News

Накроет ли промышленников волна общественного экологического контроля?

Опубликовано: 18/09/2013

В Общественной палате Российской Федерации прошла общероссийская конференция «Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы». Участники конференции – представители органов власти, бизнеса, научного сообщества и экологической общественности из разных регионов Российской Федерации.

Экологические активисты рассказали о проблемах в Челябинской, Свердловской, Воронежской и Тамбовской областях, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах страны. По словам общественников, до 90% всех экологических нарушений носит латентный характер, поэтому для нормализации экологической ситуации в регионах необходим полноценный общественный экологический контроль. Бизнес-структурам проще «договориться» с чиновником, чем с сотнями граждан, обеспокоенных неблагоприятной экологической средой проживания.

По мнению экологов, важно на федеральном уровне принять закон об общественном экологическом контроле, присоединиться к международным экологическим конвенциям по общественному участию граждан и разработать механизм правовой защиты самих экологических активистов.

В поддержку расширения полномочий общественного экологического контроля высказались и участвовавшие в конференции сотрудники Российской академии наук, которую, кстати сказать, в ближайшее время реформируют. Ученые констатировали, что разрушение вечной мерзлоты в северных регионах Российской Федерации, природные катаклизмы, в том числе, масштабные наводнения в Крымске, Сибири и на Дальнем Востоке, – результат не столько изменения климата, сколько хозяйственной деятельности (вернее, безответственности) целого ряда коммерческих компаний.

Немногочисленные чиновники из регионов сообщили о сотрудничестве с общественностью и готовности реагировать на сигналы активистов по вопросам экологических нарушений.

А вот среди присутствовавших на мероприятии представителей бизнеса четко прослеживалось непонимание необходимости общественного участия граждан в принятии экологически значимых решений. Они убеждены, что реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду через различные механизмы общественного участия – не что иное, как зарабатывание экологами политических очков и манипулирование общественным мнением. Почему-то бизнесмены считают, что при наличии государственных природоохранных ведомств, прокуратур и прочих контрольно-надзорных органов власти в общественном экологическом контроле большой необходимости нет. И более того, подобный контроль фактически парализует деятельность крупных промышленных корпораций и не позволяет развиваться промышленникам.

Не очень понятно, что имелось в виду, но речь не шла о модернизации предприятий, переходе на современные технологии и, как следствие, снижении техногенной нагрузки в регионах. Создается впечатление, что крупный промышленный бизнес, который и вносит самый существенный вклад в загрязнение окружающей среды, только и обеспокоен, что получением продукции в наибольших объемах и с наименьшими издержками.

Правда, с учетом грядущей масштабной приватизации государственных пакетов в коммерческом секторе, в том числе нефтяных компаний и госкорпораций, такая позиция не удивляет.