доклада организации по поводу выполнения Орхусской конвенции в Беларуси.

Татьяна Новикова отметила, что белорусские чиновники перестали предоставлять общественности документы, касающиеся строительства атомной электростанции.

«Работы по бетонированию котлованов под реакторные блоки Островецкой АЭС начались до появления архитектурного проекта и лицензии, до появления Указа Президента Беларуси о строительстве, что противоречит законодательству. Однако на все запросы заинтересованной общественности (в частности, ОО «Экодом», Белорусская партия «Зеленые») по поводу оснований строительства, был получен ответ, что данная информация не является экологической и не может быть предоставлена», – сказала Новикова.

Одна из причин отказов в предоставлении информации, по мнению Новиковой, связана с тем, что рекомендации Орхусского комитета не предусматривают изменения состава экологической информации, который, по белорусскому законодательству, определяет Минприроды своим Постановлением от 29 мая 2003 года. Именно это постановление подробно перечисляет возможные виды экологической информации, однако не упоминает сведений о хозяйственной деятельности (например, о строительстве или проектировании) или административных мерах, способных оказать влияние на окружающую среду. Именно поэтому результаты экологической экспертизы АЭС, проекты решений по строительству АЭС, информация о соблюдении технических норм и законодательства относится, в соответствии с определением Минприроды, к отдельному пункту, озаглавленному «Иные сведения».

«Это определение делает неочевидным для сотрудников госорганов тот факт, что информация об объекте, влияющем на окружающую среду, является экологической, именно это и позволяет им отказывать в доступе к такой информации, – полагает Новикова. – «Это полностью перекрывает все каналы информации, которые необходимы общественности для экологического контроля».

Кроме того, по информации «Экодома», с общественностью не обсуждается готовящийся указ президента Беларуси о строительстве АЭС, который, по всей видимости, узаконит уже ведущиеся работы на Островецкой площадке. Иными словами, общественность по-прежнему не имеет возможности влиять на принятие экологически значимых решений.

Эксперты Комитета рекомендовали инициировать новое дело о нарушениях в связи со строительством АЭС

В связи с многочисленными случаями давления на антиядерных активистов в Беларуси общественность могла бы инициировать открытие нового дела – такое мнение на заседании Комитета по соблюдению Орхусской конвенции выразил председатель Йонас Эббессон (Jonas Ebbesson) после изучения информации, поступившей как со стороны официальной Беларуси, так и от независимых наблюдателей.

Комитет по соблюдению Орхусской конвенции в течение этого года запрашивал Минприроды Беларуси о подробностях и причинах задержаний и арестов антиядерных активистов в Минске 18 июля 2012 года. Минприроды переадресовало эти запросы в МВД и получило ответ о якобы невозможности установления связи между арестами и общественной деятельностью активистов. Несмотря на такой ответ, Минприроды дало правоохранителям некоторые разъяснения об Орхусской конвенции, о чем упоминается в официальном докладе Комитету.

Напомним, тогда активисты Белорусской антиядерной кампании хотели передать в Посольство Российской Федерации в Минске открытое обращение российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой воздержаться от подписания контракта на строительство АЭС в Беларуси, но были обвинены в нецензурной брани, оштрафованы и арестованы. Российский физик-ядерщик Андрей Ожаровский после отбывания 10-дневного ареста был депортирован и получил запрет на въезд в Беларусь на 10 лет.

В последние годы преследования активистов в Беларуси расширились и приобрели новые формы – такая оценка была дана ОО «Экодом».

«Во время официально разрешенной акции «Чернобыльский шлях» были задержаны антиядерные и экологические активисты Ирина Сухий, Василий Синюхин, Ольга Каскевич, Константин Кириленко. Я была одной из официальных организаторов этой акции, однако сотрудники милиции и КГБ блокировали меня в квартире, препятствуя моему участию в этой акции», – прокомментировала Татьяна Новикова на заседании Комитета.

Она также сообщила Комитету о том, что в этом году милиция и КГБ Беларуси начали препятствовать получению гражданами экологической информации, связанной со строительством АЭС. Так, летом этого года молодым экологическим активистам не дали посетить Информационный центр АЭС в Островце с целью получения экологической информации о строительстве станции.

Рекомендации Беларуси по поводу строительства АЭС должны быть расширены

Самое важное в Беларуси, как и в других бывших советских странах – это не столько законодательство, сколько то, как оно исполняется, считает координатор «Экодома» по связям с общественностью Ирина Сухий.

«Ни для кого не секрет, что у нас могут быть хорошие законы и плохая [правоприменительная] практика. Законы нарушаются и обходятся, когда речь идет о политически мотивированных решениях, таких как строительство АЭС», – говорит Сухий. Поэтому, по ее мнению, Комитет по соблюдению Орхусской конвенции должен дополнить и конкретизировать рекомендации с учетом негативной правоприменительной практики в Беларуси при строительстве АЭС на протяжении последних лет.

Эколог приводит в пример рекомендации, которые были даны Беларуси Комитетом по соблюдению Конвенции Эспо. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, или Конвенция Эспо, является еще одним международным соглашением ЕЭК ООН и предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду потенциально опасного проекта должна проводиться не только внутри государства, но и в тех странах-соседях, которые в результате реализации проекта могут подвергнуться экологическим рискам. Беларусь также является членом этой конвенции, и в марте этого года Комитет Эспо принял аналогичное решение о нарушении Беларусью ряда положений Конвенции при строительстве АЭС и дал ей соответствующие рекомендации.

Сухий обращает внимание на то, что рекомендации Комитета Эспо, – в отличие от рекомендаций Комитета Орхусской конвенции, – касаются именно правоприменительной практики и предлагают Беларуси конкретные практические действия в связи со строительством Островецкой АЭС.

Правда, Беларусь, получив рекомендации Комитета Эспо, своеобразно отреагировала на них, проведя в этом году так называемые «повторные» слушания по ОВОС проекта Белорусской АЭС для литовской общественности. Белорусские власти назначили очередные слушания для литовцев в Островце, что уже стало дополнительным нарушением Конвенции Эспо. Впрочем, само проведение новых слушаний свидетельствует о том, что Беларуси не безразлично мнение международных инстанций.

Представители белорусской общественности считают, что Комитет по соблюдению Орхусской конвенции мог бы предложить Беларуси остановить строительство АЭС, отменить решения, принятые с нарушениями международных договоренностей и повторно – в полном согласии с требованиями Конвенции – провести все нужные процедуры по согласованию и обсуждению проекта.

Но пока рекомендации не затронут всерьез практику применения Орхусской конвенции при строительстве АЭС, Беларусь будет и дальше демонстрировать другим странам, что экологически значимые проекты можно реализовывать, не выполняя своих международных обязательств.